Автореферат (1099374), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Впервые в отечественной психологии проведен сравнительный анализкатегориальной структуры восприятия образов себя и «другого» как партнера пообщению у телезрителей и телевизионных авторов всех уровней ответственности (отруководителей проектов до рядовых журналистов), а также образа телевизионнойпередачи. Выявлены особенности «инобытия в другом» у партнеров телевизионногообщения, которые выражаются в разной степени субъектности образа.Практическая значимость исследования. Данные, полученные в работе,могут применяться для проведения психологической экспертизы детских июношеских телевизионных передач, а также при создании детских и юношескихтелепередач.
Материалы исследования используются в общем курсе лекций«Психология коммуникаций» Л.В. Матвеевой, в рамках общего психологическогопрактикума по теме «Наблюдение и беседа», на занятиях спецпрактикума по общейпсихологии «Психологические методы в исследовании массовых коммуникаций»,«Психология публичного общения» на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.Теоретическая значимость исследования. Работа вносит вклад в изучениепроблемы «значимого другого»: выявляются особенности нового типа «значимогодругого» в ситуации опосредствованной коммуникации и его роль в личностномразвитии человека.
Также осуществлена попытка психологического объясненияфеномена «разорванной коммуникации» в опосредствованном общении.Положения, выносимые на защиту.1. Телевизионное общение формирует новый тип «значимого другого». Длязрителя это образ автора или телевизионного ведущего, а для телекоммуникатора этообраз коллективного зрителя. Категориальная структура образа «значимого другого»в случае телевизионного общения меняется по сравнению с ситуациеймежличностного общения – доминирующими характеристиками образа становятсяличное обаяние, выразительность внешнего облика и демонстративность поведения.2. Категориальная структура восприятия образа себя и зрителя утелевизионных журналистов содержит такую категорию, как социальная дистанция6(свой – чужой), относительно которой зритель не воспринимается как «свой».
Такимобразом, зритель не входит в круг «значимых других» для тележурналистов и можетрассматриваться ими как объект воздействия, что позволяет авторам занятьманипулятивную, отстраненную коммуникативную позицию при созданииинформационного сообщения.3. Оценка зрителем себя как субъекта телевизионного взаимодействияобуславливается феноменом «отраженной субъектности»: зритель вступает вовнутренний диалог с образом телевизионного автора как «значимым другим»,который определяет эталоны поведения в реальной жизни.Апробация работы.Результаты были представлены в докладах на Международной конференции“Психология общения 2000: Проблемы и перспективы” в 2000г.; на конференцииРПО «Психология и ее приложения» в 2002г.
и на III съезде РПО в 2003г.; намеждународноммеждисциплинарномнаучно-практическомсимпозиуме“Рефлексивные процессы и управление” в 2003г.; на Юбилейной Конференции РПО в2005г; на международной конференции «Общение 2006: на пути кэнциклопедическому знанию» в 2006г. Работа выступала частью исследовательскогомеждисциплинарного проекта № 14 «Фактор информационной безопасности втелевизионной и рекламной коммуникации» в 2001-2002гг.Материалы исследований нашли свое отражение в 16 публикациях, в числекоторых статьи в коллективной монографии и в журналах.Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов и приложения.Основной текст диссертации изложен на 132 страницах.
Список литературы включает149 наименований, из них 24 на иностранных языках. В работе 17 таблиц и 8рисунков.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается выбор поставленной цели, формулируетсяактуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы,определяются задачи, описываются основные методы экспериментальногоисследования, а также приводятся положения, выносимые на защиту.7В первой главе проведен анализ категорий образа мира и картины мира вотечественной психологии, категории «значимого другого», а также телевизионноговзаимодействия как особой формы общения, в процессе которого изменяется картинамира человека.«Образ мира», «картина мира», «модель мира» и близкие понятия оказалисьв фокусе внимания ряда наук на рубеже 19-20 веков.
Термин «картина мира» широкоиспользовался физикой для обозначения, например, физической картины мира(Г.Герц, 1914; М.Планк, 1966).В отечественной психологии категорию «образ мира» наиболее полноописал А.Н. Леонтьев (1979). Термины «картина мира» и «образ мира» нередкоиспользуются как синонимы. Однако различие между ними есть.
