Психологизм как литературоведческое понятие
Психологизм как литературоведческое понятие.
Специфика психологизма в эпосе, лирике, драме
СЛАЙД 2
Психологизм - это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя:его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
СЛАЙД 3
Формы психологического изображения, теоретически выделенные И.В. Страховым:
«Основные формы психологического анализа возможно разделить
• на изображение характеров «изнутри» , – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения;
• на психологический анализ «извне» , выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики».
Рекомендуемые материалы
СЛАЙД 4
Внутренний мирможет изображаться разными способами: прямой психологизм икосвенный психологизм.
СЛАЙД 5
Виды прямого психологизма
Мысли героя
Внутренние монологи героя
Внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мысли героя, имитирующие реальные психологические закономерности внутренней речи. Характеризует в первую очередь духовно развитую личность. У Элен и Анатоля не может быть внутреннего монолога, т.к. они в принципе не могут задуматься ни над своими, ни над чужими поступками. Содержание В.М. – одна из важнейших характеристик героя. Внутренний монолог, доведённый до своего логического предела, даёт другой вид психологизма – поток сознания.
Поток сознания: отсутствие логики; связь ассоциативная => по кругу ассоциаций тоже можем судить об уровне развития героя, о его культурном кругозоре. Поток сознания представляет собой предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога. Приём этот создаёт иллюзию хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Одним из первых этот приём открыл Толстой.
СЛАЙД 6
Основные формы психологического анализа поИ.В. Страхову:
# изображение характеров «изнутри» – путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения
# психологический анализ «извне» , выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики»
Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа – с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны», а Толстой подробно прослеживает процесс протекания чувства во времени и тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой.
СЛАЙД 7
Формы выражения косвенного психологизма
Портрет
Поведение
Сон
Речевая характеристика
СЛАЙД 8
Портрет (+ одежда)
В античности – маски (длинные волосы => гетера)
В средневековье – портрет – набор символов (физические уродства – знак дьявольского присутствия).
До эпохи реализма по внешности можно было судить скорее о социальной принадлежности.
У Пушкина – переход к другому восприятию внешности: больше внимания уделяется жестам и т.п.
В реалистическую эпоху:
психологический портрет – портрет Печорина (глаза не смеялись, шел, не размахивая руками);
Тургенев – противопоставление Павла Петровича и Базарова на уровне портрета.
Портрет также помогает выделить героя на фоне окружающих людей (шляпа Раскольникова).
Портрет может быть статичным или изменчивым (Элен – княжна Марья).
СЛАЙД 9
Формы портрета:
1) экспозиционный (один раз и подробно);
2) отдельными мазками: определенная деталь сопровождает героя на протяжении всего произведения(приподнятая верхняя губка маленькой княгини: очарование?, что-то зверское?, страдание?).
СЛАЙД 10
Форма выражения косвенного психологизма:
Речевая характеристика
В разных ситуациях герой может разговаривать по-разному (Базаров с Аркадием и с Фенечкой). Синтаксис позволяет судить об эмоциональной окраске высказываний, лексика – о видении мира, о том, является герой оптимистом или пессимистом. Речь может затемнять характер (Понтий Пилат: смысл порой полностью противоположен тому, что он имеет в виду). В драматическом произведении слово=действие (в диалоге Ларисы Огудаловой и Паратова вся трагедия – на уровне высказываний).
СЛАЙД 11
Люди также интересуются этой лекцией: 1.2 Задачи курса.
Поведение
К примеру, Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки. Ещё в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение –утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа.
СЛАЙД 12
Сон
Традиционная форма литературы, но его функции эволюционируют: от функции предсказания(пророческий сон Татьяны: медведь и переход через ручей – символы замужества и т.п.) к попытке раскрыть при помощи сна тайные чувства, желания героя (чудовища из сна Татьяны сходны с гостями на именинах; сон Обломова).