Запад - Россия - Восток. Том 4 (Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf), страница 11
Описание файла
PDF-файл из архива "Запад - Россия - Восток. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Предложение: "человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стояниемвнутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии» ". Экзистенция имеет своего рода онтологическое первенство перед сознанием, хотя сознание первостепенно важно для экзистирования. "Всякое сознание заранее предполагает экстатически понятную экзистенцию в качестве essentia человека, причем essentia означает то, в качестве чего человек существует, пока он человек. Сознание, наоборот, и не создает впервые открытость сущего, и не предоставляет впервые открытость для сущего"12. Итак, при определенииспецифики экзистенции Хайдеггер вмешивается в вековечный спор оспецифике человека, его отличии от неорганического и животного мира.Специфика человека определяется им скорее не через разум,сознание, не через специфику деятельности, а через особоеположение человеческого сущего в бытии и через "устанавливание" по отношению к бытию.
Таким образом, на понятие Daseinи его истолкование возлагается дополнительная философская нагрузка.Далее Хайдеггер ставит специальный вопрос о возможностях, которыеистолкование Dasein дает для построения философской онтологии.Автор "Бытия и времени" заключает: анализируя Dasein, здесьбытие (т.е. создавая, по терминологии Хайдеггера, экзистенциальную аналитику), мы делаем единственно верный шаг к созданию фун-40даментальной онтологии, т.е. учения о бытии как таковом. Но почемуаналитику Dasein Хайдеггер называет экзистенциальной? Мы ужевидели, что Хайдеггер именует экзистенцией способность здесь-бытия, Dasein, особым образом "устанавливаться" по отношению к бытию — быть открытым к непотаенности бытия. Тем самым Daseinобретает, согласно Хайдеггеру, преимущества перед всяким сущим.Человеческое сущее решающим образом определено экзистенцией (здесьпервое — онтическое, т.
е. относящееся к самому бытию, преимущество Dasein — S.12). "Устанавливание" по отношению к бытию кактаковому дает Dasein еще одно преимущество: второе — онтологическое, т. е. относящееся к философии бытия, — преимущество Dasein.Третье преимущество Dasein возникает из объединения первого и второго моментов ("онтически-онтологическое" преимущество, условиевозможности всякой онтологии — S.12,13). Здесь-бытие, продолжаетХайдеггер, есть сущее, которое в своем бытии понимающим образом"устанавливается к этому бытию".
Или, как мы уже видели из разъяснений Хайдеггера: "здесь-бытие экстатирует" (S.52 — 53). Особенностии преимущества Dasein, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно— единственное бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе ибытии вообще, благодаря чему оно, собственно, и "устанавливает себя"("устанавливается") по отношению к бытию (S.7). Вот почему такоеDasein, или бытие-экзистенция, и есть, согласно раннему Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться всякая онтология.Попытка Хайдеггера связать Dasein и Sein, которая подчас кажется всего лишь жонглированием далекими от жизни философскимипонятиями, на деле имеет отношение к фундаментальным вопросамфилософии и культуры.
Хайдегтеровское понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных намживых существ, кроме человека, не способно помыслить, задатьсявопросом о бытии как таковом, — об универсуме и его целостности, освоем месте в мире. Здесь, кстати, видно определенное различие впонимании "экзистенции" Хайдеггером и Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках собственного Я, хотя, конечно, ставит в связь сэкзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен набытие — для "вопрошающего" человека само бытие раскрывается,"светится" через все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей болезни, поразившей современное человечество,— "забвения бытия".
Страдающие ею люди, эксплуатируя богатстваприроды, "забывают" о ее целостном независимом бытии, видя в других людях всего лишь средства, "забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии Хайдеггера — констатация "изначалъности" человеческого бытиякак бытия-вопроишния, бытия-установления, как бытия, которое "есть я сал?'. Следующий онтологический шаг, которыйэкзистенциалисты — Хайдеггер и другие — приглашают сделать сво-его читателя состоит в том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире(S.56—57). Ведь суть человеческого бытия, действительно, состоит втом, что это бытие-в-мире, связанное с бытием мира.Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается у Хайдеггера черезнеотъемлемое от человека "озабоченное делание" — и это напоминаетнемецкую классическую философию, в частности понятие "дело-действие" у Фихте.
Бытие-в-мире "светится", по Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу". Не следует, поясняет мыслитель, путать заботу как категорию философии с конкретными "тяготами", "печалью", "жизненными заботами" — в философииэкзистенциализма речь идет об общей, "метафизической" заботе: обеспокоенности миром, самим бытием. Итак, Dasein способно не тольковопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться обытии как таковом. Эти моменты, действительно, характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно сегодня, когда именнозабота человека и человечества о бытии, о сохранении бытия планеты,цивилизации, о сохранении природной среды должна противостоятьвырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни.В первом разделе "Бытия и времени" Хайдеггер анализировал бытие-в-мире через его сущностную структуру — "разомкнутость", которая в свою очередь была поставлена в связь с категорией "забота".
