Тема 8.
Религиозные
конфликты и основные
пути их разрешения
Учебные вопросы:
1. Религия и межконфессиональные отношения как источник
конфликта.
2. Структура, содержание и причины религиозных конфликтов.
3. Классификация религиозных конфликтов и пути их
урегулирования.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИЙ МИРА
РЕЛИГИЯ ТОЛЬКО ОДНА, НО В СОТНЕ ОБЛИЧИЙ
(Джордж Бернард Шоу)
2
Вопрос 1
Религия и
межконфессиональные
отношения как источник
конфликта
ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ К РЕЛИГИИ (в %)
3
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ
РЕЛИГИЙ В ЧИСЛЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ (в %)
ЧИСЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ НА ЗЕМЛЕ
(млн. чел.)
4
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО
РЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %)
ПОПЫТКИ СОСТАВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГЕ С ПОЗИЦИЙ
РАЗУМА ЕСТЬ «ПОХОТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ». БОГА МОЖНО
ПОСТИГНУТЬ ТОЛЬКО ВЕРОЙ. «ВЕРУЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕЛЕПО»
(Тертуллиан, Христианский богослов)
5
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РОСТ ЧИСЛА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ
РЕЛИГИЙ В МИРЕ (млн. чел.)
ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ
РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В ОБЩЕМ
РОСТЕ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
В ПЕРИОД ДО 2025 Г. (в %)
Считается, что
«талантом»
религиозного
восприятия мира
обладает не более 15%
людей, остальные 85%
могут верить и
приобщаются к
религии, ходят в
церковь, потому что
так принято.
6
БУДДИЗМ
«Человек может выразить
свое отношение к
родственникам и друзьям
пятью способами:
великодушием,
учтивостью,
доброжелательностью,
отношением к ним, как к
себе и верностью своему
слову»
ИУДАИЗМ
«Не делай ближнему
того, от чего плохо тебе»
ИНДУИЗМ
«Не делай другому того,
от чего больно тебе»
СИКХИЗМ
«Как ты думаешь о себе,
так думай и о других.
Тогда на небе вы будете
равны»
ХРИСТИАНСТВО
«Во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и
вы с ними»
ОТНОШЕНИЯ
РЕЛИГИИ
К ДРУГИМ,
ОТЛИЧНЫМ
ОТ НЕЕ
ДАОСИЗМ
«Считай успех соседа
своим успехом, а потерю
соседа своей потерей»
ДЖАЙНИЗМ
«В счастье и страдании, в
радости и в горе мы
должны относиться ко
всем существам, как
относимся к самим себе»
КОНФУЦИАНСТВО
«Не делай другим того,
чего не хотел бы от
других»
ИСЛАМ
«Никто из вас не станет
верующим, пока не
полюбит своего брата,
как себя самого»
ЗОРОАСТРИЗМ
«Только та натура
хороша, которая не
сделает того, что не
хорошо для нее самой»
7
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Противостояние
сербов, хорватов,
албанцев
Исламский
фундаментализм
Война на
Святой
Земле
Северная
Ирландия
Оккупация
Китаем
Тибета
Теология
освобождения
(Латинская
Америка)
Религиозные войны
в Африке: Сомали
-Эфиопия: Нигерия,
Берег слоновой
кости и др.
Ирак
Исламская
революция в
Иране
Индонезия
Филиппины
Конфликт
между Индией
и Пакистаном
НАИБОЛЬШИМ АБСУРДОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ХРИСТОС
ПРИСУТСТВУЕТ В ОБОИХ ЛАГЕРЯХ, КАК БУДТО САМ С
СОБОЙ ВЕДЕТ БОРЬБУ (Эразм Роттердамский, богослов )
8
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТО
РЕЛИГИЯ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА (в %)
ТЕ, КТО ДУМАЕТ, БУДТО РЕЛИГИЯ НЕ СВЯЗАНА С
ПОЛИТИКОЙ, НИЧЕГО НЕ СМЫСЛЯТ В ПОЛИТИКЕ
(Махатма Ганди)
9
СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ (%)
КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЕРУЮЩИХ РОССИИ (в %)
К БОГУ ПРИХОДЯТ НЕ
ЭКСКУРСИИ С ГИДОМ,
А ОДИНОКИЕ
