Теория государства и права Мелехин (1004455), страница 93
Текст из файла (страница 93)
Идея верховенства права исторически значительностарше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденцииразвития права и закона — европейскую и восточную. Восток в данном случае — понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку, южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации4.В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе — англосаксонская и романогерманская, на Востоке — индусская,исламская и т. д.
Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует(обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве.Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношениюк обществу и государству.Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена. Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далекот истины арабский автор Г.
М. Бадр, утверждающий, что мусульманское обществобыло основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ.1БВС РФ. 2003. № 3.2См.: п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. № 217. (Печатается по тексту Решения ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело № 7448/04 // Российская газета. 2004. 30 дек.3 См.: п.
12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. № 217. (Печатается по тексту Решения ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело № 7448/04 // Российская газета. 2004. 30 дек.4См.: Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.Университетская серия291Раздел 11. Источники (формы) праваТакое верховенство права складывается независимо от того, существует лив традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качествеих первоосновы.
Потому в идеале и то и другое должно соответствовать праву.В данном случае качество закона, как особый порядок его принятия, здесь отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровения Бога, «услышанные»его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране. Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона.Доктора ислама могут определять соответствие актов правителя, явленийи процессов общественной жизни священному закону. Заключение об этом даетсяв форме фетвы, которая со временем превращается в самостоятельный источникправа.«Рукотворные» нормы, изменяющиеся с течением времени, не могут нарушатьбожественного закона. Отсюда важность доктрины как источника права, определяющего степень допустимости отступлений рациональных правил от «неизменных» норм шариата.
Со временем доктрина становится важнейшим источникомправа.В Европе в раннеклассовую эпоху также формируется дуализм доктриныи структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представленияо том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь ужев древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Так, сами термины «закон»; «законодательство» во многихевропейских языках происходит от латинского lex (множественное число leges).Значительно техникоюридическое влияние римского права.
Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в периодабсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазнойэпохи и только в странах романогерманской правовой семьи.Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовойсистемы, источник государства и т.
д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах — соотношениянормативных актов федерации и ее субъектов.
Закон может определяться как поматериальным, так и по формальным критериям.С тех пор как право приобрело национальный характер, закон в силу его связейс верховной властью государства можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета — внутренний и внешний — обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитетапроявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств.Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системеисточников права и наличие политикоправовых гарантий верховенства закона,а также ряда неправовых условий.292Университетская серияТема 2.
Виды источников праваВерховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. В принципе легитимности закона это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.Американский ученый Р. Пилон утверждает, что термин «легитимность»в обычном его понимании обозначает ту точку, где сходятся право и мораль. Помнению некоторых ученых, слово «закон» подразумевает легитимность. Оно, какотмечал Р.
Давид, призвано выделять акты, выражающие волю тех, кто правит, приусловии, что они признаются в качестве законодателей.Верховенство закона реально лишь при наличии и формально юридическогои сущностного критерия легитимности, ибо учет последнего из них может означатьдоминирование целесообразности над законностью, а только первого — провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность «корректировки» законов в соответствии с требованиями легитимности свидетельствуюто существовании источников права, конкурирующих с ним.Критерием легитимности законов выступает конституция.
Критерием ее легитимности — высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т. е., по существу, их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируетсяпутем толкования сама конституция.По существу, в чистом виде концепция верховенства законов реализоваласьлишь в классическом мусульманском праве. В бывшем Советском Союзе и странахсоциалистического содружества провозглашение этого принципа было фикциейв силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимовпримата политики над правом.В ряде скандинавских стран не признается иерархия и четкое соподчинениеправа, следовательно, отсутствует и принцип верховенства законов.Но и в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно.
Это связано с тенденцией к ограничениюпозиций парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальноеместо закона в системе источников права во многом определяется соотношениемкомпетенции парламента и правительства (президента). Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.Возможны два подхода к проблеме верховенства закона. «Узкий» состоитв формальноюридическом определении закона в системе источников права. «Широкий» предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими системами.
Тогдапринцип верховенства закона приобретает многомерность и рассматриваетсясквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т. д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение законав той или иной правовой системе.В России законы делятся на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся, прежде всего, сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (всего их около 20).По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законыфедеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектовФедерации.














