Диссертация (1098064), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Определяя местопоэзии Державина и Жуковского в истории русской лирической поэзии, Г.А.Гуковский посчитал необходимым установить различие классицистского ипослеклассицистского лиризма. В книге «Пушкин и русские романтики» (1946)исследователь делает вывод об отсутствии в творчестве поэта-классицисталирической системы, потому что для него характерно расчленение мира назамкнутые сферы, каждой из которых соответствует определенный жанр.Лирическое произведение в восприятии читателя соотносилось с жанровымрядом. Лирическое творчество поэта послеклассицистской эпохи – это ужеизвестное единство, образуемое отдельными элементами у поэтов-романтиков(стихотворениями, дополняющими друг друга) [Гуковский Г.А.
1946; с. 111, 113,125]. В дальнейшем («Реализме Гоголя», 1959) системность рассматриваетсяГуковским как явление общее для романтической и реалистической литературы[См. об этом: Гуковский Г.А. 1959].135Экспансию лиризма в русской поэзии, по мнению В.А. Грехнева,ограничивает А.С. Пушкин. Мир пушкинской лирики русский, отражающийнациональные переживания, с одной стороны, а с другой – он именнопушкинский, принадлежащий его личности, незыблемым «исходным устоям егомышления». «Смысл и строй» лиризма представляет собой соединение, «чудныйсплав» частного и общего. Русский мир в поэзии Пушкина вбирает в себя природукак естественную среду обитания человека, людскую общность и пр. Категориялиризмадаетвозможностьавтобиографическомилитературоведунациональномводновременнопоэзии,такговоритьчтопередобнамиразворачивается не столько хронология жизни художника, сколько вехи егодуховной биографии.
Например, об одной из сторон пушкинского лиризма, скоторой связана историческая чуткость и отзывчивость поэта, Грехнев пишет:«<…> русский мир у Пушкина – это людская общность, т. е. силы единения,которые неуклонно возрождаются к жизни в роковые часы истории и которые вэпохи социального застоя часто оттесняются силами распада и разобщения,дробятся на ручейки замкнутых человеческих судеб. Пушкин застал оба этихсостояниярусскойжизни.Егостихотворения,посвященныелицейскимгодовщинам, внушены возраставшей с годами ностальгией по людскомуединению.
Они бесконечно шире по своему поэтическому содержанию, нежелитолько цепь лирических откликов на очередную лицейскую дату» [Грехнев В.А.1994; с. 13, 8, 10]. Лиризм Пушкина, по мнению исследователя, позволил поэтустать новатором внутри традиционной жанровой системы, собственно, он и былтой силой, при помощи которой поэт трансформирует эту систему.В.М. Маркович, исследуя совмещение эпических и лирических структурныхобразований в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», утверждает,чтолиризмпроизведениястановится«естественнойпредпосылкойдлясмыслового скачка к символическим значениям». В прозе лиризм порождается спомощью приемов автора-романиста, близких тем, к которым прибегаетстихотворец.«Некую «инокачественную» тенденцию, осложняющую еще«нетвердые» законы собственно романной поэтики», воплощают у Лермонтова136«сквозные» поэтические мотивы («звезд», «гор», «моря» и др.), значения каждогоиз них варьируются в пределах очень широкой амплитуды, между мотивамиустанавливаются переклички и смысловые связи, создающие особую атмосферуромана, «силу поэтического намека».
Явление, родственное природе лирическогостихотворения, – это сосредоточенность романа вокруг центрального героя.Маркович пишет: «Лирический потенциал дневниковой формы проявляется впечоринском «Журнале» неравномерно. Временами он едва заметен или вовсенеуловим, но зачастую, когда рефлексия героя достигает известного пределаэмоциональной напряженности, лирическая стихия «сгущается».
В такиемоменты повествование уже явственно приобретает лирическое «качество»:лиризм не только окрашивает, но и организует его <…>» [Маркович В.М. 1981; с.298, 291, 294, 296]. Появляются и формальные признаки лирическогопреображенияпереживаний:речьтяготееткритмико-мелодическойорганизованности, лексика приобретает образно-метафорический характер, фразастроится экспрессивно, намечаются синтаксические параллелизмы. Чертыструктурного родства обнаруживает Маркович с «Мертвыми душами» Гоголя.Из суждений исследователя о «механизме» лирического преображения иобобщения смысла, таким образом, можно сделать вывод о том, что лиризм естькатарсический переход «эмоционального напряжения» в «поэтическое озарение»,а значит, он не исчерпывается в произведении эффектом совмещения словесныхприемов, но становится некоей энергией прорыва в сферу символов, гдередуцирован психологизм переходов по ступеням ценностной иерархии отбытового к бытийному и наоборот, где переживаемая целостность существует какбы в допонятийном состоянии неразложимости на категории и неосознаннойконфликтности.Лирическое начало отмечается в прозе Ф.М.