Традиционно«картину мира» можно интерпретировать как цель специализированноготеоретического познания, которое укладывает в целостную систему знаний какможно большее количество явлений и процессов объективной реальности. Также«картину мира» можно понимать как «некоторую совокупность образов отдельныхпредметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к «образумира» (Смирнов, 1981).
Образ же мира трактуется как глубинная структура поотношению к картине мира. В нем концентрируются обобщенные смыслы,выражающиеся в символах, в противоположность стремлению охватить все какиеесть проявления реальности. Образ мира предшествует восприятию, регулирует инаправляет деятельность человека. Получение новых представлений о реальностисвязано не с отдельными аспектами образа мира, а изменяют сам образ мира. Этоозначает, что в понятии образа мира воплощена идея целостности и преемственностив зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности.В диссертационной работе используется понятие «картина мира» каксовокупность представлений человека об окружающей действительности, о себе,других людях и взаимодействии с ними.Идеи А.Н.
Леонтьева довольно подробно были разработаны егопоследователями – С.Д. Смирновым (1981), В.В. Петуховым (1984), В.К. Вилюнасом(2006) и др. Свое развитие эти идеи получили также в психосемантическом подходе(Петренко, 1997), где раскрывается понятие картины мира как системы значений,которые можно измерить и подвергнуть математической обработке (многомерноешкалирование, кластерный анализ) или представить в виде геометрических моделей.Как социальная группа, так и отдельный человек обладают своей системой значений,организующихся в «эталоны» и «стереотипы» (Бодалев, 1994) и образующихкатегориальную сетку, сквозь которую «просеиваются» ситуации и люди,обнаруживая значимые признаки.
Эта «сетка» может быть представлена не толькословесными понятиями, но и образами, и правилами поведения, другими словами –8категориями, в которых заключены оценочная и поведенческая реакции на объект.Важно, что психосемантика обращается и к области так называемых «смутных»,невербализируемых переживаний человека.
Структура категорий, относительнокоторых в сознании человека строятся образы различных объектов и явлений,определяет семантическое пространство. Через построение семантическогопространства сознания, восприятия и раскрываются механизмы формированиякартины мира человека (Осгуд, 1964; Артемьева, 1999; Петренко, 1997; Шмелев,2002).Значимую роль в построении картины мира играет самосознание индивида –жизненные цели и мотивы, характер его отношений с другими людьми, системаценностей и установок, волевая регуляция поведения, нравственные эталоны(Асмолов, 1990; Братусь, 1994; Петровский В.А., 1996; Иванников, 2006; ЛеонтьевД.А., 1993). Самосознание индивида определяет его личность.
В построениисубъективной картины мира личности участвуют уровни сознания, различные похарактерувнутреннегоопосредования–рациональное,рефлексивное,бессознательное и обыденное (Улыбина, 1997). Обыденное сознание выполняетфункцию адаптации личности в окружающем мире – через упрощениевоспринимаемой картины мира, создание разнообразных стереотипов, построениезащит.
Современные СМИ в большинстве своем апеллируют к уровню именнообыденного сознания, то есть используют устоявшиеся в обществе или выработанныеза всю историю развития СМИ стереотипы, нормы и стандарты восприятия,отношения, поведения. По мнению Л.В. Матвеевой (2000) СМИ, в частностителевидение, для современного человека являются дополнительным органомвосприятия или средством построения картины мира, определенным образом изменяяпредставления о мире или создавая, в терминологии А.Н.
Леонтьева, неполный,неадекватный или даже ложный образ мира.Другим необходимым условием или даже единственно возможной средойформирования картины мира является общение (Рубинштейн, 1997, 1989; Выготский,1984; Леонтьев А.Н., 1977; Бодалев, Леонтьев А.А., 1999; Ушакова, 2000; Братусь,1994; Асмолов, 1990; и др.). В общении формируются психические новообразования(Бодалев, 1983; Леонтьев А.А., 1974; Ломов, 1979). Общение не сводится к передачеинформации от одного лица к другому. Поскольку в нем необходим учет интересов,возможностей собеседника, общение суть единое пространство взаимодействия двухполноправных субъектов, каждый из которых обладает уникальностью, иуникальность эта подчеркивается в общении (Бахтин, 1990; Каган, 1988; Хараш,1990).















