Мансуров Н. Н., Майлингова О. Л. - Методы формальной спецификации программ - языки MSC и SDL, страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Мансуров Н. Н., Майлингова О. Л. - Методы формальной спецификации программ - языки MSC и SDL", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "формальная спецификация и верификация программ" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Запуск системы SDTМы предполагаем, что система SDT установлена на компьютере.Полный путь к директории, в которой находятся файлы системы SDT, заданв переменной $telelogic. Полный путь к примерам, которые приводятся вупражнениях, задан в переменной $examples.Для работы с руководством нужно создать временную директорию:mkdir ~/demongameВ дальнейшем мы будем предполагать, что имя рабочей директориивыглядит именно так.Для запуска системы SDT нужно сделать следующее:1.
Перейти в рабочую директорию:cd ~/demongame2. Выполнить командуsdt697.3. Работа с ОрганизаторомОрганизатор - это основная среда системы SDT, из которойосуществляется запуск всех остальных инструментов.После выполнения упражнений данного урока вы должны научиться:• Настраивать области Организатора;• Создавать дерево SDL системы в Организаторе;7.3.1. Окно ОрганизатораПосле запуска система SDT открывает окно Организатора (SDTOrganizer).Организатор выдает приветственное окно (SDT Welcome window).Это окно автоматически исчезает после выполнения любого действия вОрганизаторе (можно также нажать на кнопку Continue).Рис.
15. Окно Организатора707.3.2. Настройка областей ОрганизатораПосле запуска системы Организатор создает 5 стандартных областей(см. Рис. 15):• Analysis Model («модель анализа»)• Used Files («используемые файлы»)• SDL System Structure («дерево системы»)• TTCN Test Specification («спецификации тестов»)• Other Documents («прочие документы»)В каждой из этих областей может находиться несколько диаграмм,использование областей не регламентировано.В верхней части окна Организатора находятся два символа,соответствующие системному файлу и рабочей директории для диаграмм.Назначение системного файла будет описано ниже. Рабочая директорияиспользуется для поиска диаграмм, а также для сохранения диаграмм.Удалите области Analysis Model, Used Files и TTCN TestSpecifications:1.
Выберите область Analysis Model, щелкнув мышью насоответствующий символ в окне Организатора.2. Выберите команду Remove из меню Edit Организатора.3. Подтвердите удаление области Analysis Model в дополнительномдиалоге, нажав мышью на кнопку Remove (см. Рис. 16).Рис. 16. Подтверждение удаления области4. Повторите шаги 1-3 для областей Used Files и TTCN TestSpecifications.Переименуйте оставшиеся области:1. Выберите область SDL System Structure2.
Выберите команду Edit в меню Edit.3. Введите новое имя области My first SDL system в диалоге Edit.Внимание: нельзя изменять текущий тип документа (Organizer) и егозначение (Area) (см. Рис. 17).71Рис. 17. Переименование области Организатора4. Завершите выполнение операции, нажав на кнопку OK.7.4. Работа с деревом SDL системыПосле выполнения упражнений данного урока вы должны научитьсяследующему:• Создавать новую диаграмму системы• Добавлять новые страницы к диаграмме• Редактировать диаграмму системы• Сохранять диаграммы• Работать с диалогами системы SDT• Работать с деревом SDL системы7.4.1. Добавление корневого узла в дерево системыДля добавления корневого узла в дерево системы нужно проделатьследующие операции:1.
Выберите область My first SDL system в Организаторе2. Выберите команду Add New из меню Edit. Выполнение данной командыприводит к появлению диалога Add New, в котором надо задать имя и типновой диаграммы (Рис. 18).72Рис. 18. Добавление новой диаграммы3. Выберите SDL как тип нового документа (колонка New document type) иSystem как тип диаграммы в соответствии с тем, как показано выше.4. Задайте имя диаграммы Demongame (по умолчанию имя новойдиаграммы - Untitled).5. Выключите настройку Show in Editor.6.
Завершите операцию, нажав кнопку OK.После выполнения операции в окне Организатора появляетсякорневой узел дерева SDL системы - диаграмма системы Demongame. (см.Рис. 19). Диаграмма обозначена как [unconnected] (т.е. она пока несвязана ни с каким файлом).Рис. 19. Корневой узел дерева SDL системы7.4.2. Сохранение дерева системыВы сохранили диаграмму системы. Дополнительно, нужносохранить дерево системы, созданное в Организаторе. Организаториспользует для этой цели так называемый системный файл (System File).73Для сохранения системного файла нужно выбрать команду Save из менюFile Организатора.Рис.
20. Диалог Save ОрганизатораСистема SDT предлагает имя системного файла demongame.sdt(суффикс *.sdt является стандартным для системных файлов).Завершите выполнение команды, нажав на кнопку OK.Команда Open из меню File Организатора позволяет открытьсистемный файл уже существующей системы.Существует возможность сохранить сразу все измененные диаграмм исистемный файл при помощи одной единственной команды.• Нажмите кнопку Save All в диалоге сохранения в Организаторе; или• Нажмите «быструю клавишу» Save на инструментальной панелиОрганизатора.
Данная команда сохранит все диаграммы и деревосистемы без дополнительных подтверждений, кроме случаев,требующих вмешательства пользователя. Заметим, что «быстраяклавиша» Save на инструментальной панели редактора сохраняеттолько текущую диаграмму.7.5. ЗаключениеВ данной главе были описаны основные приемы работы сОрганизатором системы SDT. В результате выполнения упражнений даннойглавы вы должны были научиться:• настраивать области Организатора;• создавать дерево SDL системы в Организаторе;• создавать новую диаграмму системы• добавлять новые страницы к диаграмме• редактировать диаграмму системы• сохранять диаграммы• работать с диалогами системы SDT• работать с деревом SDL системы74Глава 8.