Достоевского. И.Л. Альми вспециальной статье «Лирическое начало в повести Ф.М. Достоевского «Кроткая»(1985, 1999) утверждает, что «русские мальчики» (Алеша и Иван Карамазовы,Раскольников, Мышкин) Достоевского «близки тому типу сознания, которыйобычно персонифицирует герой лирики – так называемое лирическое «я», «черты137лирического рода внедряются и в синтетическую природу романа Достоевского»,но особенно важен лиризм в «малой форме».
На примере «Кроткой»литературовед ставит перед собой задачи не говорить о том «типе прозы, которыйназывается лирическим на языкесовременной критики и предполагаетослабленность сюжета, прямое выражение авторского начала, повышеннуюритмичность», а исследовать лиризм как выражение особого взгляда автора игероя на мир [Альми И.Л. 2002; с. 464].Каковы же формы и смыслы проявления лиризма у Достоевского? Альмизамечает, что, во-первых, в «Кроткой» присутствует камерная, предельноконцентрированнаяситуация:«еесредоточие–мужчинаиженщина»,воссоздается атмосфера любовной поэзии – положение это естественно именнодлялирики.Во-вторых,высшимпроявлениемлиризма,помнениюлитературоведа, можно считать стиль речи Достоевского, ориентированный наговорение: «Устная речь, когда она представлена экспрессивным монологом,смыкается со сферой стихотворной лирики в моменте импровизированности,спонтанно-непосредственногохарактеравысказывания».В-третьих,чертывоспроизведения времени в повести (установка на сиюминутность, выделенность«замедленного» мига, выход в вечность) сближают мир героя с общим типомлирического мировосприятия.
Альми считает, что в «Кроткой» монолог от «я»сближает с лирической сферой не только характер, но и внутренняя цельвысказывания: рассказчик идет не к фактам, он находится в состоянии«личностного поиска самой «главной» истины, который лежит в истокахлирической субстанции», он поглощен настоящим, с позиций которогопересматривает прошлое, а в финале Достоевский от интимного переходит квселенскому (ощущению всечеловеческого сиротства) [Альми И.Л. 2002; с.
464,466, 467]. Таким образом, психологизм Достоевского включает в себя лирическуюформу переживания, представленную во плоти прозаического жанра.Н.К. Пиксанов в статье «Лиризм в творчестве В.Г. Короленко» (1922; испр. –1969) предлагает расширительную трактовку понятия «лиризм», подразумеваяпод ним «неотъемлемую стихию всей его <автора. – Ю.Ш.> настроенности,138социально-политических убеждений,его общественной деятельности,егослужения родине и народу». Исследователь разделяет понятия «внутреннеголиризма» и «лирической формы»: «<…> лиризм писателя определяется не толькостихотворной, ритмической формой, литературным жанром и даже не столькоими.
Сама лирическая форма только наиболее чутко отображает внутреннийлиризм произведения. Сам же лиризм есть обнаружение душевной жизниписателя, сокровенных сил, движущих его духом. <…> все явления внешнейжизни, воссоздаваемые в реалистическом повествовании, проходят черезтворящий дух писателя, там очищаются и согреваются прирожденным писателюэнтузиазмом. И о чем и о ком бы ни рассказывал писатель, он всегда«рассказывает» и самого себя». Лиричны и поэты, и романисты, и драматурги, тоесть все писатели, однако они в разной мере обнаруживают свою лиричность(есть «великие исповедники», как Гоголь, Достоевский, Короленко, и «ревнивооберегающие «тайный сад» своего духа», наподобие Гончарова и Чехова)[Пиксанов Н.К.
1979; с. 137–138, 139, 140].В творчестве Короленко Пиксанов отмечает лирическое переживаниеприроды: «идиллическая лирика украинской ночи»; описание природы, звучащее«как торжественная оратория» и «лирика космическая, где душа человекасозвучно трепещет и сливается с жизнью мира и где явления природы становятсятолько внятными приметами, символами движений и сил великого космоса». Ноне природа является «сосредоточием и главным родником» лиризма Короленко,его лиризм «антропоцентричен»: «Редкий из русских писателей так верит вчеловека, как Короленко».
И еще одна характеристика лиризма – отсутствиемотивов любви. Несмотря на это замечание, Пиксанов приходит к выводу о том,что Короленко – «один из самых лирических русских повествователей»[Пиксанов Н.К. 1979; с. 141, 142, 148].Вообще, в русской литературе есть писатели, по отношению к творчествукоторых характеристика «лирический» предсказуемо возникает в большинствелитературоведческих работ. В частности, о рассказах А.П. Чехова исследовательпишеткакопроизведениях,рождающих«проникновенныйлиризм,139окрашивающий характеры основных героев и придающий рассказу настроениесветлой грусти и мечты о прекрасном, о том, что должно быть» [Голубков В.В.1958; с.















