Автореферат (1100581), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Норма внешнеговида мальчиков – очевидное наличие физической силы, легкая неряшливость,«хулиганистый» вид.Результаты, полученные при анализе ответов подростков обоих полов навопросы, связанные с профессиями, подходящими для мужчин и женщин, показали наличие стойкого дискриминирующего стереотипа о непрестижностипрофессий, приемлемых для женщин, что иллюстрирует выводы, описанныенами в пункте 2.2 диссертации. Важным выводом для нас является в данномслучае заключение о существовании ценностной асимметрии в парах гендернодифференцированных наименований профессий, где даже те существительныеженского рода, которые являются в языке стилистически нейтральными, воспринимаются детьми как маркированные, так как количественный анализ использования подобных лексем подтвердил намеренное избегание их детьми вдокументе, имеющем для них статус официального: так, слово учитель по отношению к женщине употреблялось 18 раз, преподаватель – 3, учительница – 3,преподавательница – 0.В рамках исследования был проведен также дискурс-анализ личных страниц подростков в социальной сети «Вконтакте», так как интернет-пространстводля современного подростка может правомерно считаться одним из основныхагентов социализации.
Главное свойство виртуального пространства – зашифрованность личности – дает пользователю уникальную возможность сконструировать свое идеальное виртуальное воплощение. Для анализа, подробно описанного в пункте 3.2 «Подростковый аккаунт в социальной сети как дискурсный способ репрезентации гендерных стереотипов», были выбраны страницы 100 поль19зователей социальной сети «Вконтакте» от 12 до 18 лет обоих полов. На моментисследования все они являлись учащимися московской школы, и мы обладалиполной информацией об их настоящих данных.
Благодаря результатам проведенного исследования, нам удалось доказать, что аккаунт подростка являетсяодной из основных форм репрезентации сложившихся представлений подростков о стереотипном коммуникативном поведении, присущем представителямобоих гендеров. Гендерные различия были обнаружены как на языковом уровне– при анализе лингвистических средств, используемых юношами и девушкамипри оформлении собственной страницы, так и на содержательном – корреляционное сопоставление ответов на стандартные вопросы анкеты подтвердило, вопервых, наличие дельты между представителями разных гендеров, а во-вторых,совпадение базовых характеристик создаваемых идеальных гендерных воплощений подростков со стереотипами, транслируемыми всеми каналами формирования стереотипов, описанными нами на предыдущем этапе исследования.Ключевыми дискурсными средствами создания виртуальной гендернойличности для девочек стали: активное использование графодеривации, транслитерирование (Vishenka), словотворчество посредством смешения разнофункциональных морфем из разных языков (Anna Franцуженка Мирошник), использование креолизованных текстов, эмотиконов, литуративов (Анастасия СчастьеМамурова, Ромашка я тебя никогда не забуду Саакян), шрифтовых выделений(иНоплАнеТяАШКА).
Таким образом, аккаунт девочки представляет собой творческое вербально-визуальное единство.Для мальчиков основными элементами формирования виртуальной личности стали: использование прецедентных феноменов и квазипословиц (I'll beback; В каждой паре по твари), апелляция к использованию иностранных слов,использование креолизованных текстов в качестве аватара.
В целом можно сказать, что дискурсные средства, используемые мальчиками, не столь разнообразны, и стиль заполнения ответов на стандартные вопросы тяготеет к сухому анкетному формату.20Анализ пункта «семейное положение» показал, что самыми популярнымиответами среди девочек были «все сложно», «замужем» и «помолвлена», приэтом больше чем в половине случаев девочки меняли свою настоящую фамилиюна фамилию мальчика, которого указали как своего мужа, что доказывает стремление девочек как можно быстрее оказаться вовлеченными в серьезные отношения, которые можно афишировать, а также примерить на себя один из основныхстереотипных атрибутов брака. Среди мальчиков подобные ответы встретилисьтолько в 6% случаев.Самым популярным ответом мальчиков оказался вариант «в активном поиске», который только однажды встретился нам среди девичьих статусов.
