Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Немецкая литература ХХ века » Реалистический вариант темы маленького человека в творчестве Ханса Фаллады

Реалистический вариант темы маленького человека в творчестве Ханса Фаллады

2021-03-09СтудИзба

Реалистический вариант темы «маленького человека»

в творчнстве Ханса Фаллады

   Ханс Фаллада, как и Ф.Кафка, продолжил гаупмановскую традицию изображения «маленького человека». Творчеству Фаллады в российском литературоведении посвящено ряд работ [Бернштейн 1968; Мотылева 1988; Сучков 1976; Топер 1980]. Большинство литературоведов обращает вни­мание на обусловленность произведений писателя социально - политическими событиями действительности Германии того времени. Сложность жизни Германии этого периода (мировой экономический кризис, фашизм, война, освобо­ждение немецкого народа от фашизма) нашли отражение в сложнейших про­блемах и острейших конфликтах произведений Фаллады. Все критики считают основной проблемой его творчества проблему «маленького человека», которая определяет многие художественные принципы его произведений. Т.Мотылева рассуждает о влечении писателя к произведениям большого масштаба, где судьбы персонажей развертываются на широком историческом фоне [Мотылева 1988}. Б.Сучков говорит о своеобразии психологизма писателя, вдумчиво и многосто­ронне исследовавшего строй человеческой души людей, которые представали в его произведениях частью потока истории [Сучков 1976]. Литературоведы неоднократно говорили о драматичности и трагедийном звучании произведений Фаллады. Б.Сучков указывал на сгущенный драматизм романа «Маленький человек, что же дальше?», сумрачный его колорит, П.Топер - на описание трагического бытия немецких бедняков в лабиринте города-спрута (Топер 1980). 

     Уже в романе «Маленький человек, что же дальше?» (1932), получившем быстро мировую известность, сложились характерные для писателя художест­венные принципы изображения «маленького человека». Драматизм судьбы главного героя Иоганнеса Пиннеберга обусловлен социальными обстоятельствами - ситуацией экономического кризиса. «Маленький человек» этого романа, как и остальных произведений Фаллады, предстает в ситуации обыденных отношений - семейных и служебных. Но основной конфликт pомaнa порожден не семейными или служебными обстоятельствами, а общей социально­политической ситуапией в Германии того периода. Это конфликт героя со всей системой общественного уклада. На первых страницах книги Пиннеберг изо­бражен жизнерадостным, уверенным в себе блондином приятной наружности, влюбленным в свою девушку, на которой он вскоре и женится. Счастье пред­ставляется Иоганнесу в виде тихой семейной жизни, уютной, со светлой комна­той и белыми занавесками. Его не интересуют разговоры тестя - рабочего Мершеля о политике.

     Дальнейшее повествование раскрывает другие нюансы его мироощущения: он быстро понимает, что он человек маленький, что с ма­ленькими людьми «они» делают что хотят, но первоначально эта мысль не по­рождает какого-либо внутреннего возражения. Однако уже начало служебной деятельности вводит Иоганнеса в ситуацию драматического столкновения. Защищая свое человеческое достоинство, он может уволиться из магазина гото­вого платья Бергмана и перейти в сельскохозяйственный магазин Клейнгольца. Но увольнение от Клейнгольца уже грозит безработицей, крахом, нищетой. Пиннеберг вынужден скрывать собственную женитьбу, терпеливо сносить ос­корбления, издевательства и все же лишается работы.

      Драматическая ситуация казалось бы разрешается благополучно благодаря протекции Яхмана (любовника матери Иоганнеса). Пиннеберг - продавец крупного магазина готового платья Манделя. Однако драматизм не только не уходит из повествования ро­мана, а, напротив, усиливается. Фаллада мастерски передает чувство зыбкости, ощущение временности удачи, которое не покидает Иоганнеса: «Но он никак не может отделаться от чувства, что в результате этой сделки - пусть даже у не­го теперь есть заработок, он все же скорее принадлежит к этим людям, не имеющим заработка, чем к тем, кто хорошо зарабатывает. Он один из этих без­работных, каждый день может случиться, что он будет так же, как они, сло­няться по Малому Тиргартену, от него это не зависит. И никто его от этого не убережет» [Фаллада 1990:121].

     Средством усиления драматизма повествования, прибли­жения его к трагическому звучанию становится тонкий психологический ана­лиз внутреннего состояния героя. По мере усложнения обстоятельств, в кото­рых находится герой, изменяется его внутреннее состояние, нарастает неуве­ренность в себе, переходящая в уныние, а затем и в отчаяние. Автор не проти­вопоставляет себя герою, основная форма передачи мыслей героя - сосущест­вование голоса автора и героя в повествовании. Особенностью психического состояния Пиннеберга является захваченность его сознания одной мыслью, в которой в разной форме сконцентрирован страх перед безработицей: «Завтра нужно наторговать на триста марок», - это его последняя мысль, когда он уже поцеловал Овечку на ночь и лежит в темноте. Трудно заснуть с такой мыслью, она мучит его день и ночь. «Сегодня нужно наторговать на триста марок», - и при вставанье, и за кофе, и по пути на работу, и в магазине - всегда и везде: «На триста марок» [Фаллада 1990:218). Используя прием повтора,  автор подчеркивает навязчивость мысли главного героя. Ужас перед безработицей возвращает взрослого человека к состоянию детской беспомощности: «Это невозможно, но он должен выполнить норму: иначе, что eму делать с семьей на руках? … Как будто снова вернулись давно минувшие школьные годы... ученик Иоганнес Пиннеберг молится под партой: «Господи, сделай так, чтобы у меня было всего три ошибки!» ... Продавец Иоганнес Пиннеберг тоже молится: «Господи боже, пошли мне покупателя, которому нужна фрачная пара. И выходное вечернее пальто, и ... и ... » [Фаллада 1990:256].

