Диссертация (1099523), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Выготский, в процессе которой мысль проходитпуть от бессловесной формы в сознании человека до произносительного звуковоговыражения в словах, в устной речи (Мерлин, 2009; Леонтьев, 2001, 2008; Ломов, 1975);деятельность, руководимая целью оказать определенное воздействие на других людей,либо целью установления и поддержания контакта с другими людьми.25Эти два вида деятельности слиты воедино, существуют неразрывно, имышление, согласно положению Л.С.
Выготского о единстве коммуникации имышления, всегда неминуемо вплетено в общение (Выготский, 2011). Поэтомувыделение речевой деятельности – это всегда некая абстракция, которая понадобится втом числе и нам, чтобы показать, какое место интонация занимает в процессемышления и порождения человеком речевых конструкций. Однако мышление можетбыть не развернуто в общении как самостоятельная деятельность с характерным длядеятельности строением по той причине, что в нем нет необходимости, как, например,в случае с диалогами, направленными на поддержание контакта как такового (Пак КынУ, 1997; Соболева, 1994), либо, напротив, быть максимально развернутым, как в случаесо спонтанным монологом на заданную тему, требующим формулировки мысли вреальном времени (Леонтьев, 1999).Психологическая функция интонации в рамках процесса порождения речи, поЛ.С.
Выготскому, состоит в том, чтобы как бы конвертировать психологическуюструктуру внутренней речи, (которая во времени все же первична), в грамматическуюструктуру внешней речи, поскольку эти грамматики очень рознятся, и «мысль невыражается в слове, но совершается в нем» (Выготский, 2011, с. 392). Сам процессподобной конвертации мысли в слово в ходе речевой деятельности очень сложен, ипсихологическиподобенрешениюзадач,тоестьорганизовансогласно«эвристическому принципу» (Леонтьев, 2001, с. 67). Именно поэтому живая речьотличается высокой вариативностью способов оперирования с высказыванием наразных этапах его порождения.Интонирование и сам процесс говорения в определенном смысле тождественны– это оперирование языком, которое, в свою очередь, разворачивается в рамках единогопроцесса мышления-и-речи, по Л.С.
Выготскому. Интонирование как порождение речис точки зрения психологической структуры деятельности, должно включать всеосновные фазы разворачивания деятельности, начиная с фазы ориентировки,продолжая выбором соответствующей стратегии порождения речи, затем этапомпланирования высказывания, предполагающим использование образов, опору напредшествующий опыт и так далее, до собственно фазы моторной реализациицелостного высказывания (Леонтьев, 2001).Итак, интонация исследуется в рамках 2-х научных дисциплин – лингвистики ипсихологии.
В рамках первой можно выделить два больших дискурса, в рамкахкоторыхрассматриваетсяинтонация:интонациякакподсистемаязыкаипаравербальные средства общения. В рамках первого из дискурсов выделяют такие26функции интонации как доопределение смысла высказывания, синтаксическую илиструктурную функцию (здесь многими исследователями интонация рассматриваетсякак физиологически обусловленное средство построения синтаксиса звучащей речи), атакже экспрессивную.Каждая из вышеперечисленных функций может быть представлена какмножество более частных функций.
Так, например, в рамках синтаксической функциивыделяют организацию и членение высказывания, оформление и противопоставлениетипов высказывания и проч. В наши задачи входит самое общее описание этой научнойобласти. С точки зрения исследуемой реальности, некоего предметного и научногоконтекста, интонация здесь рассматривается как языковое и параязыковое явлениие.В психологии интонация изучается как один из аспектов деятельности общения:она включена в реализацию каждой из трех глобальных функций деятельностиобщения: в информационно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную ирегуляционно-коммуникативную, - и поэтому с полным правом может рассматриватьсякак коммуникативное средство широкого назначения, при помощи которого человекосуществляетдеятельностьобщения.Вэтомконтекстепсихолингвистикарассматривает интонацию как средство для реализации устной речи и ее аналогов(например, речь носителей языка жестов), и эта линия исследований берет начало впредставлениях о мышлении и речи Л.С.
