Диссертация (1099523), страница 35
Текст из файла (страница 35)
выше). Эмотивностьположительно влияет на общую скорость речи в пробе «Отсутствие собеседника». Этовлияние противоположно влиянию экзальтированности: при условии высокоймоторной эргичности она детерминирует увеличение средней длительности слога,которая обратно пропорциональна скорости речи. Таким образом, сравнение с нашимисобственнымирезультатамипоказало,чтонетсходствамеждувлияниемэкзальтированности на параметры интонирования, с одной стороны, и влияниемсвойств, описывающих эмоциональную сферу индивидуальности – с другой.Что касается данных предыдущих исследований, А.В. Никонов с соавторами,установили, что такие физиологические состояния оператора, как повышенноеэмоциональное возбуждение (например, после удачно выполненного задания),утомления после работы и депрессии (после частичного или полного невыполненияответственного задания) сопровождаются, в том числе, изменениями скорости речи –по сравнению с «обычным» состоянием того же человека-оператора (Никонов и др.,1985).
Так, эмоциональное возбуждение сопровождалось увеличением темпа речи на16615-25% за счет уменьшения пауз между словами и предложениями. Состояниеутомлениясопровождалосьснижениеминициативностиоператоров,атакжеснижением темпа речи за счет увеличения длительности ударных гласных и пауз, темпприема и передачи информации в целом снижался на 15-45%. И, наконец, у операторов,переживающихдепрессию,темречиоказалсяблизкимкнормальномуиндивидуальному значению, однако снизилось количество речевой продукции. Такимобразом, положительное влияние экзальтированности на среднюю длительность слогав пробе «Отсутствие собеседника» имеет сходство с влиянием состояния утомления наречь оператора. Однако напомним, что данное влияние наблюдалось при условиивысокой моторной эргичности. Напомним, что показатели психомоторной сферывлияют на интонирование преимущественно в пробе «Отсутствие собеседника», и этовлияние выражается в увеличении изменчивости тона, и снижении значенияпоказателей, описывающих темп речи.
Это заставляет предположить что обсуждаемоевлияние, на самом деле, не имеет сходства с состоянием утомления, истощения илидепрессии. По-видимому, экзальтированность, суть которой заключается в частыхсменах настроения, влияет на интонирование иначе, чем каждое из состояний,составляющих содержание сменяющих друг друга фаз экзальтированности.Второе предположение заключается в том, что в рассматриваемой паре факторов«экзальтированность – моторная эргичность» основное влияние следует приписыватьмоторной эргичности, а экзальтированность в таком случае выступает как модуляторвлияния моторной эргичности. Причиной для такого способа рассмотренияполученного результата стало не только отсутствие сходства с ранее описаннымирезультатами, а также с нашими собственными данными, касающимися влиянийэмоциональности как свойства темперамента и эмотивности как акцентуациитемперамента на интонирование, но также и то, что мы получили всего один результатдля экзальтированности.
И наконец, важный аргумент в пользу такого рассмотренияданного результата – это описанный выше характер влияния параметров моторнойсферы (в том числе собственно эргичности) на интонирование: параметрыпсихомоторной сферы влияют на речь преимущественно в отсутствие собеседника,причем мишенью для их влияния являются в этой пробе параметры скорости речи. Так,моторная эргичность оказывает самостоятельное положительное влияние на среднююдлительность слога в пробе «Отсутствие собеседника». Для того, чтобы объяснитьтакуюрольэкзальтированностикакмодуляторадляпроявлениямоторнойэргичности, необходимы дополнительные экспериментальные исследования.167Для проявления циклотимности в интонировании необходимо особоевнутреннее условие в виде моторной эргичности.
Это кажется логичным, поскольку всодержательном описании циклотимности нет указаний на то, что общение являетсяспецифической деятельностью для проявления этой акцентуации характера. Моторнаяэргичность в данном случае выступает не просто как энергетический базис, наличиекоторого определяет проявление циклотимности в интонировании, а как сложныймодулятор ее проявления.Эти влияния не похожи на рассмотренные выше влияния гипертимности идистимности. Так, дистимность проявляется только в темпоральных характеристикахинтонирования и только в пробе «Отсутствие собеседника» при условии низкоймоторной эргичности. В противоположность этому, циклотимность проявляется впробе «Лицом к лицу» в высокой изменчивости тона при низкой моторнойэргичности (что, согласно общему паттерну интонирования в пробе «Лицом к лицу»означает, что у этих испытуемых низкая скорость речи).
Данные эффекты имеютотдаленное сходство, которое сложно интерпретировать.Гипертимность проявляется в обеих пробах только при условии высокойкоммуникативной активности. Влияние гипертимности на тональный диапазон впробе«Лицом к лицу» (что говорит о более разнообразном или резкоминтонировании), можно было бы сопоставить с влиянием циклотимности наизменчивость тона, однако, как мы писали выше, условием для него является низкийэнергетический базис (в качестве которого мы рассматриваем моторную эргичность).Таким образом, мы не нашли прямых совпадений или хотя бы сходств междувлияниямигипертимности,дистимностиициклотимностинапараметрыинтонирования.
