Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (1098951), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Всего 312 статей.21Пятый параграф включает в себя описание и анализ результатовосновного исследования.Обращает на себя внимание тот факт, что выбранные девочками идевушками издания являются «женскими», а пресса, предпочитаемаямальчиками, юношами и более взрослыми мужчинами и женщинами неимеет ярко-выраженной гендерной направленности – «МосковскийКомсомолец» позиционирует себя как газету для всех, а «Молоток» – какжурнал для подростков обоих полов. Подсчет единиц контекстадемонстрирует, что чем более универсально издание, тем меньше в немпредставлено описаний женщин. Так, в журнале «Молоток» и в газете«Московский Комсомолец» женщины упоминаются значительно реже, чеммужчины (251 против 434 и 476 против 1090, соответственно).
В остальныхжурналах представителям обоих полов уделено примерно одинаковоевнимание (в «Yes!» выделено 229 мужских образов и 227 – женских, а в«Cosmopolitan» – 558 и 579, соответственно).Таким образом, женская пресса не только отражает интересы своихчитательниц, но и рассказывает им о них самих и представителяхпротивоположного пола, а издания, не являющиеся гендерноориентированными, описывают человека «вообще», который традиционноотождествляется с мужчиной. То, что в подростковом и юношеском возрастедевушки предпочитают читать женские журналы, а в более старшем –выбирают «нейтральный» «Московский Комсомолец», отражает динамикузакрепления андроцентристского мировоззрения – от знакомства с«женскими» сферами жизни к пониманию общего устройства мира, которыйтрактуется с мужских позиций.
Эти результаты говорят о том, что в ходевторичной социализации происходит закрепление гендерной иерархии, врамках которой женщинам необходимо понять, усвоить и, в некоторыхслучаях, освоить правила социального взаимодействия, «естественные» смужской точки зрения. Перед юношами же подобная задача, обычно нестоит, так как современная культура выражает особенности ихмировосприятия, соответствует их повседневному жизненному опыту ипонятна им с детства.С помощью подсчета квантилей во всех изданиях выделены образыпредставителей каждого пола, включающие в себя наиболее значимыепараметры описания, а также игнорируемые качества. В результате22обнаружена внутренняя противоречивость приписываемых психологическиххарактеристик, как женщинам, так и мужчинам – например, одинаково частоупоминаются активность и пассивность или оптимизм и, одновременно,пессимизм и т.п.
Однако не выявлено ни одной черты, которая быстатистически значимо часто встречалась в описании представителей одногопола, а противоположная ей – другого.Полученные данные не позволяют принять гипотезу-следствие о том,что образы мужчин и женщин конструируются через противопоставление, ноуказывают на то, что межгрупповая дифференциация здесь происходит вформе сопоставления [Т.Г.Стефаненко, 2006].Данные по частоте встречаемости основных категорий при построениикаждого образа были переведены в проценты (таблица 1).Таблица 1Частота встречаемости основных категорий контент-анализа (в %)Б.
Возраст«YES!»«COSMO»муж. жен.муж. жен.5,293,514,37«МОЛОТОК»муж.жен.4,282,793,21«МК»муж. жен.2,424,31В. Внешность и ееоформление11,31 21,939,16 14,0911,5615,76Г. Психологическиехарактеристики62,03 62,63 62,00 66,3863,0963,55 58,32 58,26Д. Социальные роли 21,37 11,93 24,46 15,2522,5617,48 33,18 25,696,08 11,74Наибольшее внимание при описании представителей и того, и другогопола уделяется психологическим характеристикам (категория Г).
Этоподтверждает гипотезу-следствие 1.1. о том, что наиболее значимымсодержанием гендерных стереотипов являются представления омаскулинности/феминности, которые выражаются в приписываниимужчинам и женщинам определенных психологических качеств. Тем неменее, в целом первая гипотеза может быть принята лишь частично.Для анализа данных, полученных по категории «Внешность»,применяетсякритерийугловогопреобразованияФишера(ϕ*)[Е.В.Сидоренко, 2002]. Сравнивается значимость этой категории дляописания мужчин и женщин в каждом издании. Все показатели ϕ*эмп>1,64,23что свидетельствует о значимых различиях на уровне p≤0,05.
Таким образом,результаты позволяют принять гипотезу-следствие 2.1 о важности внешностив конструировании женских образов.Аналогичным образом подтверждена гипотеза-следствие 2.2. о том, чтопри описании мужчин во всех изданиях категория социальных ролей будетболее значимой, чем при описании женщин (все показатели ϕ*эмп >1,64).Таким образом, вторая гипотеза полностью подтверждается.Более детальный анализ категорий «Внешность» и «Социальные роли»позволяет отметить важную отличительную особенность конструированияобразов женщин в молодежных печатных изданиях: в подростковом журналедля девочек «Yes!» внешность героинь описывается существенно чаще, чемих социальные роли, а в журнале для более взрослых девушек«Cosmopolitan» и в журнале «Молоток», предпочитаемом мальчикамиподростками, эти категории фактически равнозначны.