Авот второй раздел "Бытия и времени" Хайдеггер начинает с обескураживающего заявления: проведенный до сих пор экзистенциальный анализ бытия Dasein не может претендовать на исходное значение, ибопока бытие Dasein в собственном смысле не раскрыто (S. 233). Анализ как бы начинается с начала. На этот раз Хайдеггер намереваетсясосредоточиться на проблеме времени.П р о б л е м ав р е м е н иХайдеггер устанавливает: исходная онтологическая основа экзистенциальное™ Dasein — это временность (Zeitlichkeit). Поэтому добытые до сих пор онтологические структуры надо высветить снова —с раскрытием их временного смысла.
Такова намеченная Хайдеггеромпрограмма (§ 45). Однако к ее реализации мыслитель движется окольными путями, что вообще характерно для реализации программныхзадач "Бытия и времени". Казалось бы, если "временность образуетисходный бытийный смысл Dasein", то следует приступить к его раскрытию. Однако на пути к этой цели Хайдеггер воздвигает своеобразную "онто-феноменологию" смерти.
Именно через аналитику феномена смерти Хайдеггер надеется подобраться к "охвату целостностиDasein" (§ 47). Анализ Хайдеггера противоречив, даже парадоксален.Парадокс состоит в следующем. Через обращение к смерти предполагается осмыслить da, т. е. "здесь", "вот", именно бытийную сторону Dasein. Однако со смертью каждого человека кончается это da,здесь-, вот-присутствие. Так, может быть, смерть другого поможет42.высветить этот экзистенциал? Нет, отвечает Хайдеггер. Ибо смерть,насколько она "есть", всегда моя (§ 47). "Умирание показывает, чтосмерть онтологически конституируется всегда-мне-принадлежностьюи экзистенцией" (С. 240). Почему Хайдеггера в его онтологии такинтересует проблема смерти и как он связывает ее с проблемой времени?Трудность философской проблемы смерти Хайдеггер видит в том,что биологические, биографические, этнолого-психологические подходык смерти уже предполагают какое-либо понятие смерти.
Но понятиеэто остается весьма смутным. Между тем надо учесть, что "экзистенциальная" интерпретация смерти должна предшествовать всякой биологии и онтологии жизни. Хайдеггер и предлагает, в итоге скрупулезных размышлений над темой умирания, следующее "экзистенциальное" толкование смерти: человеческое Dasein перед лицом смерти поставлено перед возможностью — без первичной опоры на "озаботившуюся заботливость" — быть самим собой. Но это возможно черезстрастную свободу к смерти, которая отрешается от всех людскихиллюзий и поэтому предстает как уверенная в себе, как наводящаяужас (§ 53).
Так Хайдеггер раскрывает смысл категории "бытие ксмерти". Но и экзистенциальное обращение к проблеме смерти покане дало разрешения центрального вопроса: ибо "заступание в смерть"не дает гарантии "способности быть". И Хайдеггер приступает к исследованию других феноменов с точки зрения их "экзистенциальноонтологических оснований — совести (§ 55 — 57, 59), вины (§ 58),решимости (§ 60, 62). "В ходе этого анализа, — пишет Хайдеггер, —стало ясно, что в феномен заботы прочно встроены экзистенциальныефеномены смерти, совести и вины. Членение целости, их структурного целого стало еще богаче и тем самым экзистенциальный вопрос оединстве этой целостности еще настоятельнее" (С.
317).И вот только после этого Хайдеггер переходит, наконец,- к темевремени (§65). "Исходное единство структуры заботы лежит во временности" . Если Dasein есть, то тем самым уже поставлен вопрос и о"вот", "теперь", т. е. о настоящем и о будущем. "Первичный феноменисходной и собственной временности есть будущее" (С. 329)В заключительных параграфах "Бытия и времени" Хайдеггер затронул широкий спектр проблем, отнесенных им к теме времени. Этопрежде всего попытка новой интерпретации связи пространства и времени. Dasein — такое здесь-бытие, которое имеет отношение к пространству, но пространственным (в том же смысле, в каком пространственная протяженная вещь) не является.
Основа "вторжения" Daseinв пространство, согласно диалектическому взгляду Хайдеггера, этовремя, а именно "экстатично-горизонтная временность" (§ 70). В центревторого раздела "Бытия и времени" — проблема временности и историчности. Анализ историчности Dasein — это попытка доказать, чтосущее не потому "временно", что "выступает в истории", но напротив,оно потому исторично, что в основе своего бытия оно характеризуетсявременностью (§ 72). Лишь собственная временность, которая вместес тем конечна, делает возможным нечто подобное судьбе, т.