Шпаргалка по социальной психологии, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по социальной психологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "прочее" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "разное" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Истинкты —отражающих противоположные интересы разныхфиксированная в генетическим коде программаслоев общества;приспособления, самосохранения и продолжения3) степенью осознанности человеком своего местарода, отношения к себе и другим. Из доминированияв обществе;инстинкта вытекает первичное различие людей. Типы4) содержанием и характером потребностей и интелюдей по доминированию инстинкта:ресов, устойчивостью либо легкостью их переклю1)эгофильный тип - доминирует самосохранение;чаемости, их узостью либо многогранностью;2)генофилъный тип — инстинкт продолжения рода;5) спецификой соотношения и проявления различных3) альтруистический тип - инстинкт альтруизма;личностных качеств.4)исследовательский тип - инстинкт исследования;Личность настолько многогранна в своих индиви5)доминантный тип - инстинкт доминирования;дуально-психологических проявлениях, что соотно6) либертофильный тип - и нети н кт свободы;шение ее разнообразных качеств может сказываться7)дигнитофильный тип - инстинкт сохранения достои на проявлениях мировоззрения, и на поведении.инства.Л.
Рубинштейн рассматривает личность в трехпланах, таких как:1) направленность (установки, интересы, потребности);2)способности;3) темперамент и характер.Вслед за Дж. Ми дом интеракционисты выделяюттри основных компонента в структуре личности: /, те,self. Их интерпретация:1)/(дословно - «я») - это импульсивное, активное,творческое, движущее начало личности;2)те (дословно - «меня», т.
е. каким меня должнывидеть другие) - это рефлексивное нормативное«я», внутренний социальный контроль, основанныйна учете ожиданий-требований значимых другихлюдей и прежде всего «обобщенного другого». Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормамиповедения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;3) self{«самость» человека, личность, личностное«я») - совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие. Личностьинтеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.Вслед за Дж.
Мидом современные интеракционистывидят в активном творческом начале личности основуразвития не только самой личности, но и объяснениетех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в спецификеструктуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведенияи даже отклонений от этих шаблонов.
Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключаетсяв личности.10. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКАРазвитие - всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя пониманиенеобратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояниясубъекта. Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.
Под развитием личности понимаетсяформирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания! Развитиепсихики определяется как закономерное изменениепсихических процессов во времени, выраженное в ихколичественных, качественных и структурных преобразованиях.Развитие рассматривают в процессе филогенезаи онтогенеза.
Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологическойэволюции вида. Онтогенетическое формированиеструктуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.Учение Л. С. Выготского о высших психическихфункцияхчеловека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развитиячеловека в диалектическом единстве.
Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий надинамику психических процессов человека, выделилпсихические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Определены два V1 1 . СТЕРЕОТИПЫСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ12. САМОКОНТРОЛЬИ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИВ наше время достаточно широко распространеныСогласованные действия людей отличаются высостереотипы понимания социального развития челокой пластичностью и гибкостью. Хотя для всех повтовека, часто декларируемые на публицистическомряющихся ситуаций существует сеть конвенциальныхуровне средствами массовой коммуникации, к нимнорм, любая ситуация уникальна.
Люди способныотносятся:справляются с трудностями. Такая гибкая координа1) стереотип ограничения возраста социального разция возможна потому, что каждый участник действуетвития;независимо, приспосабливаясь к другим участникам,2) стереотип абсолютизации детства;по мере того как они вместе продвигаются к общей3) стереотип абсолютизации факторов предопредецели. В каждом случае человек принимает решениеленности;и действует в соответствии с собственной оценкой4) стереотип абсолютизации задатков и способностей;ситуации.5) стереотип неограниченных возможностей человеДжордж Мид утверждал, что взаимные приспока.
.собления значительно облегчаются благодаря споРассмотрим суть первых двух стериотипов.собности людей формировать представления о самихСтереотип ограничения возраста социальносебе как о перцептуальных объектах. Этот процессго развития человека возник как побочный эффектобеспечивается путем принятия ролей других. Кажраспространения результатов исследований в обладый человек способен сформировать <я-образ» - онсти детской и возрастной психологии.может представить, как выглядит в глазах других люНа протяжении многих лет внимание психологовдей, включенных в данную ситуацию. Личная ответбыло прежде всего приковано к проблемам детскойственность фиксируется человеком в тот момент, когпсихологии, динамике детского развития, возрастнымда он представляет себе, чего ждут от него другиеизменениям, противоречиям и кризисам.
Такое вниучастники.мание вполне оправдано, поскольку именно в детскомБывают моменты, когда самосознание очень остро:возрасте формируются психологические основы личкто не привык к публичным выступлениям и вынужденности. Возрастных периодизаций детского развитияобратиться к группе, может забыть, что хотел сказать.значительно больше, чем периодизаций развитияИногда самосознание почти полностью отсутствует.взрослого человека, и они более широко известны.Если человек поглощен захватывающей картиной, онПолучило распространение мнение, что человекне сознает ничего, кроме развития сюжета. В больразвивается до определенного возраста, а дальшешинстве случаев люди находятся между этими двумяидет только процесс старения и угасания.
Это некрайностями.совсем так. Формы развития человека меняютсяЧеловек особенно ясно сознает себя в тех ситуана протяжении жизни: физическое развитие, интелциях, где люди зависимы друг от друга. Любой челолектуальное, социальное, духовное. Те или иные форвек, который зависит от кооперации с другими, станомы развития преобладают на разных возрастных эта- \/вится особенно восприимчив к их взглядам.
Он неможет себе позволить сделать такое, что вызвало быу других колебания, лишило бы его их поддержки. Формирование «я-образов» есть распространениеприспособительной тенденции.Образы возникают, когда появляется какого-то родапрепятствие в деятельности; этот же принцип справедлив и для «я-образов».
Человек начинает сознавать самого себя как особый объект в таких ситуациях, когда он зависит от других.По мнению Дж. Мида, самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себев значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действиядругих по отношению к ним. По 3. Фрейду, чувствовины может рассматриваться как форма самонаказания.Самоконтроль невозможен без «я-образов». Покачеловек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как емуследует поступить, он не может реагировать на своидействия.
Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которойоцениваются возможные реакции других на его поступок.Самосознание служит защитой от импульсивногоповедения. Оно позволяет людям изолироватьсебя от других и делать свое поведение болееконвенциальным. Благодаря обдуманному планированию действия становятся менее спонтанными.Самоконтроль связан с таким поведением, котороеизменяется в зависимости от того, как оно выглядитс точки зрения, приписываемой другим участникамсовместной деятельности.пах жизни.
Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного. Многие величайшие открытиябыли сделаны учеными, возраст которых превышал50 лет. То же самое можно сказать и о создании многих произведений культуры. Более того, творческаяактивность личности рассматривается современнойпсихологией как наиболее благоприятное условиедолгой и продуктивной жизни.Взрослый человек интересен современной психологии не менее чем ребенок.
Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающиеименно взрослого человека, например андрагогика наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации детства.Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. Детство столь значительно определяет многие направления социальногоразвития индивида и жизненный путь личности, чтоего абсолютизация на первый взгляд кажется правильной.Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы 3. Фрейдаи Э. Берна. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развитияневрозов, обусловленных нарушениями социализациии воспитания именно в детском возрасте.уровня психических процессов: естественные и высшие.
Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшиепсихические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии: Определены пять основных признаков ВПФ:сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, поструктуре и составу условно выделенных частейи связей между ними. Сложность определяетсяспецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессевзаимодействия людей друг с другом.Опосредованность ВПФ наблюдается в способах ихфункционирования.Произвольными ВПФ являются по способу осуществления.