Запад - Россия - Восток. Том 3 (Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 3.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Толстой и Вл. Соловьев. Правда, оба онибыли критиками шопенгауэровского пессимизма.Философия А. Шопенгауэра актуальна^ в наши дни: о ней пишуткниги, ей посвящают конференции и симпозиумы; существует Международное Шопенгауэровское общество, которое издает свой Ежегодник9.17СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813—1855)Датский философ Сёрен Кьеркегор (иногда пишут: Киркегор —Юегкедаагс!) в нашем веке стал одним из наиболее издаваемых авторов.Многотомные собрания его сочинений выходят в ряде стран.
Изучениеего философии входит в учебные курсы большинства философскихфакультетов. Между тем при жизни он еще более, чем Шопенгауэр,испытал все тяготы отчуждения от своей эпохи, от соотечественникови современников.Родился Сёрен Кьеркегор в Копенгагене10. Отец Сёрена, МихаэльКьеркегор считал, что над его семьей тяготеет рок —в детстве, отданный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога.И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставшийбогобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание. Ихотя дела в семье коммерсанта М.
Кьеркегора шли неплохо, духовнопсихологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой, с чем некоторые комментаторы учения С. Кьеркегора связывали особенности еголичности и характер его философии. Сёрен рос болезненным, впечатлительным, но исключительно одаренным ребенком. В 1830 г., с успехом окончив школу, он поступил на теологический факультет Копенгагенского университета.
В выборе факультета, вероятно, прежде всегосказалось влияние семьи. Занимаясь в университете теологией, Кьеркегор приобрел незаурядные познания также и в философии. Будучихудожественно одаренной натурой, он увлекался эстетикой, театром,литературой. Получив в 1838 г. диплом теологического факультета,Кьеркегор мог стать пастором или теологом. Но церковная карьера непривлекала его, хотя вопрос о Боге, критическое отношение к ортодоксальным религиозным верованиям, институтам на всю жизнь стали предметом его глубоких и болезненных переживаний.В 1839 г.
Сёрен познакомился с Региной Ольсен; состоялась помолвка, но через год Кьеркегор отказался от женитьбы, что усилило чувство вины, тревоги, разлада с миром. (Этой личной трагедии, ее причинам и последствиям в литературе о Кьеркегоре — например, у ЛьваШестова — также уделено немалое влияние.) Кьеркегор уехал, а скорее, убежал из Копенгагена в Берлин, где в университете он посещаллекции по философии, в особенности знаменитые лекции старого Шеллинга (которые в начале 40-х годов слушали и горячо обсуждали,разумеется, с разных позиций, Фридрих Энгельс, Иван Киреевский идругие впоследствии знаменитые философы).
Не лишено основанияпредположение, что враждебность к философии Гегеля — в ту эпоху,еще отмеченную высоким авторитетом великого философа и его школы, — Кьеркегор перенял у Шеллинга. Большое влияние на формирование взглядов Кьеркегора оказали немецкие романтики.
Вслед за нимиКьеркегор поставил в центр философствования метод иронии. Ей былапосвящена его магистерская диссертация "О понятии и иронии" (1841).В 1842 г. Сёрен возвратился в Копенгаген. Этот город в то времябыл своего рода большой деревней, где все знали друг друга, гдеглубокое влияние имела религиозная община и устанавливаемые еюжизненные правила и ценности. Молодой Кьеркегор, привлекший внимание уже разрывом с Региной Ольсен, оказался объектом постоянныхосуждений, насмешек. Он вел замкнутый образ жизни, много и, какН*у*я»я библиотекаУральского18потом оказалось, плодотворно работал: произведения, созданные имменее чем за десятилетие короткой и поистине трагической жизни,прославили Данию, вошли в золотой фонд мировой культуры.
