Влияние средств массовой информации на психологические последствия терроризма (1098839), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Интересно то, что по фактору «Личностногопринятия – личностного непринятия» прослеживается положительнаядинамикавоцениванииобъекта«террорист».Напервомэтапеисследования, когда объекты оценивались без предварительного просмотравидеосюжета о террористическом акте, «террорист» оценивается наиболеенегативно с позиции личностного непринятия. В то время, как послепредъявления видеосюжетов оценки кардинально поменялись, сместившисьс полюса личностного непринятия на полюс принятия. Подобную динамикуследует трактовать как психологическое последствие террористическогоакта, которое проявляется в процессе идентификации с агрессором, на фонеактуализации страха смерти.
В своем стремлении редуцировать страх смертичеловексклоненискатьвдействияхтеррористовоправдательнуюмотивацию, пытаться понять причины преступного поведения, придав ему24рациональный характер. И в данной ситуации необходимым условиемдостижения перечисленных целей является стремление подробнее, безэмоциональной оценки, понять и принять суть происходящего. Именноподобная тенденция наблюдается в исследовании. Но она предполагает иобратный, негативный эффект, опасность которого заключается в том, что нафоне рационального «псевдопринятия» террориста человек изменяет своеотношение к группам так называемых «других», т.е. к объектам, которыеявляются, с точки зрения наблюдателя, носителями альтернативной (илиоткровенно опасной и враждебной) идеологии.
При этом, данные группыобъективно не являются источниками угрозы и опасности, но, тем не менее,следуя положениям ТМТ, начинают восприниматься и оцениватьсянегативно и даже враждебно. Подобная картина наблюдается относительнообъектов:«гомосексуал»,«христианин»,«атеист»,«иммигрант»и«мусульманин». Отношение к ним со стороны субъекта смещается навраждебное. Следует отметить, что основанием оценивания данныхобъектов являются абсолютно разные сферы: от сексуальной ориентации (несодержащей никакой агрессивной и экстремисткой направленности) дорелигиозной и национальной принадлежности.
Подобная враждебностьобъясняется тем, что в состоянии страха наблюдатель склонен негативно ивраждебно оценивать не только объекты, непосредственно угрожающие егобезопасности, но также людей или группы, чьи принципы и нормы несогласуются с ценностной системой самого человека. Страх смертиспособствуетизменениюотношениясосторонынаблюдателятеррористического акта не только к различным неформальным группам,меньшинствам и т.д., но и к вполне определенным структурам, наделеннымвластными полномочиями. В частности, можно проследить изменения воценивании такого объекта, как «сотрудник правоохранительных органов»,отношение к которому также становиться более негативным. Само по себе,это вполне очевидная реакция недовольства человека по отношению кструктуре и людям, отвечающим за безопасность.
Подобная негативнаятенденция в совокупности с обратной динамикой отношения к террористам25иллюстрирует отчетливо явление, которое среди психологов получилоназвание «Стокгольмского синдрома».Обратимся теперь к результатам по второму выделенному фактору«Нетерпимость – толерантность, поддержка» (см. рис 5).
Выявленнаядинамика подтверждает сформулированную гипотезу о том, что приактуализации эмоции страха (прежде всего – страха смерти) оценки имеюттенденцию становиться более радикальными с точки зрения эмоциональногосодержания. Сравнивая оценки по первому («Личностного принятия –личностного непринятия») и второму факторам относительно объекта«террорист», отметим, что в первом случае оценка смещается сотрицательного полюса на положительный, но относительно второгофактора ситуация обратная. Оценивание «террориста» после предъявлениявидеосюжетов о террористическом акте становится более негативным.
Т.е., содной стороны, наблюдается процесс идентификации (на когнитивномуровне), который и способствует изменению полюсности оценивания попервому фактору, но с другой – отмечается реакция страха и враждебностипо отношению к тому же объекту - по второму фактору.
Оба процессавзаимосвязаны между собой и, представляя замкнутую циркулярнуюреакцию,терроризма.иллюстрируютСтеррористическоговозможныепсихологическиеоднойстороны,упоминаниеактаприводиткпоследствияиливосприятиеформированиюнегативныхэмоциональных состояний, враждебности по отношению к террористам, а сдругой – подобные состояния способствуют тому, что в когнитивнойплоскости наблюдается принятие и готовность понять мотивацию, целипреступника, т.к.
