Answers (Ответы к экзамену), страница 6
Описание файла
Файл "Answers" внутри архива находится в папке "Экзамен". PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "геополитика" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Русская геополитическая мысль.В России геополитическая мысль развивалась не столь бурно, как на Западе. В XIX векероссийские мыслители высказывали те или иные геополитические идеи в основном в процессеспора об идентичности России и о путях ее развития. В данном контексте в России фактическисуществовали две тенденции: «пассионарная» («пассионарность» - от латинского «рassia» страсть, но страсть эмоциональная, этническая, отличающаяся от «страсти», понимаемой вдуховном смысле) геополитика, или антизападническая, и западническая геополитика.Сторонники первой тенденции исключали наличие общечеловеческого развития, настаивали наособом пути развития России, прежде всего, отличном от европейского.
Сторонники второйтенденции считали, что путь России необходимо рассматривать в контексте развитияобщечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, гденаиболее полно и успешно осуществляются принципы свободы и прогресса. Большинствосовременных российских ученых, занимающихся проблемами геополитики, также настаивают натом, что только гармоническое сочетание западных политических и экономических институтов свосстановлением религиозных и моральных институтов своей собственной культуры сделаетвозможным прочную положительную самоидентификацию России, обеспечит ей достойное местов геополитическом пространстве.Геополитические идеи в духе «пассионарности» высказывали славянофилы, идеологипанславизма, евразийцы. В качестве определяющих особый путь России факторов они называликоллективизм, соборность, общинный характер деревенской жизни, артельность ремесленников,православие.В идеологии евразийства также России отводилось особое место в геополитическомпространстве.
Как концепция и движение евразийство было создано в начале 1920-х гг. группойрусских мыслителей-эмигрантов в Болгарии, насчитывавшей примерно 20 человек. Евразийство –это фактически реакция русских ученых-эмигрантов на революцию 1917 года, которую онисчитали логическим в своей законченности осуществлением чисто западнической ориентации,исторически завершившимся перекосом в сторону западнической социокультурной модели.«Коммунистический шабаш, - писал Савицкий,- наступил в России как завершение более чемдвухсотлетнего периода европеизации» Евразийство стало основой географической концепциирусской идентичности. Если славянофилы видели главный источник развития России всамобытных качествах народа России, то евразийцы – в особенностях ее «месторазвития».Евразийцы ввели в наш язык слово «геополитика», ставили себе в заслугу обоснование в русскойнауке геополитического подхода к русской истории. Один из создателей этой концепцииП.Н.Савицкий рассматривал носителей идеологии евразийства как представляющих новое началов мысли и жизни, корни которого лежат в физических реалиях «Евразийского континента».
Россияпредставлялась ему как самодостаточный мир, состоящий из четырех зон, напоминающих ленту, тундры, леса, степи и пустыни. Главная суть евразийской идеи сводилась к тому, что Россия –Евразия - это особый социокультурный мир, это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный,целостный и органичный мир. В силу своего географического положения Россия, лежащая награнице двух миров – восточного и западного, - исторически и географически выполняет рольнекоего культурного синтеза, объединяющего эти два начала.
Евразийство как тенденция вобщественной мысли России, акцентирующая внимание на то, что Европа и Запад исчерпали своидуховно-исторические потенции, и на смену им идет мессианская Россия как самобытнаяевразийская цивилизация, продолжала и продолжает существовать до сих пор. Теория«этногенеза» Гумилева, прежде всего, увлекала оптимистической, но в то же времяфантастической идеей, что русская цивилизация может оказаться на подъеме в результатеодушевления России пассионарностью. Наиболее экстремистским вариантом неоевразийства,является тот, что в течение последних лет пропагандируется А.Дугиным. В его трудах имеет местосинтез географического детерминизма, евразийства, теории континентального блока (ось Берлин –Москва – Токио), принципов силовой политики, и в данном контексте антизападничество носитабсолютный характер, не подлежащий преодолению.
В своем пространном главном сочинении«Основы геополитики» он выступает в защиту «священного идеала возврата к нордическимисточникам цивилизации», подчеркивает то, что «борьба русских за мировое господство незакончена», настаивает на том, что Россия должна осознавать себя не «региональной властью», не«национальным государством», но «новой евразийской империей»В отличие от евразийцев западники всегда рассматривали Россию в контексте развитияобщечеловеческой цивилизации. Гуманистическую модель исторического прогресса, реализациякоторой должна привести к всемирной солидарности, предложил в своей работе «Цивилизация ивеликие исторические реки» (Географическая теория прогресса и социального развития) (1889)русский ученый Л.И.Мечников.11.