Выготского, который считал интонацию какбы встроенной в осуществление высших психических функций (интонация как быконвертирует внутреннюю речь в грамматику внешней речи, «мысль не выражается вслове, но совершается в нем»). Также интонация рассматривается как аспектневербальной коммуникации, выполняя соответствующие функции (нелингвистическаяфункция интонации): выражение и идентификация эмоциональных состояний вобщении, эффект обратной связи, функцию экономии речевого высказывания.1.2.3.2. Интонация как функциональный органВесь комплекс взаимосвязанных средств решения коммуникативных задач,включающий интонацию и другие невербальные средства общения, который выше мырассматривали как одно из слагаемых индивидуального стиля общения, вполнеподходит под определение функционального органа, понятия, предложенного А.А.Ухтомским в рамках учения о доминанте, как «прижизненно складывающейся системыфункций и реализующих их морфологических субстратов», в психологическом планеявляющейся «медиатором, внутренним опосредователем решения конкретных задач вжизнедеятельности индивида» (Большой психологический словарь, 2004).
Дляформированияфункциональногооргананеобходимосуществование«системы27функций», то есть некой группы задач, с которыми человек постоянно и многосталкивается. И такой системой являются все вышеперечисленные функции интонации,включая все группы передаваемых значений, структурные функции интонации,фатические функции и проч. (Кодзасов, 1999; Светозарова, 1982; Иссакова, 2003). Чтокасается вопроса ореализующем эти функции морфологическом субстрате,оказывается, нет жесткой связи интонирования с голосовым и артикуляционнымаппаратом.
Существование интонации как системы функций возможно и необходимоне только в обычном варианте языка, но также в языке жестов (Dachkovsky, Sandler,2009).Впоследнеминтонацияреализуетсяприпомощисовсемдругогоморфологического субстрата: за счет «лицевого» и «ручного» интонирования, поэтомуинтонация как языковая реальность приобретает ряд особенностей, связанных именно сфункционированием морфологического субстрата реализации этой функции.
Наиболееяркие особенности такой «молчаливого» жестового интонационного функциональногооргана - гибкость и симультанность передачи той информации, которая обычнопередается голосом: для передачи интонационных значений в жестовом языкезадействована одновременно очень много разнообразных движений, - это имимические движения верхней и нижней части лица, губ, движения рук, торса, головыи шеи, - тогда как в «обычном» языке все эти средства «заменяются» голосом, припомощи которого информация передается линейно, последовательно во времени (тамже).Таким образом, мы видим, что можно говорить об особой системе функций,согласнокоторойцелесообразновыделятьособыйфункциональныйорганинтонирования. Однако, остается вопрос, включать ли в этот функциональный органдругие невербальные средства для решения коммуникативных задач, такие какжестикуляция и мимика? Согласно данным О.П.
Иссаковой, на уровне функцийпрослеживается тесная связь элементов жестово-мимической системы языка иинтонационной. Кроме того, автор перечислила основные условия появления жестовомимического движения (так называемого паралингвистического знака), из которыхследует, что жестово-мимическое движение есть всегда, когда также используется иинтонация (Иссакова, 2003).Согласно определению А.А. Ухтомского функциональным органом является“всякое(временное)сочетаниесил,способноеосуществитьопределенноедостижение” (Ухтомский, 1950, с.
299). В соответствии с ним, мы можем объединитьвсе виды рассмотренных нами внутренних или «средних» (по Ухтомскому)детерминант в рассматриваемый нами гипотетический функциональный орган,28включая и формально-динамические свойства личности, и характер, как типичныеспособыреагированиянатипичныежизненныеситуации,иличностныесмыслы/установки, которые работают на те задачи, которые мы выше перечислили –как широкие (вроде установления контакта), так и более частные (например, категориипередаваемых интонационно значений).Само же понятие доминанты, явившееся основой для разработанного (вслед за А.А.Ухтомским) В.П. Зинченко (2000) понятия функционального органа, заключает в себетщательно теоретически разработанный и экспериментально обоснованный принципработы нервной системы.















