Эмиль Золя
2 апреля 1840— 29 сентября 1902
Французский писатель, публицист и
политический деятель.
Вождь и теоретик натуралистического
движения (поздняя стадия развития
реализма в литературе конца XIX-начала
XX века), Золя стоял в центре
литературной жизни Франции последнего
тридцатилетия XIX века.
Сын принявшего французское
гражданство инженера итальянского
происхождения, построившего канал в
Эксе.
Свою литературную деятельность
Золя начал как журналист
(сотрудничество в «L’Evénement», «Le
Figaro», «Le Rappel», «Tribune»)
Многие из его первых романов —
типичные «романы-фельетоны»
(«Марсельские тайны» — «Les
mystères de Marseille», 1867).
На всём последующем протяжении
своего творческого пути Золя
сохраняет связь с публицистикой
(сборники статей: «Mes haines», 1866,
«Une campagne», 1881, «Nouvelle
campagne», 1886). Эти выступления —
знак его активного участия в
политической жизни.
В 1866 г. в журнале «événements»
ввел отдел литературной критики
„Книги сегодня и завтра“.
Писал об искусстве, в частности
живописи (защищал импрессионистов
от наподок школы классической
живописи): СТ. „Что я ненавижу“, ст.
„Мой салон“.
Опубликовывал сатирические
произведения, направленные на
монархов.
В 1870-е гг. —война между
Францией и Пруссией, где был
военным корреспондентом.
Дело Дрейфуса
Судебный процесс по делу о
шпионаже французского генерального
штаба капитана Альфреда Дрейфуса.
Дело Дрейфуса
13 января 1898 года, в газете
«L’Aurore» («Аврора») появилось
письмо Эмиля Золя к президенту
республики Феликсу Фору («Я
обвиняю»), в котором очень
решительно утверждалось, что
бордеро сфабриковали Эстерхази и
Анри, а генеральный штаб и военное
министерство сознательно губили
ненавистного им лично Дрейфуса,
чтобы выгородить виновного
Эстерхази. Письмо Золя произвело во
Франции и в Европе потрясающее
впечатление. С этого момента дело
Дрейфуса захватило общественное
внимание Франции и всего мира и
приобрело громадное общественное
значение.
письмо Золя «Я
Эмиль Золя в России
Золя приобрёл популярность в
России на несколько лет раньше, чем
во Франции. Уже «Contes à Ninon»
были отмечены сочувственной
рецензией («Отечественные записки»).
С появлением переводов двух первых
томов «Ругон-Маккаров» («Вестник
Европы») началось усвоение его
широкими читательскими кругами.
В 1880-х и первой половине 1890-х
гг. романы Золя не пользовались
идеологическим влиянием и бытовали
преимущественно в буржуазных
читательских кругах В 1890-х гг. Золя
приобрел вновь в России крупное
идейное влияние в связи с
отголосками дела Дрейфуса, когда
вокруг имени Золя и в России
поднялась шумная полемика.
Смерть
Золя скончался в Париже от
отравления угарным газом, по
официальной версии — из-за
неисправности дымохода в камине.
Его последние слова, обращенные к
жене были: «Мне плохо, голова
раскалывается. Посмотри, и собака
больная. Наверное, мы что-то съели.
Ничего, всё пройдёт. Не надо никого
тревожить…». Современники
подозревали, что это могло быть
убийство, но неопровержимых
доказательств этой теории найти не
удалось.
Пантеон — место
захоронения Эмиля
Золя