Но копенгагенцы, за редчайшими исключениями, вряд ли догадывались ободаренности и о будущей славе своего соотечественника. Газета "Корсар ', падкая до сенсаций, постоянно издевалась над Кьеркегором. А онвступил в открытый спор и с газетой и с религиозной общиной Копенгагена, стал издавать журнал "Мгновение". Самый большой скандалразгорелся, когда умер епископ Мюнстер и когда скорбь о его кончинепереросла в печати в неумеренные прославления покойного. Кьеркегорвозразил против этого и был прямо-таки оплеван копенгагенцами. 11 ноября 1855 г. Сёрен упал на улице и скоропостижно скончался от полного истощения всех физических и духовных сил.Начав как автор в 1843 г.
— книгами, теперь знаменитыми: "ЕпЬшеёег — Ойег" (у нас переводят: "Или — или"), "Страх и трепет" —Кьеркегор каждый год писал одно, а то и два-три сочинения (1844 г. —"Философские крохи", "Понятие страха", 1845г. — "Этапы жизненного пути", "Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам , 1843-1847 гг.— "Назидательные речи", 1847 г. — "Жизнь и властьлюбви", 1848г. — "Христианские речи', 1849г. — "Болезнь к смерти",1850г. — "Упражнение в христианстве", 1851 г.
— "Рекомендовано длясамопроверки современности"). Кьеркегор также всю жизнь вел дневниковые записи, которые оказались столь интересными с литературной,философской и экзистенциальной точек зрения, что были впоследствииизданы, составив половину из многотомного собрания сочинений выдающегося мыслителя и писателя11.Чтобы понять непопулярность Кьеркегора при жизни и его славу вXX в., надо прежде всего принять в расчет специфику его произведений.
Они мало чем напоминают типичные для нового времени абстрактные и построенные по меркам научности философские трактаты. В ихцентре — не некоторое заботливо отвлекаемое от личности и переживаний философа "объективное содержание". Напротив, Кьеркегор концентрировал внимание на том, что происходит в недрах человеческойличности, причем личностный мир самого философа, его наполненнаястраданиями жизнь оказалась призмой, сквозь которую он стремилсярассматривать все происходящее в окружающем мире.
ЭкзистенциалистЛев Шестов в работе "Умозрение и откровение" напоминал, что своюфилософию Кьеркегор называл экзистенциальной, — что значило: онмыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить. Это название — "экзистенциальная философия" — потом привилось и стало прилагаться кучениям мыслителей, которые часто упоминали Кьеркегора среди своих предшественников. Категории жизни, страха, смерти, выбора, вины, которые как бы стояли на обочине классической философии, Кьеркегор одним из первых расположил в самом центрефилософствования, чем также предвосхитил некоторыеэкзистенциалистско-персоналистские учения XX в. Он проложил им путь и тем, что снова привлек интерес и внимание к сложному художественно-философскому жанру, в каком написано большинство его произведений.
Но, может быть, самый большой вклад Кьеркегора в развитие философии, в преобразование культуры состоял в19необычном для 40-х годов XIX в. решительном размежевании с классическими философскими традициями нового времени.Критика времени, эпохи сближает Кьеркегора с Шопенгауэром ипредвосхищает критику Ницше в том отношении, что становится первой из идейных форм, по существу задавшей критерии типичной дляконца XIX в. и для XX в. "философии кризиса".
Кьеркегор недоволени консервативным традиционализмом, и революционизмом, и реформизмом за то, что они всё превратили в политику, а политику сделалипоприщем политиканов и их сделок. Революцию 1848 г. он расценилкак "катастрофу", "историческую конвульсию", правильно определивтогдашнее революционное потрясение не как единичный акт, а как состояние, грозящее стать перманентным.
История, предостерегал Кьеркегор, начинает погружаться в кровавую тьму. Единственный выход —обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам. Но,казалось бы, философия во все времена, а особенно в эпоху, современную Кьеркегору, постоянно твердила о бесконечном и вечном, об абсолютах и духовности. С еще большим рвением это делала религия. Но втом-то и состояло основное обвинение Кьеркегора в адрес своей эпохи,что, с его точки зрения, эти традиционные "абсолютистские" воззренияв наибольшей степени ответственны за кризисное, распадающееся время, за катастрофы истории.Каждое время, рассуждал Кьеркегор, обладает какой-то внутреннейбезнравственностью.