В образах мужчин вовсех изданиях наблюдается иная картина – внешности уделяется гораздоменьшее внимание, чем социальным ролям. Лишь в «МосковскомКомсомольце» при описании представителей обоих полов внешностиуделяется значительно меньше внимания, чем социальным ролям. Но приэтом различия между этими категориями в образах мужчин существеннобольше, чем у женщин (см. Таблицу 1).Сопоставление полученных результатов с выводами, которые делаютдругие исследователи на материале некоторых проанализированных в даннойработе изданий, демонстрирует определенную устойчивость выявленныхособенностей [Ю.Е.Гусева, 2002; А.В.Кирилина, 2000; С.Лапицкий, 2002;Л.Письман, 1997; О.Торхова, 2004 и др.].
Кроме того, при сравнениистереотипов маскулинности и феминности у подростков и молодежи[Т.А.Араканцева, Е.М.Дубовская, 1999; И.С.Клецина, 2004; Т.Е.Ломова, 2002]с теми, которые представлены в молодежной прессе, выявлено сходство этихобразов. Это свидетельствует о важности изучения гендерных стереотипов всредствах массовой коммуникации для более глубокого пониманияпсихологических особенностей современной молодежи.24По результатам проведенного теоретико-эмпирического исследованиясделаны следующие выводы:1. Конструкционистский подход в социальной психологии, применяемыйк изучению гендерных стереотипов, предполагает не только анализобразов мужчин и женщин, но и способов их конструирования вопределенном социально-историческом контексте. Обзор широкогокруга междисциплинарных исследований, направленных на выявлениегендерных стереотипов вроссийских средствах массовойкоммуникации позволяет выделить несколько наиболее популярныхстереотипов маскулинности и феминности – «традиционная западная»,«традиционная русская», «советская» и «новая».2.
Полученные в ходе предварительного исследования данныеподтверждают значимость учета возраста и половой принадлежностиприизучениипредпочтенийпечатныхсредствмассовойкоммуникации, в связи с тем, что выбор определенных изданийотражает особенности гендерной социализации.3. В молодежной прессе гендерные стереотипы конструируются спомощью категорий, характеризующих особенности мужчин и женщинкак представителей больших социальных групп. Значимость категорийразлична – при создании женских образов большое внимание уделяютособенностям внешности, а при создании мужских – социальнымролям.
Однако в создании гендерных стереотипов наиболее значимойоказывается одна, общая для всех, категория – «Психологическиекачества». Это говорит о том, что основное содержание гендерныхстереотипов представлено стереотипами маскулинности/феминности, адругие представления (например, связанные с разделением трудамужчин и женщин, или закрепляющие семейные и профессиональныероли в соответствии с полом) являются производными от них.4. Важной особенностью конструирования гендерных стереотипов вмолодежных средствах массовой коммуникации является то, что онисоздаются с помощью дифференциации в форме сопоставления, а непротивопоставления.
Этот результат согласуется с теорией гендернойсхемы, однако противоречит традиции исследования мужчин иженщин как «противоположных» полов.255. Анализ молодежных печатных изданий показывает, что образыженщин близки к стереотипам «новой феминности», так как включаютв себя и традиционно «мужские» характеристики (нацеленность нареализацию в профессиональной сфере, силу, активность и т.п.), итрадиционно «женские» (забота о внешности, значимостьвзаимодействия и коммуникации с окружающими).
Образы мужчин вбольшей степени соответствуют модели «традиционной западноймаскулинности», в которой подчеркивается ориентация на карьеру ихарактеристики, связанные с активностью, а «женские» качества,связанные с ориентацией на отношения, игнорируются.В Заключении диссертации подводятся итоги работы, обсуждаютсяперспективы использованиявыявленных особенностей гендерныхстереотипов в психологическом консультировании подростков и молодежи, атакже в работе с журналистами. Подчеркивается необходимость дальнейшегоисследованиянормативнойстороныгендерныхстереотипов.Рассматриваются возможности, которые предоставляет разработанная вдиссертации модель анализа гендерных стереотипов.СОДЕРЖАНИЕДИССЕРТАЦИОННОЙРАБОТЫНАШЛООТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК МО и наукиРФ:1.
Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации,ориентированных на аудиторию разных возрастов // Мир психологии.2004. №3. С.171-176.Другие статьи и тезисы докладов:2. Гендерные стереотипы родителей и их представления о маскулинных/фемининных характеристиках ребенка // Материалы конференцииРПО.














