Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Другие пытались анализировать "массовизацию" жизнии культуры в ее реальной противоречивости. Экзистенциализм, персонализм расположены, пожалуй, где-то посредине: они считают властьMan опасной, но видят в ней главную неискоренимую черту совместного бытия людей — такую же неизбежную как жизнь или смертьиндивидов.13Бытие между жизнью и смертьюЭкзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду — тема в философии человека XX в. еще более популярная, чемво времена Шекспира. А. Камю в "Мифе о Сизифе" заявил, что местоцентрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.Чем ему способна помочь философия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, чтожизнь прекрасна — к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без всякого доверия.
Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшемиз миров. Камю заявляет, что мир этот абсурден; он подобен действиям Сизифа, поднимающего, по наказанию богов, камень на гору, скоторой тот снова должен покатиться вниз... И все-таки жизнь даже вситуации абсурда — ценность, равной которой у человека нет. Но этожизнь, всегда "пограничная" со смертью.Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни — ситуации, которые в философии и литературе XX в.
исследовались глубжеи тщательнее, чем прежде. К сожалению, в нашей философии долгоевремя господствовало пренебрежительное отношение и к этим проблемам, и к их осмыслению — как будто они не заботят абсолютно каждого человека. Каждый переживал смерть близких, многим в разгаржизни и всем на ее исходе приходилось или еще придется смотреть вглаза смерти. Всякий человек обязательно задумывается о смерти.Жизнь индивида может быть наполнена смыслом, но может вдругутратить для него этот смысл. Достойно умереть, когда приходитсмерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помогать другим людям в их именно смертной борьбе — это великое и нужное любомучеловеку умение.
Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека,смысл жизни — это вечные темы искусства и философии.Однако в классической мысли и в современной философии темасмерти занимает разное место; смерть оценивается существенно поразному. "...Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакогоотношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем", — писал,выражая мироощущение и ценности своей эпохи, древнегреческий философ Эпикур4.
В современной экзистенциалистской философиижизнь часто определяется как "бытие к смерти". В какой-тостепени это верно — едва родившись, человек "устремляется" к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни... Можно,да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства — под влиянием личных и социальных переживаний — повернулись, в основном, к проблеме смерти.14Это бывает не только в случаях индивидуальной социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю вообще-то здоровыхлюдей, в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, причем нередкосовпадающих с высокими духовно-нравственными порывами личности.
И все же, рассуждая о человеческом бытии одновременно реалистически и гуманистически, правомерно усомниться в теоретической инравственной справедливости определения сущности жизни человекакак бытия к смерти. Человеческая жизнь (да и жизнь вообще) постоянно развертывается не просто через противоположность, через "устремленность" к смерти, а скорее через противодействие ей.
И человекв нормальном состоянии ориентируется именно на жизнь. Он научился полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее вкрайних, действительно "пограничных" между жизнью и смертью ситуациях — но даже и в них человек способен не только и не простоотдаться "бытию к смерти", а либо проявлять огромную волю к жизни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя высоких принципов, во имя жизни других людей.Экзистенциалистская философия оправданно исходила из того, чтоблизость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься осмысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, отповседневности к самому бытию, к собственной экзистенции — сущности, которая едина с существованием.
Это предположение отнюдьне беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро и ярко осмысливать ситуации на грани жизни и смерти. По существу, герои ихглавных произведений помещены в пограничные ситуации. (Примеры— пьесы Сартра; повесть А. Камю "Посторонний"; повесть С. де Бовуар "Самая легкая смерть" — сильный и жесткий рассказ об умирающей матери и т. д.) Такой поворот не был случайным: он свидетельствовал о наступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала нетолько индивидуальной, но и социальной, более того — общечеловеческой проблемой.Наиболее полно и ярко проблематика пограничной ситуации оказалась разработанной в философии К. Ясперса.НЕМЕЦКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМФилософия Карла ЯсперсаЖизнь и сочиненияКарл Ясперс5 родился 23 февраля 1883 г.
в Ольденбурге, где окончил гимназию. В 1901 —1902 гг. он начал изучать право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, но затем увлекся медициной, которойдо 1908 г. учился в Берлине, Гёттингене и Гейдельберге. Решение заняться медициной было не в последнюю очередь продиктовано тем,что Ясперс в молодости (впрочем, и до самой смерти) страдал редкойи неизлечимой болезнью легких. Знание медицины и наблюдение засвоим организмом помогли Ясперсу прожить восемьдесят шесть лет.Не исключено, что болезнь, протянувшаяся через всю жизнь, позволила Ясперсу глубоко прочувствовать смысл пограничной ситуации— понятия, поставленного им в центр философствования.
Специализировался Ясперс в психиатрии. В 1909 г. он защитил диссертацию натему "Ностальгия и преступление". После окончания учебы Ясперсработал ассистентом в психиатрической клинике в Гейдельберге, причем "на общественных началах", что помогало ему прежде всего сообразовывать степень занятости в клинике со своим слабым здоровьем.С 1916 по 1921 г. он был экстраординарным профессором психиатриив Гейдельберге. В 1913 г. вышла из печати первая часть "Общей психопатологии", а в 1919 г. — труд "Психология мировоззрений", вомногом отражавший влияние Дильтея.С 1921 по 1937 г. Ясперс был в Гейдельберге профессором философии.
В 30-е годы были созданы многие его выдающиеся философскиеработы: "Духовная ситуация времени" (1931); "Философия" (В 3 т.,1931 —1932); "Разум и экзистенция" (1935); "Ницше. Введение в понимание его философствования" (1936); "Декарт и философия" (1937); "Философия экзистенции" (1938). После прихода нацистов к власти в жизни Ясперса наступили тяжелые времена. Он был женат на еврейке, чтопредопределило гонения и преследования. Ясперс был исключен из университетского Совета, а в 1937 г. до положенного срока уволен на пенсию.С 1943 г. существовал запрет на публикацию произведений философа.Жизнь Ясперса и его жены оказалась под постоянной угрозой. Прекратилась дружба с Хайдеггером.
После окончания войны Ясперс, вновь ставший профессором философии, принял участие в восстановлении нормальной работы Гейдельбергского университета, руководствуясь программой университетской реформы, которую он начал разрабатыватьеще в 30-х годах. В 1948 г. он переселился в Базель, в университетекоторого преподавал до 1961 г. После войны Ясперс написал значительные философские произведения, такие как "Философская логика.Т. t .
Об истине" 0947); "Философская вера" (1948); "Происхождениеи цель истории" (1949); "Разум и антиразум в нашу эпоху" (1950);"Введение в философию" (1950); "Великие философы" (1957); "Обусловиях и возможностях нового гуманизма" (1962). Он также создалмонографии о Шеллинге (1955), Николае Кузанском (1964).Ясперс был либерально, гуманистически настроенным мыслителем.Он оказал глубокое влияние на формирование демократических порядков и нового общественного сознания в послевоенной Германии.Этому способствовали его социально-политические работы "Вопрос овине" (1946); "Атомная бомба и будущее человека" (1958); "Свободаи воссоединение" (1960); "Куда идет ФРГ?" (1966).
Умер Ясперс 26февраля 1969 г.Философия Ясперса весьма популярна в современном мире. Учение Ясперса — непременный предмет преподавания в университетахвсего мира. Ему посвящаются симпозиумы, коллоквиумы. Международное ясперсовское общество систематически проводит конгрессы,издает ежегодники, монографии, посвященные Ясперсу.
Издается (вШвейцарии) Собрание его сочинений, его наследие. Из публикацийпоследних лет особенно интересна переписка Ясперса с X. Арендт и сМ. Хайдеггером.Перейдем к анализу философских идей Ясперса.Основные понятия философии К. Ясперса:экзистенция, всеобъемлющее, философская вераФилософия К. Ясперса заметно отличалась от других разновидностей экзистенциалистской философии, например хайдеггеровской, своейприверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, и Ясперс критически оценивал некоторые центральные идеи классическойрационалистической философии (например, не принимал ее самоуверенный сциентизм). Их результатом, по мнению Ясперса, стало пагубное "раздробление" мира, невнимание к целостности бытия и, какследствие, пренебрежение метафизикой как учением о первоосновахуниверсума.
Ясперовская философия энергично пролагала путь к новой метафизике, которой вменялось в обязанность сосредоточитьсявокруг трех основных проблемных сфер, очерчиваемых категориями"всё" (das All), "изначальное" (das Urspriingliche) и "одно" (das Eine)."Всё" наличного бытия — это миф, наша "изначальность" — этоэкзистенция, "одно" — это трансценденция6. В разъяснении этихкатегорий, охватываемых ими сфер и их единства состоит, по Ясперсу, главная задача философии.
Одновременно ее выполнение имеетпрактический, смысложизненный характер. Мир надо осмыслить, чтобыориентироваться в нем. "Высвечивание экзистенции" (Existenzerhellung) нужно нам, индивидам, чтобы обрести свою сущность. Трансценденции, ее "откровению" придается смысл религиозно-нравственного спасения, приобщения к вечности.Ориентирование в мире, пишет Ясперс в работе "Философия",необходимо разделять на научно-исследовательское и философское.17Объективное познание мира наукой принципиально важно для человеческой жизни. "Без него невозможно никакое философское ориентирование в мире" 7 .