Диссертация (1099523), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Интонация и деятельностьИнтонация является важной неотъемлемой частью общения между людьми. Всамом деле, вне общения, вне звучащей речи или ее аналогов, обращенной всегда кнекому собеседнику или к аудитории, интонация не существует. Поэтому мыпоследовательно рассмотрим интонацию и ее роль в контексте деятельности общения,речевой деятельности (без которой, очевидно, не существует общения в его обычныхформах), а также невербальной коммуникации, как составляющей любого диалога.1.2.3.1. Общение, речь, и невербальная коммуникация как контексты дляпсихологического изучения интонацииНачнем с деятельности общения. Выделяют несколько ее видов по основаниюпотребностей субъекта, побуждающих ее (вернее, степени значимости такихпотребностей). Так, считается, что одна из таких потребностей - потребность в21общении, которая считается в психологии базовой, то есть существующей безусловно ине детерминированной извне (Ломов, 1981), и ведет к общению ради него самого.Помимо этого существуют потребности, включенные в контекст других деятельностей,и побуждающие именно их, - в таком случае общение с другими людьми, отношения сними выступают как некая «промежуточная» деятельность, как средство длядостижения результата предметной деятельности (Мерлин, 2009, Люкин, 1977).
А.В.Петровский для описания детерминант предметной деятельности предложил схему:«субъект-объект-субъект», а для деятельности общения - «субъект-субъект-объект»(Петровский, 1978).Характерно,чтолингвистыопираютсянапохожеепредставлениеоборганизации речевой деятельности в контексте общения. Так, Ю.Н. Караулов считает,чтовречевомповедениичеловекаможновыделитьцелидвухвидов:получение/послание некого информативного/квазиинформативного сообщения, иустановление коммуникативного контакта и регуляция общения (Караулов, 2004).
Т.Г.Винокур выделяет два рода речевого поведения – информативное и фатическое(Винокур, 2007). Они принципиально различаются: первое предполагает интенциюпередать в сообщении когнитивные и экспрессивные коннотации, частные цели, иможет содержать или не содержать коммуникативно-фатический компонент, а второепредполагает интенцию вступить в контакт с другим человеком и поддерживать его, тоесть фатический компонент здесь является основным и/или единственным.
В этихпредставлениях также выделяются два вида общения по основанию целей: дляпередачи информации (с какой-то, в свою очередь, целью) и для поддержания общения.Итак, общение выполняет три специфические функции: информационнокоммуникативную и аффективно-коммуникативную, с одной стороны, и регуляционнокоммуникативную – с другой (Ломов, 1981). Интонирование включено в реализациюкаждой из этих функций деятельности общения, и поэтому с полным правом можетрассматриваться как коммуникативное средство широкого назначения, при помощикоторого человек осуществляет деятельность общения.
Однако интонация выступает неизолированно, а как один из аспектов системы паравербальных средств общения,которые человек использует для решения всех видов коммуникативных задач: помимоинтонации, к этим средствам относят жестикуляцию, мимику, позу (Иссакова, 2003,Jannedy, Mendoza-Denton, 2005, Dachkovsky, Sandler, 2009, Лабунская, 2009, 1999).Отметим, что все эти средства объединяются на основании их функциональногосходства – они помогают человеку реализовать одни и те же психологические функциив деятельности общения с точки зрения, во-первых, использования языка в речи (были22перечислены выше (Иссакова, 2003)), а, во-вторых, с точки зрения реализации самойречи – для достижения целей деятельности общения (Лабунская, 1986, 1989, 1999,2009).
Рассмотрим особый аспект общения, выделяемый психологами (в том числе,социальными психологами) в рамках деятельности общения – невербальнуюкоммуникацию.Один из распространенных научных контекстов для рассмотрения интонации это невербальная коммуникация (Лабунская, 1986, Леонтьев, 1999) или паравербальнаякоммуникация (Иссакова, 2003), понимаемая как один из аспектов деятельностиобщения. Опишем этот контекст, поскольку он является традиционным для изученияинтонации в различных предметных областях.По В.А. Лабунской, невербальное общение – такой вид общения для которогоявляется характерным использование невербального поведения и невербальныхкоммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организациивзаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния надругого человека.
При этом автор подчеркивает, что термин «невербальные средства»объединяет явления различной природы, интегрированности, сложности (в том числе иинтонацию), и что они все – полифункциональны, то есть достаточно сильнофункциональнонагружены(Лабунская,1989,1999).Важнымидлянашегоисследования кажутся несколько вопросов, связанных с невербальной коммуникацией.Это, во-первых, вопрос соотношения, первичности и взаимовлияния вербальных иневербальных средств в деятельности общения. Во-вторых, вопрос функций/ролиневербальных средств в реализации деятельности общения. И, наконец, вопросвыраженияличностныхсвойствчерезневербальныесредстваобщения–индивидуально-специфичное использование этих свойств.Первый вопрос много изучался в социальной психологии, и на данный моментотмечается большой плюрализм мнений (Лабунская, 1986, 1989, 1999, 2009, Лабунская,Белоусова, 1997).