Геополитические воззрения Л.И. Мечникова.В отличие от евразийцев западники всегда рассматривали Россию в контексте развитияобщечеловеческой цивилизации. В связи с этим наиболее реалистичные геополитические идеи,модели формировались у мыслителей данной ориентации, хотя в российской традиции их былонемного. Гуманистическую модель исторического прогресса, реализация которой должнапривести к всемирной солидарности, предложил в своей работе «Цивилизация и великиеисторические реки» (Географическая теория прогресса и социального развития) (1889) русскийученый Л.И.Мечников. Подобно западным классикам геополитики, Мечников в своем анализемирового развития использовал принцип географического детерминизма. Ученый оперировалкатегорией «географическая среда», под которой он понимал исторически меняющуюсясовокупность элементов природы, вовлеченную в процесс труда и выступающую в качествеусловия существования человеческого общества.
Он хотел «выяснить влияние физикогеографической среды на развитие и прогресс цивилизации и попытаться найти общуюсинтетическую формулу, позволяющую выразить в кратких словах, не теряясь в частностях, теотношения и взаимную связь, которые существуют между определенной физико-географическойсредой и различными стадиями социальной эволюции, между различными периодамиколлективной истории человеческого рода» . В связи с этим Мечников абсолютизировал рольтакого природного фактора, как водное пространство (реки, моря, океаны) в формированиицивилизации.
Он утверждал, что по мере освоения людьми рек, затем морей, далее океанов растетих всеобщая солидарность. Он называл реки основной причиной зарождения цивилизации, иборека во всякой стране является выражением живого синтеза всей совокупности физикогеографических условий: климата, почвы, рельефа земной поверхности, геологического строенияданной области. Но не все реки Мечников считал причиной прогресса, а лишь те, которыедоставляли человеку богатство и в то же время угрожали его существованию и развитию, те,которые ставили перед жителями орошаемых долин альтернативу: смерть или солидарность.Масштаб водной стихии (рек, морей, океанов) определяет социально-политическую жизнь людей,степень их свободы. В зависимости от того, что именно составляет основу цивилизации – река,море или океан - он разделил историю человечества на три периода:1.
Древние века, речной период, охватывающий историю четырех великих древнихцивилизаций (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай наЯнцзы и Хуанхэ). В периоде древних речных цивилизаций можно различить две эпохи: эпохуизолированных народов, завершающуюся к XVIII в. до христианской эры, и эпохупервоначальных международных отношений и сближений народов, которая завершаетсяприблизительно около VIII века до христианской эры.2. Средние века, средиземноморский период, охватывающий 25 веков (от основания Карфагенадо Карла Великого), которая в свою очередь подразделяется на две следующие эпохи: (1) эпохаСредиземного моря представлена крупными государствами - Финикия, Карфаген, Греция, Рим; (2)эпоха морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбитуцивилизации втягиваются Черное море, а затем и Балтийское.3.
Новое время или период океанический. Этот период характеризуется заметнымперевесом западно-европейских государств, лежащих на побережье Атлантики. Он делится на двапериода: (1) атлантическая эпоха, от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» вКалифорнии и в Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русскойколонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; (2) всемирнаяэпоха, едва зарождающаяся в наши дни.Согласно концепции Мечникова, этим трем этапам истории человеческого развитиясоответствуют три формы социального устройства – (1) период подневольных объединений(деспотизм), (2) период подчиненных группировок и союзов (федеративно-республиканскийстрой), и (3) период свободных объединений, который только начинается и ему принадлежитбудущее, но наше время уже произнесло его принципы: свобода, равенство, братство. Социальныйпрогресс, подчеркивал Мечников, в общественной жизни идет от угнетения к анархии, отсолидарности, предписываемой средой, к солидарности добровольной и сознательной.
Своейгеографической теорией социального развития Мечников пытался обосновать анархизм, какбудущее цивилизации. «Нарастание общечеловеческой солидарности» он направлял на отрицаниеинститута государства. С третьим океаническим периодом истории человечества он связываланархическое общество, где отсутствует принуждение, власть, государство, где происходитдобровольная солидаризация свободных граждан мира.12.
Геополитические идеи В.П. Семенова-Тян-Шанского.Достаточно реалистичной и сохранившей в некотором отношении свою актуальность до сих порявляется геополитическая концепция русского ученого В.П.Семенова-Тян-Шанского (1870-1942),сына знаменитого путешественника. Его основные работы по геополитике были изданы дореволюции. После революции в 20-е годы еще он занимался проблемами геополитики, а затем этобыло запрещено.
В.Семенов-Тян-Шанский был первым и последним геополитиком втрадиционном понимании этого слова в Советской России. Подобно западным геополитикам,Семенов-Тян-Шанский занимался геополитическими проблемами, исходя, прежде всего, изинтересов своей собственной страны. В исследовании «О могущественном территориальномвладении применительно к России: Очерки политической географии» (1915) Семенов-ТянШанский разработал оригинальную концепцию географического детерминизма, имеющуюрусскоцентристский характер. В этой работе ученый выделил три существовавшие в историиформы территориальных систем политического могущества:кольцеобразная система;клочкообразная система;система «от моря до моря».Образцовый пример кольцеобразной системы – Средиземноморье.