Особенности переживания чувства вины подростками (1099451), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Психологполучал согласие от подростков на участие в исследовании.Основныминаправлениямианализарезультатовстали:особенностипереживания чувства вины; связь интенсивности переживания чувства вины и стилейродительского воспитания; исследование связи Я–Морального и интенсивностипереживания чувства вины, исследование связи интенсивности переживания чувствавины, Я-Морального и морального мышления; исследование интенсивностипереживания чувства вины делинквентными подростками.1. Особенности переживания чувства вины.Статистический анализ распределения интенсивности переживания чувствавины подростками в зависимости от контекста взаимодействия показал, чтонаибольшая интенсивность переживания чувства вины обнаруживается в контекстах17взаимодействия «Подросток – Одноклассник» и «Подросток – Сверстник» (ИП2 =3,74 и 3,43 соответственно, при среднем [1;5]).
Меньшая интенсивностьбылазафиксирована для контекста взаимодействия «Подросток – Родитель» (ИП = 2,88) иеще меньшая – для контекста взаимодействия с учителем (ИП = 2,83).Рис.1Интенсивность переживания чувства вины в разных контекстахвзаимодействия4,00ИП3,002,001,000,00ИП одноклассникиИП родителиИП учителяИП сверстникиИнтенсивность переживания чувства виныв разных контекстах значиморазличается (критерий Вилкоксона W, р < 0.05). Значимых различий не полученотолько при сравнении интенсивности переживаний чувства вины между контекстамивзаимодействия «Подросток – Родитель» и «Подросток-Учитель».
Интересноотметить, что значимые различия были обнаружены и между контекстамивзаимодействия «Подросток – Одноклассник» и «Подросток – Сверстник», причеминтенсивность переживания чувства вины выше в контексте взаимодействия содноклассниками.Возрастная динамика проявилась в том, что младшие и старшие подросткиобладают разной чувствительностью в отношении разных социальных контекстоввзаимодействия. Так, младшие подростки более чувствительны в отношениинарушения норм в контексте взаимодействия со взрослыми, тогда как старшиеподростки, достигшие уже известной степени автономии, становятся менеечувствительными в отношении нарушения норм в контекстах взаимодействия сродителями и учителями. Однако, их чувствительность возрастает в контекстахвзаимодействия со сверстниками.2ИП – интенсивность переживания чувства вины, среднее.18Рис.2Изменение интенсивности переживания чувства вины у младших и старшихподростков в зависимости от контекста взаимодействияИП3.93.7ИП родители3.5ИП сверстник3.33.1ИПоднолкассник2.9ИП учителя2.72.5младшие подросткистаршие подросткиНа основании показателя интенсивности переживания чувства вины вразличных контекстах общения мы произвели кластерный анализ с целью выделениягрупп, различающихся по интенсивности переживания чувства вины.
Выборкаразделилась на три кластера по параметру «чувство вины».многочисленный кластер, попали подростки (56 человек -В первый, самый50%), интенсивностьпереживания чувства вины которых при нарушении моральных и социальных норм,зависит от контекста взаимодействия (далее мы будем именовать этот кластер«Контекстные»).
Второй кластер, названный нами «Несензитивные», составилиподростки, с относительно низкой интенсивностью переживания вины в результатенарушения норм (33 подростка - 29,5%). В третий кластер, который мы назвали«Чувствительные», вошли подростки (23 человека -20,5%), чувствующие себявиноватыми при нарушении норм, при этом интенсивность переживания достаточновысока во всех контекстах взаимодействия.2. Связь интенсивности переживания чувства вины и стилей родительскоговоспитанияДля определения стиля родительского воспитания мы использовали методику«ADOR» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е, 1994), с помощью которойустанавливается,какимобразомподростком19воспринимаетсявоспитательнаястратегия родителей.
Анализ результатов проводится по пяти шкалам - «Позитивныйинтерес»,«Директивность»,«Враждебность»,«Автономность»,«Непоследовательность». В итоге, сочетание показателей, набранных по всем пятишкалам, дает возможность выделить стиль воспитания как целостную единицу. Мырассматривали как связь интенсивности переживания чувства вины с отдельнымишкалами «ADOR», так и связь интенсивности переживания чувства вины со стилемвоспитания отца и матери, и с сочетанием стилей воспитания обоих родителей.Значимость связи подсчитывалась по критерию Пирсона (р= 0.01).Чтобы выделить сочетание стиля воспитания родителей мы проделаликластерный анализ, на основании которого мы выделили 5 семейных стилейвоспитания: «Эффективный», «Эффективно-автономный», «Позитивно-автономный»,«Смешанныйпозитивно-автономный»,«Директивно-враждебно-автономный».«Эффективный» стиль семейного воспитания (этот стиль сочетает в себе позитивныйинтерес, умеренно высокую директивность и предоставление ребенку определеннойстепени свободы) преобладал как по выборке в целом, так и в группах испытуемых«контекстных» и «чувствительных».
В группе «несензитивных» доминировалисмешанный «позитивно-автономный» стиль (доминирование позитивного интереса вматеринского стиле и автономности в стиле воспитания отца) и «директивновраждебно-непоследовательный» стиль семейного воспитания. Напомним, чтоименно «Несензитивные» в наименьшей степени переживают чувство вины принарушении моральных и социальных норм. Отметим, что в группе «контекстных»,где интенсивность переживания чувства вины зависит от контекста общения,выраженность «директивно-враждебно-непоследовательного» стиля наименьшая.Интересно, что в отношении девочек родители чаще, по сравнению с мальчиками,используют«директивно-враждебно-непоследовательный»и«позитивно-автономный» стиль воспитания.
В отношении мальчиков «эффективно-позитивный»стиль (сочетание «эффективного» материнского стиля и «позитивно-автономного»стиля воспитания отца) используется чаще, чем в отношении девочек. В отношениимладших подростков чаще, чем в отношении старших подростков, используется«эффективный» стиль семейного воспитания. По отношению к старшим подросткамродители чаще используют «эффективно-автономный» и «смешанный позитивноавтономный» стили воспитания. Такое различие в использовании стилей воспитанияв отношении девочек и мальчиков может объясняться, на наш взгляд, различными20социальными ожиданиями.
К девочкам, с одной стороны, родители относятся болеестрого в отношениипопыток проявления независимости, но, с другой стороны,более уверены в их «нравственном стержне». Различия между старшими и младшимиподростками были обнаружены в отношении их чувствительности к воспитательномувоздействию со стороны матери или отца. Для группы старших подростков различиймежду кластерам, выделенными по параметру «стиль воспитания матери», винтенсивности переживания чувства вины обнаружено не было, в то время как длягруппы младших подростков выявлены различия (критерий Манна-Уитни, р<0,01) попараметру ИП общий в контекстах взаимодействия со взрослыми. В отношениивоспитательной позиции отца в группе младших подростков значимых различийпрактически не обнаружено, в то время как старшие подростки, отцы которыхиспользуют «позитивно-директивный» стиль воспитания, обнаруживают различия поИП во всех контекстах взаимодействия по сравнению с подростками из другихкластеров (критерий Стьюдента, p<0,05).
Отметим, что подростки, сензитивные вотношении нарушения моральных и социальных норм, наиболее часто оцениваютвоспитательный стиль родителей как «эффективный». Таким образом, сочетаниепозитивного интереса, умеренно высокой директивности и предоставления зонысвободного выбора подросткам, способствующее принятию ответственности за свойпоступок, благоприятно сказывается на присвоении системы моральных норм иправил подростками. Эффективность возрастает, если данного стиля воспитанияпридерживаются оба родителя.На основе анализа значимых различий в интенсивности переживания чувствавины подростками (критерий Манна-Уитни, р< 0,05), родители которых реализуютразные стили воспитания, нам удалось выделить два типа воспитания –«эффективный» и «неэффективный» с точки зрения целей морального воспитанияподростков.
«Эффективный» стиль родительского воспитания сочетает в себеумеренно-высокую требовательность и высокое позитивное принятие родителямиподростка, при предоставлении ему определенной степени свободы. Подростки, вотношении которых используется такой стиль воспитания, более интенсивнопереживают чувство вины в результате нарушения норм, чем «несензитивные»подростки. Кроме того, использование «эффективного» стиля воспитания связано сболее интенсивным переживанием чувства вины в контексте взаимодействия ссоциальным взрослым, по сравнению с подростками, в отношении которых21используютсядругиестиливоспитания.«Неэффективный»вотношениисоциализации стиль воспитания сочетает в себе позитивно-автономный стильвоспитания матери и автономно-позитивный стиль воспитания отца. Подростки, вотношении которых используется этот стиль воспитания, менее интенсивнопереживают чувство вины по сравнению с подростками из «эффективного» кластера(ИП общий), и в контексте общения со взрослыми по сравнению подростками из«эффективно-позитивного» и «позитивно-автономного» кластеров.3.
Исследование связи Я – Морального и интенсивности переживания чувствавины.Я-Моральным мы называем комплексное представление личности о себе как осубъекте морального действия (А.Блэйзи, D.K.Lapsley, D.Narváez, L.P.Nucci),регулирующее моральное поведение. В структуре Я - Морального можно выделитькогнитивный компонент - моральную самооценку и эмоциональный компонент отношение к себе как к субъекту морального действия.На основе кластерного анализа среднихзначений Я - реального, Я –отраженного и Я – идеального нами было выделено 2 кластера.