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
(В.Набоков, писатель)
11
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ РОССИИ К РЕЛИГИИ
(по результатам социологических исследований)
11
ОТНОШЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИИ К СУЩЕСТВОВАНИЮ
В ГОСУДАРСТВЕ ТОЛЬКО ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ (в %)
12
Конфессиональное
единство является
устойчивым
компонентом
каждой из
региональных
цивилизаций
(суперэтносов)
Принадлежность к тому или
иному этносу, как правило,
отождествляется с
принадлежностью к
конфессиональной общине), это
позволяет говорить о глубокой
взаимосвязи этнического и
конфессионального
противостояния
Конфессиональные
противоречия сами по себе
никогда или почти никогда
не были причиной
конфликтов, но, даже будучи
изначально вторичным,
конфессиональный фактор
может в ходе развития
конфликта превращаться в
один из главных
13
Вопрос 2
Структура, содержание и
причины религиозных
конфликтов
ПОНЯТИЕ
ПОНЯТИЕРЕЛИГИОЗНОГО
РЕЛИГИОЗНОГОКОНФЛИКТА
КОНФЛИКТА
ОБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТЫ
СУБЪЕКТЫ
ФАКТОРЫ
ФАКТОРЫ
ПОЯВЛЕНИЯ
ПОЯВЛЕНИЯ
ОБУСЛОВЛЕНЫ
Религиозные нормы –
нравственный
регулятор земного
бытия людей
Люди(этносы)
(этносы)имеют
имеют
Люди
разные
идеалы,
разные
идеалы,
долгосрочные
долгосрочные
прогнозы,желанные
желанные
прогнозы,
цели,
формирующие
цели, различные
формирующие
различные
психологические
психологические
доминанты(религии),
(религии),
доминанты
порождающие
порождающие
межконфессиональные
межконфессиональные
противоречия
противоречия
нации (этносы) приверженцы
различных религий
религиозные
организации и группы
личности
религиозные и
государственные
институты
(государство и его
органы власти,
церкви, партии,
движения,
организации и др.)
наличием структурных и
антиструктурных
тенденций в развитии
любой системы общества
мерой совпадения или
несовпадения границ
государства, этноса и
вероисповедания
влиянием процессов,
происходящих в
социуме, на религиозную
подсистему
спецификой самих религ
иозных отношений
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЛИШЬ ПОТОМУ ТАК ЛАКОНИЧНЫ,
ЯСНЫ И ПОНЯТНЫ, ЧТО БЫЛИ НАПИСАНЫ БЕЗ ПОМОЩИ
СОВЕТНИКОВ И ЭКСПЕРТОВ (Шарль де Голль)
14
Наличие «структурных» и
«антиструктурных»
тенденций в развитии
любой системы общества
Мера совпадения или
несовпадения границ
государства, этноса и
вероисповедания
Влияние процессов,
происходящих в социуме,
на религиозную подсистему
Специфика самих
религиозных отношений
Общими особенностями
религиозных конфликтов
являются:
«взрывной» характер их
возникновения, тенденции к
быстрой эскалации, тотальной
мобилизации и использованию
сторонами конфликта всех
имеющихся средств и способов
ведения борьбы, в том числе и
запрещенных международным
правом
(геноцид, создание концлагерей,
депортация, «этнические
чистки», захват заложников,
террористические акции,
мародерство, пытки и т.п.)
Пример разжигания
религиозного
конфликта путем
оскорбления основ
религии «Ислам»:
опубликование в
прессе карикатур на
пророка Мухаммеда
15
ФОРМЫ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ
(по С.Хантингтону)
между соседними
странами,
принадлежащими к
различным цивилизациям
внутри одного
государства между
группами из разных
цивилизаций
на глобальном или макроуровне
между региональными державами,
принадлежащими к различным
цивилизациям
между группами,
пытающимися создать
новые государства на
обломках прежних
могут проходить как
мирным образом, так
и с применением
военной силы
Сэмюэль Хантингтон - американский политолог,
создатель геополитической концепции
"столкновения цивилизаций"
16
ДОЛЯ МУСУЛЬМАН В РЕГИОНАХ МИРА
1950
г.
Европа
2000
г.
