Текст автореферата (1100468), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Биография и культура. М.: ГАХН, 1927; Лотман, Ю.М. Литературнаябиография в историко-культурном контексте. (К типологическому соотношению текста иличности автора) // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3-х т. Таллинн: Александра, 1992;Т.1. С. 365-376; Batchelor, J. Introduction // The Art of Literary Biography/ Ed. by John Batchelor.Oxford: Clarendon Press, 1995.5 5.Сквозными темами трилогии являются:•внутренне конфликтное отношение писателя к его родине, ныне ЮАР,проецирующееся на родительскую семью, на его эмигрантское «я» в порупребывания в Англии, и определяющее его взрослое «я»;•тема промежуточной постколониальной идентичности, равно болезненносамоопределяющейсяпоотношениюкроднойафриканерскойиканглийской/европейской культуре;•тема формирования художника и становления писателя, избавляющегосяот романтических представлений о величии и власти литературы, о личности творца.6.Формы интертекстуальности в трилогии усложняются от «Детства» к«Летней поре», что соответствует тенденции усиления литературно-рефлексивногоначала в позднем романном творчестве Кутзее.Научно-практическаязначимостьдиссертационногоисследованиязаключается в возможности использовать его результаты в курсе «Новейшейзарубежной литературы», а также при чтении спецкурсов и в работе спецсеминаровпо постколониальной литературе и теории автобиографической прозы.Апробация результатов исследования.
Диссертация была обсуждена ирекомендована к защите на заседании кафедры зарубежной литературы ижурналистики Института филологии и журналистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского.Основные положения диссертационного исследования были представлены в видедокладов на следующих конференциях: на Международной конференции XXIIПуришевские чтения. Москва, МПГУ, апрель 2010; Всероссийской конференциимолодых ученых «Филология и журналистика в начале XXI века». Саратов, СГУ,апрель 2010, 2011; XX Международной научной конференции Российскойассоциации преподавателей английского языка и литературы «Литературнаяпровинция». Екатеринбург, Уральский государственный университет, сентябрь 2010.Тема диссертации отражена в 8 научных публикациях, три из которых размещены визданиях, входящих в список рекомендованных ВАК.Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения ибиблиографическогосписка.Восновукомпозицииположенпринциппоследовательного рассмотрения произведений по отдельности, по хронологии ихвыходавсвет.Помимоочевидного6 условия,переходящегообразаавтобиографическогогероя,целостностьтрилогииобеспечиваетсясквознойпроблематикой (психология творческой личности, порожденные ранним опытомпроблемывличнойкоммуникации,авторскаярефлексиянадпроблемамиавтобиографического письма).
Каждая глава направлена на выявление спецификижанрового синтеза в конкретном произведении и композиционно строится вокруг техидейно-эстетических проблем, что наиболее значимы для рассматриваемогопроизведения.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении систематизируются критические подходы к изучению творчестваДж.М. Кутзее, выработанные на Западе, вводятся основные положения теорииавтобиографии, релевантные для предпринимаемого исследования; обосновываетсяактуальность избранной темы и научная новизна, определяются цель и задачиисследования,методыиматериалисследования,формулируютсяосновныеположения, выносимые на защиту.Перваяглава««Детство»какдеконструкциятрадиционнойавтобиографии» посвящена анализу первой части автобиографической трилогии«Детство» (1997).Глава начинается с рассмотрения теоретических высказываний Дж.М.
Кутзее ожанре автобиографии. Значительную часть жизни бывший профессором литературы,знакомый с современными критическими теориями о гибридности жанров, оневозможности «чистых» жанровых образцов, он смещает акцент с проблемы жанрана проблему правды/истины как таковой в литературе. Дж.М. Кутзее полагает, чтоабсолютное саморазоблачение, абсолютная откровенность писателя убивает егоискусство, и потому отказывается следовать в своем автобиографическом проектестрогой дисциплине фактов. Он формулирует авторскую интенцию, стоящую затрилогией, как попытку сообщить «не историю себя, но историю о себе, историю,которая не будет истиной, но будет иметь истинную ценность, … вымысел,заключающий в себе правду»4. Такая концепция отношений между литературой идействительностьюставитавтобиографическуюпрозуДж.М.Кутзеевпромежуточную сферу между автобиографией и романом. Применяя к жанру 4 Coetzee, J.M.
A Fiction of the Truth// Sydney Morning Herald. 1999. November 27. P. 12. 7 автобиографии весь накопленный им опыт эксперимента в жанре романа, Дж.М.Кутзее пересматривает границы и возможности автобиографии, играет с еесуществующими конвенциями, сосредотачиваясь на возможности передачи в слове«я» субъекта во всей полноте.В первом параграфе «Романные повествовательные техники» исследуютсяотклонения от норм традиционной автобиографии и использование в тексте«Детства» романных повествовательных техник. По сравнению с классическимиавтобиографиями детского возраста, книгу Дж.М. Кутзее отличают фрагментарность,отсутствие повествовательной целостности и полноты. Многочисленные отступления«Детства» от жанровых конвенций подталкивают в сторону восприятия произведениякак романа на автобиографическом материале.Первое нарушение состоит в отказе Дж.М.
Кутзее соблюдать так называемый«автобиографическийимплицитногопакт»соглашения,(Ф.Лежён).Этопредложенногоусловиеавтором«эксплицитногочитателю,илисоглашения,определяющего способ прочтения текста»5, лежащее в основе жанра автобиографии.Писатель нарушает основополагающий баланс критериев а) авторской интенции ичитательскоговосприятия;б)фактическойдостоверности,удельноговесаавтобиографического героя в повествовании. Декларируя автобиографическоенамерение в подзаголовке «Воспоминания», Дж.М. Кутзее получает некоторый запасчитательскогодоверия,однакоотсутствиепрочихстандартныхмаркеров«автобиографического пакта» (повествования от первого лица, ретроспективногохарактера повествования) сигнализирует об его отсутствии в произведении,направляет читателя в сторону истинного авторского замысла – выразитьпсихологическую и биографическую правду в вымысле.Нарушение второй жанровой конвенции автобиографии – совпадения в одномлице автора, повествователя и героя – объясняется не только опытом Кутзеероманиста, но и принципиальной психологической закрытостью писателя.
В«Детстве» повествование от третьего лица создает барьер между автором ипротагонистом; писатель смотрит на свое детское «я» с «научной беспристрастностьюэнтомолога,описывающегообразец,которыйондержитпинцетомпод 5Lejeune, Ph. On Autobiography // Ed. by Paul John Eakin. Transl.
by Katherine Leary.Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. P. 29.8 микроскопом»6. Конструирование автобиографического «я» через местоимение «он»позволяет подчеркнуть разрыв между автором и протагонистом, демонстрирует ихразницу, равно как создает ощущение оторванности прошлого от настоящего,вследствие чего повествование воспринимается «как комментарий к «я»-говорящемуи «я»-переживающему, как нежелание их отождествлять, а не как отказ отавтобиографического проекта»7.С другой стороны, активное использование несобственно-прямой речипозволяет сузить дистанцию между автором и героем, непосредственно передатьсознание автобиографического субъекта, его сокровенные мысли и чувства.
Несмотряна то, что все события показаны сквозь призму сознания протагониста, используемыйязык, обобщения, мысли и размышления определенно принадлежат не мальчикуподростку, но зрелому человеку. Используя прием авторского всеведения,Дж.М.Кутзее получает возможность тоньше анализировать и строже судить своегопротагониста, сохраняя при этом всю интенсивность детских переживаний.
Крометого, в языке фиксируется внешний лингвистический и социально-политическийконтекст, определяющий формирование ребенка в ранне-подростковый периоджизни. Возникает внутренний дискурс автобиографического субъекта, в которомязык субъекта включает в себя собственно авторский язык.В-третьих, в традиционной автобиографии повествование идет в прошедшемвремени; форма повествования в настоящем времени в «Детстве» создает впечатлениесиюминутности и интимности восприятия, дает возможность проникнуть вовнутренний мир ребенка, увидеть его личные переживания в момент их проявления.Свойственные прежде всего роману, все выделенные повествовательныетехники: несобственно-прямая речь, перемежающаяся с прямой речью и диалогами,повествовательная перспектива от третьего лица, единый временной план настоящего– приводят к эффекту дефамилиризации жанра автобиографии.














