Идеальное и
материальное
Выполнил студент
группы 32КС-13
Ялдыгин С.С.
Материальное и Идеальное —
философские категории, обозначающие
два «исходных» начала мира. Со времен
античной философии известна традиция,
согласно которой материальное трактуется
как плотное, «вещественно-телесное»
начало мира, «космос», а идеальное — как
деятельно-смысловая, логическая сторона,
мир значений» область духовного,
завершающаяся той или иной формой
высшего духа (абсолютный разум. Бог).
Категория идеального имеет непосредственное
отношение к идеалу и входит в сферу конечных
целей и ценностей человеческого существования.
По мере развития знания, особенно в новое время,
под материальным стали понимать природу,
телесную действительность и даже весь
окружающий мир, противопоставив его сознанию.
Истолкование идеального концентрировалось в
основном на познавательных возможностях
человеческого разума. В классической немецкой
философии идеальное трактовалось как духовнотворческая сила сущего, это позволило
впоследствии отнести идеальное к человеку и его
предметно-практической деятельности по
преобразованию себя и окружающего мира.
Проблема соотношения идеального и
материального в классической и
современной философии
Еще
Платон
утверждал, что мир
включает в себя два
вида реальности: 1)
мир вечных идей;
2) мир смертных
вещей.
Фома Аквинский
утверждал, что человек,
как и природа –есть
единство духовного и
телесного;
божественного
и
греховного.
Каково
соотношение
идеального и материального?
Что первично, а что
вторично?
Демокрит один из первых дал
ответы на эти вопросы. Он
считал. Что человеческая душа,
как и его тело, состоит из
атомов, но они более легкие. Т.е.
в мире нет ничего кроме атомов
и, следовательно, идеальное
тождественно материальному.
Идеальное
вторично.
Производно от материального.
Сразу же против него выступил
Платон. По его мнению,
основой всего материального
является
идеальное.
Эта
критика продлилась и позднее
Годфрид Лейбниц говорил:
«Если увеличить человеческий
мозг до размеров ветряной
мельницы. То и тогда все равно
нигде нельзя будет увидеть
идеального. Видны будут только
отдельные части вещества, а
атомы нет. Следовательно,
идеальное не есть материальное.
А есть нечто иное, бестелесное.
Конечно, между ними есть
связь».
Признаки идеального бытия
Идеальное бытие относится к группе самых широких
философских понятий. Поэтому его определение так же, как
и понятие материального бытия дается в философии путем
описания его основных признаков, путем сопоставления с
противоположным.
Его признаки:
идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в
его не материальности, в его не вещественности. Это нечто
иное, чем материальное бытие.
Идеальное бытие в отличие от материального
воспринимается человеком с помощью его чувств, а
только рационально, разумом.
Хотя идеальное противоположно материальному, тем не
менее, идеальное тесно связано с материальным.
Существует рядом с ним, Все вещи существуют вместе со
словами. Природа существует вместе с созданной
человеком её идеальной моделью.
Все это возникает в силу двух факторов:
Существованию человека с
его мозгом
Существованию
материального мира.
Идеальное
для человека не
самоцель, а лишь средство для
активного преобразования
природы, общества. Это свойство
идеального бытия может иметь для
человека и природы и положительный
и отрицательный результат.
Все что создано людьми (современная
цивилизация) все это результат
именно активности бытия.
Одновременно человек преображает и
свой внутренний мир, душу, психику.
Мир идеального прошел
преобразование; душа человека тоже
прошла длительный путь развития и
приобрела сложную структуру.
Материализация идеального
Мир
идеального,
находящийся
внутри
нашего
мозга
иногда
выходит
наружу,
опредмечивается.
Мир материализуется
двумя способами:
через наш язык. Он часто
делает тайное явным;
наши дела, наше
поведение, действия.