В этомлегко увидеть иллюстрацию традиционного стереотипа о мужчине-охотнике.Сама лексическая комбинация, использованная в этом статусе, неизбежно вызывает ассоциации с агрессивным поведением (активный поиск) и доминантнойпозицией ищущего. Вероятно, именно поэтому подобный статус не пользуетсяпопулярностью среди женской части пользователей, но вызывает большой ажиотаж среди мужской – интерпретируясь ими как маркер настоящей мужественности и не только допустимой, но и предпочтительной позиции мужчины в отношениях.Анализ лексем, выражающих интересы, указанных пользователями в соответствующем поле, подтвердил нашу гипотезу о том, что стандартные стереотипы маскулинных и фемининных интересов, представленные в фольклоре ипсихологической литературе для подростков, реализуют себя и в жизни. Так, девочки указали стандартные женские интересы, такие как танцы, косметика, шопинг, мода, кулинария и вышивание, а мальчики – стандартные мужские, такиекак спорт, машины, политика, компьютер, экстрим, техника.
При этом важноотметить, что прослеживаются значимые различия и в лингвистическом аспекте– так, в половине случаев девочки использовали вариант развернутого ответа навопрос («люблю комедии и романтические фильмы, как ВСЕ НОРМАЛЬНЫЕдевушки!!!»), часто демонстрировали гиперкорректное использование знаковпрепинания и прописных букв, обращались к графическим символам – эмотико21нам, звездочкам и др. Мальчики же в 98% случаев использовали простое перечисление, не прибегая ни к каким дополнительным символам.Полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую в егоначале гипотезу о том, что дискурсные средства формирования гендерныхстереотипов, активно используемые в гендерно ориентированной литературе ив живой коммуникации в социуме, совпадают с дискурсными средствами репрезентации этих же гендерных стереотипов подростками не только в реальном, но и в виртуальном общении, а также, что, несмотря на внешнее влияниединамично меняющихся реалий современной жизни, пропаганду равенства полов, активность феминистического движения и зарождающуюся тенденцию кразмыванию границ между полами, традиционный патриархатный стереотипгендерного поведения, описанный еще в фольклорных текстах, по-прежнемужизнеспособен и реализует себя в представлениях и убеждениях всех поколений.В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективыдальнейшего изучения способов формирования и репрезентации гендерных стереотипов в коммуникативном поведении.В Приложении приводятся развернутые описания исследований, на результаты которых мы ссылаемся в настоящей работе, а также приводятся примеры подростковых аккаунтов в сети «Вконтакте».22СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ РАБОТЫ1.
Каркищенко Е.А. Популярная психологическая литература для подростковкак способ формирования гендерных стереотипов // [Электронный ресурс]Гуманитарные и социальные науки. Ростов-на-Дону, №1, 2012. – С. 787-789.2. Каркищенко Е.А. Анкетные данные в социальной сети как репрезентациягендерной идентичности подростка. Вестник МГУ. Филология, №3, 2013. –С. 160-167.3. Каркищенко Е.А.
Виртуальная личность подростка: гендерный аспект. Вопросы психолингвистики, №1 (17), 2013. – С. 174-180.4. Каркищенко Е.А. Гендерные установки современной школы: декларацияпатриархатного подхода или путь к гендерной педагогике? Вестник ЦМОМГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. М: ЦМО МГУ,№2, 2013. – С. 63-67.5. Каркищенко Е.А. Гендерная самоидентификация подростков в социальных сетях// «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения».
Тамбов, 2011.– С. 75-77.6. Каркищенко Е.А. Формирование гендерной идентичности тинейджера (на материале научно-популярных СМИ) // Теория и практика гендерных исследований вмировой науке. Пенза, 2012. – С. 11-19.7. Каркищенко Е.А. Гендерная коммуникация в современной школе // Язык, сознание, коммуникация.