Рекомендация для Вас - 4.1 Общая характеристика и основные этапы развития.

     Многие образы романа являют характеролоrические вариации к типу «ма­ленького человека» (Эмма Мершель - жена Иоганнеса, Гейльбут - его друг, ро­дители Эммы, мать Иоганнеса и ее любовник Яхман). Главного героя Иоганне­са и Эмму выделяют из этой галереи образов порядочность, честность, способ­ность сохранить свою любовь. Но именно эти свойства личности мешают им приспособиться к бесчеловечной действительности.

     Тип героя романа Фаллады, таким образом, очень близок типу маленького человека в драмах Г.Гауптмана, как и тип художественного психологизма. Во многих драмах Гауптмана особенностью динамики психологического рисунка становится изображение «внутренней захваченности» персонажа сложившими­ся жизненными обстоятельствами.

     В отличие от произведений Гауптмана, в которых герой чаще всего пред­стает в узко семейной ситуации или в круту узко социальных отношений, когда тотальное взаимонепонимание людей приводит к катастрофе, - произведения Фаллады изображают героя на фоне широких социальных перемен, так что проблема взаимоотношения «маленького человека» с обществом в целом осоз­нается самим «маленьким человеком». В романе «Маленький человек, что же дальше?» это - осознание Иоганнесом собственной отчужденности от интере­сов «хозяев жизни»: «Министры обращаются к нему с речами, призывают к воздержанию и жертвам, взывают к его патриотическим чувствам, убеждают класть деньги на книжку и голосовать за поддерживающую устои государства партию. Он делает это или не делает, смотря по обстоятельствам, но он им не верит. Нисколько не верит. В глубине души он чувствует: все они хотят что-то получить от меня и ничего не хотят дать мне [Фаллада 1990:l21]. Мысль о враждебно­сти, чуждости мира, которому нет дела до «маленьких людей», не покидает Пинне6ергов даже в минуты тихих семейпых радостей, вызывая желание уединиться, отгородиться от всего.

     Герой Фаллады в этом романе остается в живых, Иоганнес и Эмма сохра­няют свою любовь в тяжелой ситуации безработного существования, но Фаллада психологически тонко показывает нависшую над героем трагическую опас­ность разрушения личности в сложившихся социальных обстоятельствах. Все­гда выдержанный, благопристойный Иооганнес способен теперь на грубую фразу в адрес сотрудников (Пиннеберг у Клейнгольца); умелый продавец Пиннеберг совершает одну ошибку за другой. Потеряв самообладание, он начинает упрашивать актера Шлютера, отнявшего у него - продавца - столько драгоцен­ного времени, купить что-нибудь. На этой ошибке и заканчивается профессио­нальная деятельность Иоганнеса. Начавшееся разрушение личности ярко обна­руживается в сцене издевательства Пиннеберга над пожилым продавцом ме­бельного магазина: «Пиннеберг в душе чувствует, что он свинья, что он ведет себя так же по-хамски, как самые хамоватые его покупатели. Что он по-свински обращается с пожилым, сбитым с толку, озадаченным продавцом. Но иначе он не может, он зол на весь мир, к черту всех, всех к черту! Но, к сожалению, здесь только пожилой продавец» [Фаллада 1990:134].

     Драматический вариант в романе Фаллады «Маленький человек, что же дальше?» значительно отличается от трагических вариантов Гауптмана. Через все произведение Фаллады проходит тема надежды, придавая ему теплое, ли­рическое звучание. Эта надежда связана с темой любви, с поддержкой, исходя­щей от жены Иоганнеса Эммы. Эта надежда звучит и в конце романа: « ... он рыдает, он бессвязно бормочет: - Ах, Овечка, Овечка, что они со мной сделали. Полицейский столкнул меня с тротуара ... погнал меня ... Как я теперь посмотрю в глаза людям? И вдруг холод отступил, бесконечно ласковая, зеленая волна подхватывает ее и его вместе с нею, подымает их, звезды сверкают совсем близко; она шепчет: - Но ведь мне-то ты можешь смотреть в глаза! Всегда! Всегда! Ведь ты со мной, мы-то вместе ... Волна вздымается выше и выше, они на ночном берегу между Лензаном и Виком, тогда звезды были так же близко ... Старое счастье, старая любовь ... Все выше и выше от запятнанной земли к звездам. И они вместе входят в дом, где спит малыш» [Фаллада 1990:288].

     В последующих романах изображение драматической судьбы маленького человека в творчестве Фаллады остается столь же сочувственным, но конфликт личности с обществом обретает уже в следующем романе «Кто хоть раз хлебнул тюремной баланды» (1934) более острый характер. Главный герой ро­мана, бывший заключенный Вилли Куфальт, страстно мечтающий освободить­ся от тюрьмы и связанного с ней образа жизни, активнее и изобретательнее Пиннеберга, с большей решимостью борется за место в обществе. Но тем тра­гичнее его судьба, его возвращение в тюрьму, и тем трагичнее изображение его внутреннего мира, захваченного страхом перед собственной обреченностью и движением от страстной надежды к осознанию собственной деградации. В создании образа «маленького человека» Фаллада движется от различыx драматических образов до изображения трагического противостояния рабочего Отто Квангеля и его жены фашизму в романе «Каждый умирает в одиночку», создавая трагический героический образ «маленького человека».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее