Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Запад - Россия - Восток. Том 4

Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 9

PDF-файл Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 9 Современная философия и методология науки (63728): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf) - PDF, страница 9 (63728) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Прежде чем его первые результаты воплотились в "Бытии и времени", мысль Хайдеггера поис-32тине драматически соприкасалась с наиболее важными парадигмамитогдашней философии — и отталкивалась от них, устремляясь на поиск новых оснований философствования.В р е м я ,и с т о р и я ,ж и з н ь ,б ы т и е( с т а н о в л е н и ек о н ц е п ц и иХ а й д е г г е р а )В 1916 — 1919 гг. Хайдеггер испытал особенно сильное влияние философии Дильтея. Он стремился к тому, чтобы — в духе Дильтея —помыслить человека, во-первых, "во всей полноте его жизненных сил"и, во-вторых, рассмотреть его как практически-деятельное существо.Внимание ко второму аспекту было обусловлено не только рецепциейфилософии Дильтея, но и теологическими корнями хайдеггеровскойфилософии. В-третьих, в соотвествии с двумя названными выше интенциями философии Хайдеггера, человек, будучи практически-деятельным существом, должен быть понят как уже изначально включенный в ту самую среду, в которой он действует, т.

е. как уже находящийся в мире, действующий в истории.Другая духовная тенденция, переосмысление которой сыграло решающую роль в первом повороте Хайдеггера от "чистого сознания" кжизни: в 1918—1919 гг. Хайдеггер, находясь под сильным влияниемКьеркегора, теолога Карла Барта и, косвенно, идущей из XIX в. традиции поисков "исторического христианства" (А. Гарнак, Э. Ренан),обращается к проблематике раннего христианства, где находит вдохновившее его понимание времени. Время ранних христиан не поддается исчислению и измерению (что "работает" против концепции абсолютного времени, служащего системой координат мировых событий).В ожидании Второго пришествия Христа бессмысленно высчитывать,когда оно произойдет.

Решающим становится тот самый эсхатологический момент (Augenblick), в котором находится человек благодарясвоей вере. Так со временем оказывается связанной ситуация верующего. Различать "знамение времени" (Евангелие от Матфея, 16, 3)верующий сможет лишь тогда, когда перестанет относиться к СловуНового завета как к чему-то "бывшему" и отделенному от него стенойстолетий. Верующий должен дать божественному Слову "прозвучать"в своей душе. Но как раз это и снимает дистанцию объективноговремени.Пристальное внимание к вопросу о времени по сути означает растущий интерес Хайдеггера к теме бытия и ее новой интерпретации.Начиная с 1921 г.

Хайдеггер все в большей степени пытается определить "фактическую жизнь", жизнь человека, через ее бытийный смысл.Объясняя позже возрастание в своей философии роли бытийной проблематики, Хайдеггер замечает: "Я сначала должен был с чрезвычайной интенсивностью броситься (losgehen) на фактическое, чтобы вообще получить Фактичность как проблему" 5 . Это очень важная сменаакцентов.

Говоря теперь не о фактическом, а о Фактичности, Хайдеггер тем самым ставит вопрос не о тех различных формах, в которых33проявляется бытиё человека, но вопрос: что есть бытие человекасамо по себе?Но и это еще не последняя степень радикализации вопроса. Человек есть сущее (т. е. существующий) наряду с другими сущими (животные, растения, предметы неорганической природы). Безусловно,способ, каким существует человек, отличается от способов существования другого сущего. Однако если даже мы и задаемся целью выяснить эту особенность и спрашиваем, в чем,же заключается особенность бытия человека, мы еще недостаточно основательны в нашихпоисках. Мы не спрашиваем: что есть бытие само по себе?Соответственно, считает Хайдеггер, проблемам времени и историидолжно быть придано более глубокое измерение. Какова же связь междувременным характером жизни человека и временем в более глубинномсмысле? Поскольку о человеке и человеческой жизни Хайдеггер, начиная с 1923 г., предпочитает говорить, употребляя термин Dasein,тем самым подчеркивая особый бытийный характер человеческой сущности, то очевидной становится необходимость выявить связь междуDasein, а также бытием как таковым, т.

е. Sein, и временем. Так властно заявляет о себе проблематика, осмысление которой толкало Хайдеггера к созданию "Бытия и времени". Однако на пути к этому центральному произведению Хайдеггер должен был определить свое весьманепростое отношение к феноменологии Э. Гуссерля. А это снова жеозначало озабоченность проблемой времени.Ведь уже в начале XX в. Гуссерль создал и подробно развил теорию сознания как формирующегося во временнбм потоке. На основелекций, прочитанных Гуссерлем в 1904— 1905 гг.

в Геттингенском университете, возник текст — "Лекции о внутреннем сознании времени".(Именно Хайдеггер позднее, в 1928 г., станет его издателем.) Существенно отметить, что еще в 1917 г. ассистентка Гуссерля Эдит Штайн— при постоянном участии самого метра — подготовила гуссерлевские материалы для печати. Они, несомненно, были доступны ученикам и ассистентам Гуссерля. Вплоть до "Бытия и времени" этот тончайший анализ Гуссерлем времени сознания и сознания времени былдля Хайдеггера внутренним стимулом и вызовом. Гуссерль нанес ударпо объективистским концепциям времени. Однако чем дальше тембольше нарастал протест Хайдеггера против трансценденталистскоиконцепции Гуссерля, в частности, против упорного нежелания учителя принять в феноменологию истористские измерения.

В статье "Философия как строгая наука" Гуссерль подверг резкой критике историзм Дильтея. По-видимому, эта критика вызвала у Хайдеггера противоположную реакцию; и вторая половина 10-х годов во многом прошла в хайдеггеровском становлении "под знаком Дильтея". Впрочем,это не было единственным пунктом размежевания раннего Хайдеггерас основателем феноменологии. Рассмотрим данную проблему подробнее.3182734Ф е н о м е н о л о г и яионтологияИтак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьмапротиворечивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссерля и сам не раз говорил о том, что феноменология — в единстве сонтологией — лежит в основании его философствования.

С другойстороны, гуссерлевская феноменология подвергается в учении Хайдеггера существенной трансформации и, по мере эволюции хайдегтеровской концепции, играет в ней, по-видимому, все менее значительную роль. И все-таки вряд ли возможно обоснованно отрицать феноменологические генезис и смысл ряда идей и раннего, и позднего Хайдеггера. Вместе с тем в 20 — 30-х годах в истории философии появилась и новая для феноменологии проблема — проблема влияния напозднее гуссерлианство идей и предпосылок экзистенциального философствования, с которым Гуссерль сталкивался в основном благодарядискуссиям с Хайдеггером и знакомству с рядом его сочинений.Какие идеи феноменологии оказались для Хайдеггера наиболее важными? Хайдеггер прежде всего воспринял кардинальную идею феноменов и феноменологического метода, с особым сочувствием отнесяськ "Логическим исследованиям" Гуссерля.

В тексте 1953— 1954 гг. "Издиалога о языке между японцем и спрашивающим" Хайдеггер вспоминал о начале 20-х годов: «В те годы я как ассистент Гуссерля регулярно читал каждую неделю с господами из Японии первое большое произведение Гуссерля, "Логические исследования". Сам учитель к томувремени уже не слишком высоко расценивал эту свою появившуюсяна рубеже веков работу. У меня, однако, были свои основания, почему для целей введения в феноменологию я отдавал предпочтение "Логическим исследованиям". И учитель с великодушным терпением отнесся к моему выбору» 6 .

Предпочтение, оказанное "Логическим исследованиям", было связано с включением в самое их ткань принципов феноменологической работы: любая тема и проблема возводиласьк "данностям сознания", к феноменам; интенциональность и ее предметности изначально оказывались структурами и предметностями сознания. Хайдеггера, однако, привлекал и брошенный Гуссерлем лозунг "Назад к самим вещам!" При этом он полагал, что основательфеноменологии не выполнил собственного призыва — он возвратилфилософию лишь к "онаученным", логизированным очевидностямсознания, а не к истинно изначальным его данностям.

Так развертывалось кардинальное размежевание между Хайдеггером и Гуссерлем.Об отношении раннего Хайдеггера к феноменологии можно судитьпо текстам его лекций, прочитанных в Марбурге в 1923 — 1924 гг. иопубликованных под заголовком "Введение в феноменологическое исследование" в 17-м томе Полного собрания сочинений.Излагая свое понимание термина "феноменология" (впервые появившегося в XVIII в. в работе немецкого просветителя Ламберта,принадлежавшего к школе Христиана Вольфа), Хайдеггер обращаетвнимание на следующие моменты.

Греческое слово $aivb\i.evov означает нечто, что себя "показывает", раскрывает (корень фа связан с35что значит свет или яркость, ясность, блеск). Углубляясь в греческуюэтимологию, обращаясь к текстам Аристотеля, Хайдегтер приходит квыводу: феномен есть не что иное, как "превосходный способ наличия, присутствия сущего" (Anwesenheit von Seienden)7, его способность показывать, обнаруживать самого себя. С этим у Аристотелясвязано также понятие "логос" в его особом значении, подчеркиваетХайдеггер: эта способность себя обнаруживать есть бытийная возможность человечской жизни (Daseinsmoglichkeit). Впоследствии, в "Бытии и времени", Хайдеггер еще определеннее разъяснит смысл понятия "феномен" и самое суть феноменологической работы.

Если традиционная философия понимала "феномен" отрицательно — как нечтокажущееся, как видимость, не совпадающую с тем, что есть на самомделе, то Хайдеггер (в принципе следуя установкам феноменологииГуссерля), на первый план выдвигает феномен в его позитивном, аименно "раскрывающем", значении по отношению к сути, к самомубытию. Так, в § 7 "Бытия и времени" (А.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее