Диссертация (1099523), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Вэтой пробе моторная эргичность начинает влиять на темпоральные характеристикиинтонирования, а также на общую длительность речи.3.2.3.4. Влияние разных аспектов эмоциональности как свойства темперамента наинтонационные параметры речиРезультаты эмпирического исследования показали, что эмоциональность вкоммуникативной сфере отрицательно влияет на тональный диапазон в пробе «Лицом клицу»: чем она выше, тем уже диапазон. Таким образом, повышенная эмоциональнаячувствительность к своим успехам и неудачам в сфере общения с другими людьми исобытиям в социальной жизни заставляет человека использовать узкий тональныйдиапазон, когда он говорит с молчаливым и нейтральным, но дружелюбнымсобеседником (реальная ситуация нашего эксперимента) (рис.
23).130Рис. 23. Влияние аспектов эмоциональности как свойства темперамента наинтонационные параметры речиВ пробе «Отсутствие собеседника» проявляется противоположное влияниеинтеллектуальнойэмоциональностинатональныйдиапазон:чемвышечувствительность человека к успехам и неудачам в сфере интеллектуальных задач, иэмоциональная реактивность к неожиданным изменениям в умственной работе, темболее широкий частотный диапазон он использует в речи.Таким образом, коммуникативная эмоциональность отрицательно влияет натональный диапазон в пробе «Лицом к лицу», а интеллектуальная эмоциональностьположительно – в пробе «Отсутствие собеседника».
Этот результат кажется намотражением объективных изменений в специфике деятельности испытуемого: в пробе«Лицом к лицу», наличие коммуникативного компонента отражается во «включении»именно коммуникативного аспекта эмоциональности, а в пробе «Отсутствиесобеседника»,каккоммуникативногомыипредполагаликомпонентаввначале,ситуациюввидумалогоэксперимента,задачавключенияначинаетрасцениваться испытуемыми больше как интеллектуальная.Обсудим противоположный характер влияния эмоциональности на тональныйдиапазон в разных пробах. Коммуникативная эмоциональность, выступает, скорее, какготовностькпереживаниям,связаннымсобщением,аинтеллектуальнаяэмоциональность – как готовность к переживаниям, связанным, в нашем случае, с131решением задачи, которая расценивается испытуемым как интеллектуальная. И еслиэто так, то мы можем ожидать актуализацию у испытуемого в пробе «Лицом к лицу»особой установки на оценивание ситуации общения с точки зрения своего успеха илинеудачи, а в пробе «Отсутствие собеседника», соответственно, установки на оценкусвоего успеха или неудачи при решении задачи, требующей выражения своего мнения,фактически в отсутствие собеседника, зная, что речь будет прослушана позже.Подчеркнем, что ситуация в пробе «Лицом к лицу» содержала в себе источникобратной связи для испытуемого по поводу выполняемого им экспериментальногозадания (Леонтьев, 2008), и эта обратная связь, выражавшаяся в нейтральномдоброжелательномвниманииэкспериментатора,былапозитивной.Тоесть,фактически, ничего в самой ситуации не могло вызвать актуализации реактивности,присущей людям c повышенной эмоциональностью в коммуникативной сфере.
В то жевремя, в пробе «Отсутствие собеседника» испытуемый не получал обратной связи окачестве выполнения им экспериментального задания. Это должно было, согласно А.А.Леонтьеву(2008),перестроитьегоориентировочнуюфазу,необходимосопутствующую любой деятельности общения (в том числе когда это общение чемлибо опосредовано, как у нас – звукозаписывающей аппаратурой).
Во-первых,поскольку исчезает компонент диалогичности в этом общении, речь становитсямонологом в собственном смысле.Во-вторых, исчезаетмощная опора дляориентировочной активности испытуемого: нет собеседника, и испытуемый больше неможет соотносить свое поведение с его реакциями. Очевидно, инструменториентировки должен был сильно измениться: теперь испытуемый будет соотноситьсвое поведение с образом «выраженного по данному вопросу мнения», а также,возможно, образом «выразительно говорящего человека» (поскольку он былосведомлен, что его речь будет обязательно прослушана позже, и что экспериментатораинтересует собственно звучащая речь). Таким образом, мы предполагаем, что человек,лишенный обратной связи о приемлемости для собеседника формы и содержаниясобственной речи, будет, во-первых, иметь установку на некоторое переигрывание всмысле использования интонационных средств выразительности, и, во-вторых, будетопираться на образ результата своей деятельности понимаемый как некий продуктумственных усилий.
