1-39 (Ответы на экзаменационные вопросы), страница 8
Описание файла
Файл "1-39" внутри архива находится в папке "Ответы на экз.вопросы". PDF-файл из архива "Ответы на экзаменационные вопросы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политология" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "политология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
«Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу– государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели».При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться.
Главнаязадача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога,Подданные вправе оказывать ей сопротивление.В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать злоупотреблений. С этой целью весь народ долженучаствовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, котораяобеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов.
Ниодно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякаяполитическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим отволи другого человека».Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданинхристианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным.
Вечный закон – это Божественный разум, правящийвселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). По законуестественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения.
Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческогозакона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оноимеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческиеимеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цельтремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общемублагу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека кдостижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума.10. Политические конфликты.Политический конфликт – разновидность и результат конкурентного взаимодействия двухили более сторон (государств, групп, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.Хотя конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов,однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворённостьлюдей своим положением, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения группи индивидов, развития политических процессов.Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадениях позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе.
Поэтому дестабилизация власти возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия или из-за их игнорирования. Поэтомутолько непрерывное выявление и урегулирования конфликтов может считаться условиемстабильного и поступательного развития общества. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для государства и общества характер. В основном же выявленные и урегулирование конфликтов даёт возможностьэффективно поддерживать целостность политической системы.Источники политических конфликтов:1. несовпадение статусов субъектов политики, их интересов и потребностей во власти;2.
расхождение людей, их групп и объединений в базовых ценностях и политическихидеалах;3. процессы идентификации граждан: осознание своей принадлежности социальным, этническим и пр. обществам.В основе типологии конфликтов может быть:сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие впринятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная ит.п.;уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные,между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;время действия: затяжные, скоротечные.Виды политических конфликтов:1.
Межгосударственный.2. Классовый.3. Этнический.4. Между ветвями власти.5. Между политическими элитами.6. Между политическими лидерами.11. Политические концепции эпохи английской буржуазной революции (Т.Гоббс,Дж.Локк).Т. Гоббс в произведениях «О гражданке» и «Левиафан или материя, форма и власть государства» впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права.
В познавательном аспекте данное учение былонаправленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство иправо. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий.
В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии,из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозойвзаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех».
Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь,безопасность, направляя его действия к общему благу. Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора.
Договорное учение о государстве было направлено против феодальнотеологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целомсоответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формойкоторых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правовогосоглашения - контракта, как продукт человеческих действий. Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных,признающих политическую власть. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключали общественныйдоговор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и властьглаве государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договаривавшимися индивидами.
В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Г. Гоббс обосновывал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическаявласть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимногодоговора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Тот,кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, чтоон обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.
Таким образом,возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, поГоббсу, образуется «политическое тело». Нормальным, здоровым государством Гоббссчитал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политическойвласти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной властидля Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всех против всех»,экстремальные состояния общества.
Поэтому верховная власть должна быть «так обшир-на, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками,партиями и классами.Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же времяпризнавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение трудав государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля.
Гоббс выдвигалконцепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на «рационально-бюрократических» принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасностинарода. Это - одна из ведущих теорем его политической геометрии.