США и
Канада
СССР
(СНГ)
17
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОЛАНДШАФТА И ЭПИЦЕНТРА КОНФЛИКТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
По В.Деркачеву многие исторические эпицентры конфликтов расположены на
тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций
западнохристианской,
православной и исламской
(Балканы, Левант, Крым)
исламской (арабской,
тюркской), индийской и
китайской (Афганистан,
Таджикистан, Пенджаб)
православной, китайской
и японской
(Маньчжурия)
Православная
Западная
Китайская
Исламская
Японская
Индуистская
18
ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
Среди приверженцев каждой религии
религиозные люди составляют исключение
Экономическиепротиворечия
противоречия
Экономические
обычно выступают в форме борьбы
обычно
выступают
форме борьбы
этнических
элитза
зав«естественное
«естественное
этнических
элит
право»на
наобладание
обладаниересурсами
ресурсамиии
право»
собственностью
собственностью
Этнотерриториальные
Этнотерриториальные
противоречия
противоречия
обычно выступают в виде
обычно выступают
виде
устойчивых
претензийвна
на
так
устойчивых
претензий
так
называемые
«этнические
называемые «этнические
территории»,
какпроблема
проблема
территории»,
как
«разделенных
народов»,
иливопрос
вопрос
«разделенных
народов»,
или
об«этнотерриториальной
«этнотерриториальной
об
реабилитации»
ранее
реабилитации»этнических
ранее
депортированных
депортированных
этнических
ии
религиозных
групп
религиозных групп
(Ф.Ницше)
Исторические противор
противор
Исторические
ечия
ечия
обычно
обычно
выступаютвввиде
видеглубоко
глубоко
выступают
укорененных
в
религиозном
укорененных
в религиозном
сознании,
пристрастных
поформе
формеии
сознании,
пристрастных
по
агрессивных
по
содержанию
агрессивных по
содержанию
представлений
об«исторических
«исторических
представлений
об
врагах»
Политические
противоречия
врагах»
Политические
противоречия
обычно
выступают
какотсутствие
отсутствие
обычно
выступают
как
суверенной
государственности
или
суверенной государственности
или
политико-правовая
неполноценность
политико-правовая
неполноценность
статусанациональных
национальных
автономийии
статуса
автономий
этнических
меньшинств
этнических меньшинств
ввна
государствах,
основанных
государствах,
основанных
принципахэтнического
этническогона
принципах
национализма
национализма
Социальныеииэтнокультурные
этнокультурныепротиворечия
противоречияобычно
обычно выступают
выступают вв виде
виде
Социальные
противоречий, связанных с неравномерным
социально-экономическим
развитием
противоречий,
связанных с неравной
неравномерным
социально-экономическим
развитием
этнических территорий,
территорий,
степенью
свободы доступа
доступа различных
различных
этнических
неравной
степенью
свободы
этнических
групп
к
ресурсам
и
рынкам,
с
дискриминацией
по
расовому,
этнических
групп
крелигиозному
ресурсам и признакам,
рынкам, с сдискриминацией
по расовому,
этническому
или
культурно-цивилизационными
этническому
или религиозному признакам, с культурно-цивилизационными
различиями
и
т.д.
различиями и т.д.
19
Мировоззренческий
фактор представлен
установками на
"разделение"
(формула "добра и
зла"), "волюнтаризм"
или "синергизм"
(формула "судьбы"),
"преобразование"
мира или "изоляцию"
от него (формула
"отношения к миру”)
В организационном
плане религиозная
группа является
сектой, культом или
идеологической
оппозицией внутри
господствующей
конфессии
НАИБОЛЬШИМ
КОНФЛИКТНЫМ
ПОТЕНЦИАЛОМ
ОБЛАДАЕТ
МОДЕЛЬ
РЕЛИГИОЗНОСТИ
СО
СЛЕДУЮЩИМИ
ПАРАМЕТРАМИ:
Большая часть
верующих активно
проповедует и
осознает свое
глубокое отличие от
неверующих на
уровне и сознания и
поведения
В религиозной
группе велика
доля людей в
возрасте
40-60 лет
(самый
конфликтный
возраст)
НЕ ПРОГЛАТЫВАЙ ВЕРЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЖЕШЬ
ПЕРЕВАРИТЬ (Г.Адамс, писатель, историк)
20
Мировоззренческий
фактор представлен
установками на
"интеграцию"
(формула "добра и
зла"), "фатализм"
или "синергизм"
(формула "судьбы"),
"адаптацию" к миру
(формула
"отношения к миру")
В организационном
плане религиозная
группа является
церковью или
деноминацией - т.е.
"традиционной" для
российской
конфессиональной
среды
НАИМЕНЬШИМ
КОНФЛИКТНЫМ
ПОТЕНЦИАЛОМ
ОБЛАДАЕТ
МОДЕЛЬ
РЕЛИГИОЗНОСТИ
СО
СЛЕДУЮЩИМИ
ПАРАМЕТРАМИ:
Большая часть
верующих не
занимается активной
проповеднической
деятельностью и
указывает на
отсутствие глубоких
различий в сознании
и поведении между
собой и
неверующими.