Это позволяет нам считать, что влияние циклотимности не можетбыть объяснено содержательными особенностями гипертимности и дистимности,чередование которых как неких фаз психической жизни циклотимной личностисоставляетсущностьданнойакцентуации.По-видимому,циклотимическаяакцентуация с точки зрения ее влияния на интонирование иначе, нежели как простоечередование гипертимности и дистимности.Эффект положительного влияния циклотимности на изменчивость тона впробе “Лицом к лицу” при низкой моторной эргичности заставляет нас выдвинуть двапредположения. Первое заключается в том, что сниженная моторная эргичностьзаставляетциклотимныхличностейпредпочестьинтонационныесредстватемпоральным в первой пробе ввиду недостаточности у них энергетического базиса дляиспользования темпоральных средств (а именно – скорости речи).
Однако причины168этого явления не могут быть объяснены без дополнительного экспериментальногоисследования.Второе предположение состоит в том, что наблюдаемый нами эффект болеерезкого интонирования у циклотимных личностей проявляется вынужденно в пробе«Лицом к лицу», где общение происходит в ситуации диалога. Происходит это потому,что сниженный энергетический базис связан c интонационно резкой речью, то естьизменчивость тона тут рассматривается скорее как нескомпенсированное отстутствиедостаточного ресурсного обеспечения для плавной речи.
Подобной точки зрения наиспользование в интонировании резких модуляций тона придерживается Е.Ф. Бажин ссоавторами,изучавшиеинтонационныехарактеристикиречибольныхвпсихиатрической клинике (1974): авторы обнаружили, что гиперпросодия, или резкое,чересчурразнообразноеинтонирование,отмечаетсяулиц,находящихсявманиакальных, гипоманиакальных состояниях, а также у лиц, склонных к бурнымаффектам.3.2.4.5. Выводы1.Чертыхарактераимеютразличноевлияниенапараметрыинтонирования.
Наиболее влиятельной чертой оказалась демонстративность: мызафиксировали5статистическизначимыхсамостоятельныхвлиянийдемонстративности на параметры интонации, а также 4 совокупных влияния (вкачестве второго фактора выступала коммуникативная активность). Затем можновыделить гипертимность и циклотимность – мы зафиксировали по 4 влиянияразного рода каждой из черт на параметры интонации. Далее - дистимность (3влияния).
Затем - тревожность, экзальтированность и возбудимость (по 2 влияния). И,наконец, наименее влиятельные черты характера – педантичность и застревание (1влияние).Это связано с тем, что экспериментальная ситуация для испытуемогопредставляла из себя деятельность общения с большим или меньшим включениемдиалогического или коммуникативного компонента.
Таким образом, наиболее яркопроявились те черты характера, которые в своем описании содержат смысловые илицелевые установки, связанные именно с деятельностью общения (демонстративность,гипертимность, циклотимность и дистимность). Особенно отметим, что дистимность–черта,выраженностькоторойделаетлюдейнеобщительными,поэтомудеятельность общения – отличный пример деятельности, в который дистимныеличности не сильны. Поэтому дистимность, как черта, определяющая некоторую169слабость в общении, также ярко проявилась в такой экспериментальной ситуации.В содержательном описании тревожности и эмотивности нет целевыхустановок на использование деятельности общения, подобно демонстративности.Однако есть определенные смысловые установки, связанные с ответственностью ввыполнении задания, с ценностью держать свое слово, которые, по-видимому, моглипослужить для особо ответственного отношения испытуемого к задания и большойвключенности.Далее,экзальтированностьивозбудимостьпроявляютсяблагодаряособенностям эмоциональной сферы, которые, по-видимому, проявляются в речи иинтонировании.Что касается педантичности и застревания, то эти черты проявляются винтонировании менее всего.
Мы связываем это с тем, что в содержательном описанииэтих черт характера нет указаний на установки любого уровня, связанные сдеятельностью общения.2. Из 30 влияний, зафиксированных нами в этом разделе, 9 являютсясамостоятельными, а 21 – эффекты совокупного влияния черт характера и свойствтемперамента. В этих влияниях темперамент представлен двумя показателями:а) коммуникативная активность (демонстративность, гипертимность, застревание,возбудимость, педантичность);б)моторнаяэргичность(дистимность,тревожность,экзальтированность,циклотимность, эмотивность).Мы интерпретировали эти влияния как необходимость внутреннего условия ввиде сильного или слабого ресурсного базиса для проявления черты характера. Вкачестве такого базиса мы рассматриваем свойство темперамента.Относитльно 18 влияний мы показали, что взаимосвязь “черта характера свойство темперамента” имеет компенсаторный характер и может считатьсясимптомокомплексом индивидуально-стилевых свойств личности по В.С.
Мерлину.Еще 3 влияния нам не удалось соотнести с ранее опубликованным данными. Онинуждаются в дальнейшей экспериментальной проверке.3. Перечислим основные выводы, касающиеся влияния черт характера наинтонирование.3.1. По-видимому, отличительной особенностью людей с высоким показателемдемонстративности - высокая скорость речи. Это согласуется с даннымилитературы, согласно которым экстраверты отличаются высоким темпом речи.Демонстративность имеет содержательное сходство с эктраверсией.170Наиболее ярко демонстративность проявляется в пробе «Лицом к лицу». Впробе «Отсутствие собеседника» проявление демонстративности модулируетсявнутренним условием – уровнем коммуникативной активности.















