Специфика познавательного отношения человека к миру
Глава 26
Специфика познавательного отношения человека к миру
Познание как культурно-историческое определенное отношение человека к миру и познание как "конструирование" действительности.
Тема познавательной деятельности - стержень европейской философии. Философия - инструмент познавательного процесса. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности.
Разновидности теорий познания
Для объективного идеализма и дуализма сущность познания состоит в воспроизведении знания, полученного от абсолютного духа (Платон припоминание, Р. Декарт - интеллектуальная интуиция). Идеалисты отождествляют бытие и познанное бытие. Дуалисты в основе познания усматривают полагание. Поскольку сознание обладает определенностью, то всегда остается нечто, что им не схватывается.
Для субъективного идеализма сущность познания - в творении, конструировании мира. Реальный мир для субъективных идеалистов возникает в результате деятельности трансцендентального сознания. Бытие независимо от сознания, но оно оформляется им.
Наивный реализм принимает мир таким, каким он представлен человеческими органами чувств: он не видит никакой разницы между миром и восприятием мира, между реальным миром и его отражением в ощущениях человека.
Для метафизического материализма познание есть пассивное ("зеркальное") отражение. Для диалектического материализма познание есть творческое отражение посредством соединения и развития знаний по законам диалектики, общим для сознания и мироздания.
Рекомендуемые материалы
Специфика мифологической гносеологии - в том, что она своим воображением заселяет мир олицетворенными существами, видит их вмешательство в процессы реальной жизни и, наряду с явлениями мира, их "познает". Религия смотрит на мир глазами мифологического мировоззрения.
Цель и смысл познания
Познание - социокультурный феномен.
Важнейшие признаки социокультурной обусловленности познания отчетливо охарактеризованы в шестой части декартовских "Рассуждений о методе", где философ заявляет, что защищаемое им модернистское понимание природы естествознания позволит человечеству сначала добыть все "познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свобода и всех прочих окружающих нас тел", а затем "реализовать и применить эти познания для всех своих целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания сделают нас хозяевами и обладателями природы".
Главный порок модернистского сознания в целом весьма рельефно охарактеризован русским философом Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895 1975), справедливо отметившим, что это сознание из необозримого мира духовности человечества выделило лишь маленький мирок. "Восток почти не был представлен в этом мирке. Мир культуры и литературы так же безграничен, как и Вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи. ...Мы страшно сузили его путем отбора и путем модернизации отобранного. Мы обедняем прошлое и не обогащаемся сами".
11 Электродные потенциалы - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
В фундаменте постмодернистского познания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу Вселенную в виде галилеевской "Книги природы", а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого мы являемся, есть глобальный эволюционизм, синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая и биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества. Сам естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает себя уже не декартовским субъектом, не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самопознает себя; он осознает себя одной из сложнейших синергетических систем, активно и нелинейно взаимодействующих с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизм.
Многообразие форм и видов познания
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, мораль, искусство, наука, религия, философия.
Выделяют такие виды познания: обыденное, художественное, религиозное, научное, философское.
Основные вопросы гносеологии. Что я могу знать? Где границы познания (сильный и слабый агностицизм)? Каковы методы познания? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные знания? Каковы основные формы знания? Каковы критерии верного знания? Какова роль скептицизма и критицизма в процессе познания? В чем специфика философского познания?