Редактор диаграмм взаимодействияУпражнения данного урока позволят вам научиться:- создавать диаграммы взаимодействия;- редактировать диаграммы взаимодействия;8.1. Создание диаграмм взаимодействияДля создания диаграммы взаимодействия нужно выполнить следующиеоперации:1. Выбрать область Other Documents в окне Организатора2. Выбрать команду Add New из меню Edit (или нажать «горячую клавишу»).3. Указать тип диаграммы как MSC. Ввести имя диаграммы: DemonGame.Включить режим Show in editor.Рис. 21. Задание типа и имени диаграммы взаимодействия754. Завершите выполнение операции, нажав на кнопку OK.
В окнеОрганизатора появится символ диаграммы взаимодействия.Рис. 22. Символ диаграммы взаимодействия8.2. Редактирование диаграмм взаимодействияВид окна редактирования диаграмм взаимодействия приведен на Рис. 23.Рис. 23. Окно редактирования диаграмм взаимодействия76В данном уроке мы создадим диаграмму взаимодействия для примера«ИгральныйАвтомат».Окончательныйвиддиаграммывзаимодействия приведен на Рис. 25.Диаграммасостоитизчетырехобъектов(изображаемыхвертикальными линиями с прямоугольным заголовком), несколькихсимволов передачи сообщения (изображаемых горизонтальными диниями,заканчивающихсястрелками),созданияпроцесса(изображаемыхпунктирной горизонтальной линией), таймера (изображаемого символом«песочные часы») и двух состояний (изображаемых вытянутымишестиугольниками).
Дополнительно, на диаграмме присутствует текстовыйсимвол, содержащий комментарий.Для создания диаграммы нужно выполнить следующие операции:1. Добавьте текстовый символ и введите текст.2. Добавьте три объекта с именами env, Main и Demon.- Выберите символ заголовка объекта в палитре символов, разместите его вобласти редактирования в соответствии с Рис. 25.
Ось объекта создаетсяредактором автоматически.- Введите имя объекта (Env, Main, Demon)- Введите тип объекта (process Main, process Demon)тип объектаимя объектаРис. 24. Текстовые атрибуты заголовка объектаПоложение объекта в области редактирования можно изменять,передвигая заголовок объекта.77Рис. 25. Диаграмма взаимодействия DemonGame783. Добавьте сообщение Newgame:- Выберите символ сообщения из палитры символов.- Укажите точку отправки сообщения на оси объекта env , щелкнувмышью.- Укажите точку получения сообщения на оси объекта Main.- Введите имя сообщения (Newgame).- Положение сообщения можно изменять, перемещая его мышью.
Можноотдельно менять точку отправки и точку получения сообщения на осяхобъектов.4. Объект Game создается динамически. Добавьте символ порожденияпроцесса (аналогично символу сообщения):- Выберите символ порождения процесса из палитры символов.- Укажите точку создания нового процесса на оси объекта Main.- Разместите заголовок нового объекта, щелкнув мышью в нужном местеобласти редактирования.- Введите тип нового объекта и его имя.5. Добавьте первый символ состояния на ось объекта Game.- Выберите символ состояния в палитре символов и укажите его место наоси объекта, щелкнув мышью. Введите имя состояния: Losing.- Символ состояния можно передвигать вдоль оси объекта.6.
Добавьте символ установки таймера на ось объекта Demon.- Выберите символ таймера в палитре символов.- Укажите точку установки таймера на оси объекта.- Укажите точку срабатывания таймера.- Введите имя таймера: T.7. Добавьте все остальные сообщения. Сообщение Score содержитпараметр со значением 1. Для ввода значения параметра, выберитенижний прямоугольник.имя сообщениясписок параметровРис. 26. Текстовые атрибуты сообщения798.9.Завершите создание диаграммы, добавив символ остановки процесса:Выберите символ остановки процесса в палитре символов.Поместите его на оси объекта Game.Сохраните диаграмму взаимодействия.8.3. ЗаключениеВ данной главе были описаны основные приемы работы с редакторомдиаграмм взаимодействия системы SDT. В результате выполненияупражнений данной главы вы должны были научиться- создавать диаграммы взаимодействия;- редактировать диаграммы взаимодействия.80Глава 9.
Редактор SDL диаграммВ данной главе мы«Игральный автомат».создадимSDL-спецификациипримера9.1. Диаграмма системыСоздайте корневой узел дерева структуры SDL системы как показано вупражнениях главы «Организатор системы SDT».9.1.1. Создание диаграммы системыДля создания диаграммы системы нужно выполнить следующиеоперации:1. Выберите символ системы в дереве системы (в углах символа должныпоявиться черные квадраты, как показано на Рис. 19)2. Выберите команду Edit в меню Edit. Существуют альтернативныевозможности перехода к редактированию диаграммы:• При нажатии правой кнопки мыши появляется вспомогательное меню, вкотором можно выбрать раздел Edit, а в нем - команду Edit.• Самый быстрый переход к редактированию диаграммы – двойной щелчоклевой кнопкой мыши на символ диаграммы в дереве SDL системы.3. Дополнительный диалог Edit предложит создать новую диаграмму иоткрыть окно редактирования (настройка Show in editor) (см.