это поможет редуцировать негативные состояния.26Средние значения оценокРисунок 5. Усредненные значения оценок объектов по фактору F2 «Нетерпимость –толерантность, поддержка» (где: F2(без видео) – результаты, полученные безпредъявления видеосюжета;) F2(официал) – результаты, полученные после просмотравидеосюжета, основанного на официальных комментариях; F2(залож.) – результаты,полученные после просмотра видеосюжета, содержащего комментарии заложников).Также изменились оценки объекта «христианин». Это иллюстрируеттот вариант психологических последствий, которые в ТМТ были обозначеныкак «отсроченная» защитная реакция человека.
Если по первому факторунаблюдаются изменения в отрицательную сторону, которые можноинтерпретировать как процесс дистанцирования индивида (как светскогочеловека) от объекта - носителя религиозных (субъективно воспринимаемыхкак ортодоксальные) атрибутов, то по второму фактору наблюдаетсяобратная тенденция. Она заключается в том, что напуганный информацией отеррористическом акте наблюдатель в своем стремлении защитить себя исвое мировоззрение, а значит - восстановить нарушенную «картину мира»,обращается к так называемой отсроченной, экзистенциальной защите.
Оназаключается в формировании лояльной, одобрительной позиции поотношению к религиозным догматам и их носителям.Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том,что в системе оценивания «Свои - Чужие» следует выделять три компонента:когнитивный, аффективный и поведенческий. С другой стороны, характероценок способен изменяться как в положительную, так и отрицательную27стороны, в зависимости от степени эмоциональности и детальностиинформации о террористическом акте.Результаты использования психологических методик.Психологические последствия терроризма могут наблюдаться не толькона уровне социальном. Последствия проявляются и на личностном уровне,вызывая изменения в эмоциональной сфере субъекта, в его поведении иреагировании.
Обратимся к результатам по методике SCL–90 (см. рис 7).Как видно из рисунка 6 и таблицы 1, существуют статистически значимыеразличия в полученных результатах по всем шкалам методики, кроме шкалы«Враждебность».Межличностнаясензитивность15,3820,010,000,030,000,00Kruskal Wallis Test0,010,00Враждебность8,692Тревожность16,95 9,76 17,86 5,43 20,4222222ДепрессияПсихотизм12,432Паранояльныесимптомы7,262ФобическаятревожностьChi-SquareDfAsymp.Sig.Обсессивнокомпульсивныерас-ваСоматизацияТаблица 1.Результаты статистического анализа данных методики SCL – 90 - R по трем группамиспытуемых (без виде; с офиц.видео; с видео с рассказами заложников) с использованиемнепараметрического критерия Краскела – Уолеса.TestStatistics0,070,00Наиболее высокие результаты получены в группе (90 человек), котораяперед заполнением методик просматривала видеосюжет, содержащийпоказания и комментарии различных официальных лиц и минимумтравмирующих сцен и интервью бывших заложников.
А наименьшиепоказатели выявлены в группе (88 человек), которая просматривалавидеосюжет эмоционально насыщенный. Подобный результат, на первыйвзгляд, можно оценить как достаточно неожиданный, т.к. он противоречитзакрепившемуся мнению о том, что сцены, содержащие насилие, негативновлияют на психологическое состояние и поведение наблюдателя. Однако,28террористический акт, по своей специфичности и по спектру последствий,следует выделять в особую категорию актов насилия. Соответственно, испецифика трансляции террористического акта отличается от трансляции,допустим, художественных фильмов со сценами насилия или «бытовой»криминальнойхроники,котораяноситобыденныйхарактериневоспринимается как нечто резонансное и шокирующие. Но, когда речь идето трансляции новостей о террористическом акте, то сам факт наличия всюжете сцен насилия перестает играть роль существенного фактораформирования негативного психологического состояния и девиантногоповедения.
Первостепенными становятся другие характеристики сюжета.Вчастности,речьидетостепениэмоциональностииподробноститранслируемого материала, а также о персоналиях, которые упоминаются внем, или их комментарии, лежащие в основе всего сюжета.Рисунок 6. Средние значения по шкалам методики SCL – 90 – R (где: (без видео) –результаты, полученные без предъявления видеосюжета;) (офиц. видео) – результаты,полученные после просмотра видеосюжета, основанного на официальных комментариях;(видео с залож.) – результаты, полученные после просмотра видеосюжета, содержащегокомментарии заложников).29Отметимналичиепризнаковпосттравматическогострессовогорасстройства (ПТСР) у группы респондентов, которая просматривала сюжет,содержавший официальные комментарии.