Так, например, некоторые исследователи утверждают приоритет(главенство) невербального поведения над вербальным в качестве средства болееэффективного и экономного в достижении коммуникативных целей, чем речь (Горелов,1980).Анализируя литературные данные, посвященные данному вопросу, В.А.Лабунская описывает и другую точку зрения, разрабатываемую в отечественнойсоциальной психологии: только вербальные средства определяют выбор невербальныхкомпонентов общения.
Также часть исследователей разделяют идею, что обе этигруппы средств могут выступать в отношении взаимовлияния. В пользу этой точки23зренияговорятданныелингвистики,согласнокоторымжесты,мимикуиинтонационные единицы могут рассматриваться как продукты деятельности одного итого же участка мозга, из-за большого сходства их функций, а также выражаемых имизначений (Капанадзе, 2005).
А некоторые рассматривают ее как независимуюпаралингвистическую систему (Колшанский, 1974).Второй вопрос – это вопрос о функциях невербальных средств общения оченьширок. Во-первых, отметим функцию дифференцировки разных видов социальноговзаимодействия. С этой ролью невербальных средств общения связан концептневербальныхпаттерноввзаимодействия,которыйописываетотносительноустойчивые взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения ипроксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого.
Помимоназванной функции, невербальные паттерны служат для демонстрации отношения ксамому себе и другому, принятия себя и ожидания определенного поведения от других(Леонтьев, 1999)Крометого,важнымнаправлениемисследованийввопросеоролиневербальных средств в деятельности общения является эффект обратной связимежду собеседниками. несмотря на отсутствие четкого разграничения «участия»невербальных и вербальных средств общения в этом процессе, известно, что первыеактивно используются для того, чтобы организовать обратную связь в общении.Принято рассматривать данную функцию невербальных средств в связи с речевымповедением.
Такие движения партнеров, как покачивание головой, легкие изменениявыражения лица, повторение коротких реплик типа «да» и «угу» являются ответами поканалу обратной связи (Лабунская, 1999).Укажем также функцию экономии речевого высказывания, которую выделяютнекоторые авторы (Колшанский, 1974): особую роль с этой точки зрения выполняюттемп, интенсивность высказывания, ударения, паузы, то есть, в том числе и интонация.Отметим особо тот факт что некоторые аспекты интонации в нашем расширительномпонимании входят, таким образом, в невербальные паттерны поведения.
Это тесвойства голоса и признаки индивидуальной манеры говорения, которые «не входят всистему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений изамещают сферу несловесных коммуникаций» по В.А. Лабунской (там же). Множествоученых-психологов (из описанных нами выше направлений исследования акустическихпараметров речи) объединяет под понятием просодии такие ритмико-интонационныестороны речи, как высота, длительность, громкость голосового тона.
В то же время,напомним в интонации есть и собственно языковой аспект, о котором мы писали выше,24ссылаясь на лингвистический научный дискурс – и в этом заключается сложностьфеномена интонации для исследователя (Манеров, 1997).В фокусе внимания исследователей невербальной коммуникации оказывается,таким образом, скорее нелингвистическая функция интонации. Так, В.А.
Лабунская,обобщаяданныепредыдущихисследованийпишет,чтовсяобластьнелингвистической, экспрессивной интонации может быть зафиксирована и описанаобъективно с помощью следующих параметров: 1) характер движения основного тонаво фразе; 2) максимум частоты основного тона в высказывании; 3) частотный диапазонвысказывания; 4) частотные интервалы главноударного слого и завершения фразы; 5)крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершенияфразы; 6) длительность и максимальное значение интенсивности главного ударногослова и фразы (Лабунская, 1989, 1999).Невозможнообойтивниманиемтакоенаправлениевисследованиинелингвистической функции интонации (в качестве аспекта просодической структурыневербального поведения) как выражение и идентификация эмоциональных состоянийв общении. Напомним, что этому вопросу посвящены исследования второй линиипсиходиагностического направления в изучении интонации, уже упоминавшиеся намивыше; они связаны с именами Н.В.
Витт (1981, 1991), А.В. Никонова (1985), В.А.Попова с соавторами (1999), F.J. Tolkmitt и K. Scherer (1986). О трудностяхисследования этого аспекта интонации пишут многие исследователи, включая ужеупоминавшегосянамиВ.Х.Манерова(1997).Исследователиневербальнойкоммуникации отмечает также, что точно такие же трудности затрудняют кодированиевсех аспектов экспрессивного поведения личности – не только интонации: ведьэкспрессия по формальным признакам синкретна, сложно выделить в динамических,постоянно флуктуирующих параметрах как вокального поведения, так и всегоневербального поведения – изолированные наблюдаемые признаки и придать имчеткое значение (Лабунская, 1986, 1999, 2009, Леонтьев, 1999).Однако интонацию невозможно рассматривать лишь в контексте невербальнойкоммуникации.Вконтекстедеятельностиобщенияразворачиваетсяречеваядеятельность, как ее понимал Л.С.