Что объясняет, почему в пробе «Отсутствие собеседника» вдействие вступила интеллектуальная эмоциональность.Кроме того, сама ситуация отсутствия обратной связи от собеседника моглавызвать у испытуемого эмоциональную реакцию тревоги. Что, по данным предыдущихисследований всегда отражается на тональных характеристиках интонирования132(Baеnziger, Scherer, 2005).
А.В. Никонов (1985) при исследовании аккустическихкоррелятпсихоэмоциональныхсостоянийчеловека-оператораустановил,чтоэмоциональное возбуждение отражается в речи в виде, в том числе, увеличения такназываемого динамического диапазона ЧОТ на 35-70% (то, что мы называлитональным диапазоном).С другой стороны, Е.В. Беловол установила, что показатели эмоциональности вовсехтрехизмеренияхтемпераментаотрицательновлияютнакоэффициентвариативности (Беловол, 1999).
Напомним, этот показатель по смыслу схож с нашиминдексомизменчивоститонаречевогосигнала.Тоесть,чемвышебылаэмоциональность во всех измерениях темперамента, тем меньше наблюдалось резкихмодуляций в речи испытуемого (в заданиях с естественной и клишированной речью).Причем, чем больше было включение интеллектуального компонента в речевое задание(чем сложнее была задача, которую необходимо было решать в уме говорящему вовремя выполнения задания, которое предполагало одновременное говорение), темменьше было влияние эмоциональности.
В нашем задании, наличие дополнительнойинтеллектуальной нагрузки в виде специальных задач на внимание или мышление, непредполагалось, и можно считать, что включение интеллектуального компонента вречевую деятельность было небольшим. Кроме того, необходимо отметить, что заданияв эксперименте указанного выше автора выполнялись испытуемым в присутствииэкспериментатора, по-видимому, обращенного лицом к испытуемому. Таким образом,наш результат в пробе «Лицом к лицу» вполне согласуется с результатом Е.В. Беловол:коммуникативная эмоциональность влияет на тональный диапазон в сторону егосужения, то есть приводит к уменьшению амплитуды модуляций.Таким образом, согласно данным предыдущихисследований, резкостьинтонирования, выражающаяся в величине задействованного в речи тональногодиапазона, связана с переживанием эмоционального состояния как таковым, или свыражением соответствующих эмоций в речи. Мы считаем, что полученные намирезультаты являются подтверждением описанных ранее фактов.3.2.3.5.
ВыводыТаким образом, обобщая сказанное про параметры коммуникативной ипсихомоторной сфер темперамента, можем выделить несколько характерныхособенностей их влияния на интонирование.1. Параметры коммуникативной сферы больше влияют на интонирование в пробе«Лицом к лицу», тогда как параметры психомоторной – больше в пробе «Отсутствиесобеседника». Это влияние мы связали со спецификой речевой деятельности в обеих133ситуациях: параметры коммуникативной сферы закономерно больше проявляют своевлияние в ситуации с большим включением коммуникативного компонента, тогда какпараметры психомоторной – при его малом включении или отсутствии.2.
Коммуникативная скорость положительно влияет на скорость речи, иотрицательно – на параметры изменчивости тона. Параметры психомоторной сферыположительно влияют на параметры изменчивости тона, отрицательно – на параметрыскорости речи, и положительно – на увеличение длительности говорения. Мысвязываем эти явления с идеей, что более разнообразное и яркое интонированиепредполагает и более тщательную артикуляцию, а последняя, в свою очередь,приводит к снижению скорости речи у людей без специальной дикторской подготовки(Углова, 2008). По-видимому, люди с высокими показателями психомоторнойактивности предпочитают использование разнообразного интонирования, тогда какотличительная особенность людей с высокой коммуникативной скоростью – высокийтемп речи.3.
Параметры коммуникативной сферы представлены в этих влияниях толькоскоростью. Параметры психомоторной – скоростью, эргичностью (выносливостью), атакже интегральным показателем – индексом психомоторной активности. Это можетбыть связано со спецификой наших экспериментальных заданий.4. Совокупное влияние параметров коммуникативной и психомоторной сфер,представленноевзаимодействиемкоммуникативнойскоростиимоторнойэргичности:а) вписывается в общий паттерн влияния темперамента на интонацию: в пробе«Лицом к лицу» большее влияние оказывает коммуникативный аспект, а без него –психомоторный;б) позволяет считать коммуникативную скорость и моторную эргичностьиндивидуально-стилевыми свойствами темперамента в деятельности общения иречепроизнесения, образующими симптомокомплекс (Мерлин, 2011).5.Условияпсихомоторныхдеятельностиаспектовнамодулируютинтонирование.влияниеПрикоммуникативныхбольшойивключенностикоммуникативного компонента в деятельность, более влиятельными оказываютсякоммуникативные аспекты темперамента.