В религиозной
группе велика
доля людей в
возрасте
20-30 и старше
60 лет
(самый
бесконфликтный
возраст)
21
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ
2. Высокий уровень
конфликтирования и
низкий уровень
конфликтогеннности
(кришнаиты)
1. Высокий уровень
конфликтирования и
конфликтогенности
(РПЦЗ, старообрядцы)
3. Средний уровень
конфликтирования и
конфликтогенности
(евангельские христианебаптисты, адвентисты
седьмого дня)
4. Средний уровень
конфликтирования и
низкий уровень
конфликтогенности
(пятидесятники)
5. Низкий уровень
конфликтирования и
средний уровень
конфликтогенности
(РПЦ)
22
Возросшая
жестокость действий
организаторов и
участников
гражданских
беспорядков
ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННЫХ
РЕЛИГИОЗНЫХ
КОНФЛИКТОВ
Использование
политических
лозунгов и
требований с ярко
выраженной
религиозной
направленностью
Профессионализация,
высокая степень
организации, тактики
действий и
технической
оснащенности
Нарастающая
милитаризация
борьбы, в которой
все больший размах
приобретают
террористические и
военные действия
УСЛОВИЯ ПЕРЕРАСТАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВООРУЖЕННУЮ
БОРЬБУ
накопление у
населения
оружия и его
неконтролируемое
распространение
в "горячих
точках"
создание
неконституционных
военных и
военизированных
структур, нередко
ведущееся
соперничающими
политическими
силами, а то и
криминальными
группировками
психологическая
готовность людей к
возможности
военных
столкновений,
общественные
настроения
"ожидания"
вооруженной борьбы
политическая
воля лидеров,
организующих
вооруженные
акции
23
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
БАНДИТИЗМ
БАНДИТИЗМ
РЕЛИГИОЗНЫЙ
РЕЛИГИОЗНЫЙ
ЭКСТРЕМИЗМ
ЭКСТРЕМИЗМ
ВИДЫ
ВООРУЖЕННОГО
НАСИЛИЯ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ
ИИМЕЖЭТНИЧЕСКИЕ
КОНФЛИКТЫ
КОНФЛИКТЫ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВОЙНЫ
ВОЙНЫ
24
Вопрос 3
Классификация
религиозных конфликтов и
пути их урегулирования
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
КОНФЛИКТ
с тради
цией
с
ересью
с
неверие
м
с инове
рием
означает, что
все мировые
религии,
зародившись в
конкретноисторических
условиях,
распространились по
всему миру и
теперь
исповедуются в
государствах и
регионах,
несхожих с
«материнским
лоно»
порожден тем,
что все живое
живет
многообразием,
поэтому даже
внутри мировых
религий мы
наблюдаем
деление
порожден
различными
взглядами на
существование
высшего
разума под
названием
«Бог»
присутствует
всегда в
межконфессиональных
отношениях,
так как любая
религия
рассматривает
себя как
религиозную
истину, считая
все другие
религиозные
течения и
ответвления
ложными
25
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ, НОСЯЩИХ
ВНУТРИРЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР
Принадлежность к одной религии не только не предотвращает
конфликты и не способствует снижению их ожесточенности, но в
ряде случаев даже нагнетает их
ТИПЫ:
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ
КОНФЛИКТЫ
Например: конфликт между
Русской Православной Церковью
Московского Патриархата и
Ватиканом, или маскируемый
конфликт между той же Русской
Православной Церковью и
некоторыми протестантскими
церквями, или между суннитами и
шиитами
МЕЖЪЮРИСДИКЦИОННЫЕ
КОНФЛИКТЫ
Например, между
структурами, возглавляемыми
Т.Таджутдином и Р.Гайнутдином,
Берл-Лазаром и Шаевичем или
между «суздальским расколом»,
как его величают оппоненты, и
Московским Патриархатом.
КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРСИЯМИ ТОЙ
ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИИ И МОДЕРНИЗАЦИОННЫМИ
Такие конфликты прослеживаются практически во всех религиях.
26
УРЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
преобразование возникших
на религиозной почве
"конфликтов
ценностей" в "конфликты
интересов"
ПУТЕМ
отфильтровывания главных причин
конфликта от мировоззренческого
антагонизма конфликтеров
УСЛОВИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ
Восстановление режима
устойчивого развития
предполагает восстановление в
границах конфликтной
территории дееспособности
государственной власти,
эффективность которой в данной
ситуации определяется не столько
степенью демократичности
политического режима, сколько
способностью его восстановить в
пределах своей компетенции
состояние гражданской
правоответственности
Дегеополитизация
конфликта
предполагает предварительно
согласованный паритетный
отказ заинтересованных
«внешних сил» от
государственнодипломатической, военной,
политической и
информационной форм
геополитического
вмешательства в конфликт,
при сохранении стратегии
геоэкономической экспансии
МЫ ДОСТАТОЧНО РЕЛИГИОЗНЫ, ЧТОБЫ НЕНАВИДЕТЬ
ДРУГ ДРУГА, НО НЕДОСТАТОЧНО РЕЛИГИОЗНЫ, ЧТОБЫ
ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА (Дж. Свифт)
27