Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства, страница 5
Описание файла
Файл "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства" внутри архива находится в папке "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства". PDF-файл из архива "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Социальноепространство и различия, которые проявляются в нем«спонтанно», стремятся функционировать символическикак пространство стилей жизни или как множество Stânde, групп, характеризующихся различным стилем жизни.Различения необязательно включают в себя стремление к различению, как часто считают вслед за Вебленом сего теорией conspicuous consumption". Всякое потребление(а в более общем виде, всякая практика), осуществлялосьоно или нет в целях быть увиденным, является видимым,бросающимся в глаза (conspicuous); было оно или не былоинспирировано намерением быть замеченным, обособиться (to make oneself conspicuous'), дистанцироваться илидействовать, соблюдая дистанцию, оно является различительным.
На этом основании потребление обречено функционировать как различительный знак и, если обратитьсяк признанной, легитимной и подтвержденной дифференциации, — как знак отличия (в разных смыслах этого слова). Как бы то ни было, социальные агенты, способныевоспринимать в качестве значимых «спонтанные» раз'" Stand, мн. Stànde — сословие или звание (нем.)."' демонстративное потребление (англ.).vсделаться заметным (англ.).26Пьер Бурдьё.
Социология социального пространствалиния, которые категории перцепции заставляют считатьуместными, способны также преднамеренно удваиватьэти спонтанные различия в стиле жизни при помощи того, что Вебер называет «стилизацией жизни» (Stilisierungdes Lebens). Стремление к различению, которое можно заметить по манере говорить или по отказу от мезальянса,производит деления, предназначенные, чтобы их воспринимали, или, более того, чтобы их узнавали и признавали как легитимные различия, т.
е. чаще всего как природные различия — «distinctions de nature» (во французскомязыке говорят обычно о естественных различиях —«distinctions naturelles»).Различение — в обычном смысле этого термина — эторазличие, вписанное в структуру самого социальногопространства, поскольку оно воспринимается в соответствии с категориями, согласованными с этой структурой;и веберовский Stand, который любят противопоставлятьклассу в марксизме, — это класс, сконструированный посредством адекватного деления социального пространства, когда класс воспринимают сообразно с категориями, производными от структуры этого пространства.Символический капитал — другое имя различения. Оноявляется не чем иным, как капиталом в том его виде, вкаком его воспринимают агенты, наделенные категориями перцепции, происходящими от усвоения структуры егораспределения, т.
е. когда этот капитал узнается и признается как нечто само собой разумеющееся. Различениякак символические трансфигурации фактических различий и, более широко — ранги, порядки, градации или желюбые другие символические иерархии — являются продуктом применения схем построения. Эти схемы (как, например, пары прилагательных, используемых для выражения подавляющего большинства социальных суждений) являются продуктом инкорпорации структур, ккоторым они прикладываются, а признание их абсолютной легитимности есть не что иное, как восприятие обычного миропорядка в качестве идущего самого по себе, чтоподводит итог кажущемуся безукоризненным совпадению объективных и инкорпорированных структур.Социальное пространство и генезис «классов»27Из этого следует, кроме всего прочего, что символический капитал идет к символическому капиталу, и чтореальная автономия поля символического производстване препятствует тому, что оно остается подчиненным всвоем функционировании принуждению, которое господствует в социальном мире, и что соотношение объективных сил стремится воспроизвести себя в соотношениисимволических сил, в видении социального мира.
Такимобразом утверждается неизменность этих соотношенийсил. В борьбе за навязывание легитимного видения социального мира, в которую неизбежно вовлечена и наука,агенты располагают властью, пропорциональной их символическому капиталу, т. е. получаемому ими от группыпризнанию. Авторитет, подводящий базу под силу действия недостаточно обоснованного дискурса о социальном мире, есть символическая сила видения и предвидения, направленная на внушение принципов видения и разделения этого мира, это — percipi", бытие узнанное ипризнанное (nobilis"'), что позволяет навязать percipere"".Наиболее очевидными среди применяемых категорий перцепции являются те, что наилучшим образом приспособлены, чтобы изменять видение, меняя категории перцепции. Но также, за редким исключением, наименее склонные это делать.Символический порядок и власть номинацииВ символической борьбе за производство здравогосмысла или, точнее, за монополию легитимной номинации как официального — эксплицитного и публичного —благословения легитимного видения социального мираагенты используют символический капитал, приобретенный ими в предшествующей борьбе, и, собственно, любую власть, которой они располагают в установленнойтаксономии, представленной в сознании или в объективviбыть воспринимаемым (лат.).известный, прославленный (лат.).™' восприятие (лат.).vii28Пьер Бурдьё.
Социология социального пространстваной действительности как названия (les titres) Так, всесимволические стратегии, посредством которых агентынамереваются учредить свой взгляд на деление социального мира и свое положение в нем, можно расположитьмежду двумя крайними точками: оскорбление, idios logos",когда простое частное лицо стремится внушить свою точку зрения, рискуя получить аналогичный ответ, и официальная номинация — акт символического внушения, который имеет для этого всю силу коллективного, силу консенсуса, здравого смысла, поскольку совершается черездоверенное лицо государства, обладателя монополии налегитимное символическое насилие.
С одной стороны —универсум частных перспектив, единичных агентов, которые, исходя из своей личной точки зрения, производятчастные и корыстные номинации самих себя и других(прозвища, клички, оскорбления или же, по крайней мере,обвинения, упреки и т. п.). Они тем более заинтересованыв том, чтобы сделать эти номинации признанными, т. е.получить чисто символический результат, чем менее ихавторы уполномочены персонально (auctoritas-'') и институционально (делегирование), и чем более непосредственно они заинтересованы в том, чтобы сделать признаннойту точку зрения, которую они стараются внушить. 7 С другой стороны — разрешенная точка зрения агента, уполномоченного на персональном уровне, например великого критика, престижного автора предисловий к книгамили признанного автора («Я обвиняю»), и в особенностилегитимная точка зрения официального проповедника,уполномоченного лица государства, «ортогонального влюбой перспективе», говоря словами Лейбница.
Официальная номинация или звание, например ранг диплома,имеет ценность на любом рынке, поскольку официальноеопределение официальной идентичности вырывает своихобладателей из символической борьбы всех со всеми, наделяя своих агентов разрешенной, признанной всеми,универсальной перспективой. Государство, которое производит официальную классификацию, есть своего рода" частное мнение (греч.).авторитет (лат.).1Социальное пространство и генезис «классов»29Верховный суд, к которому адресуется Кафка, когда заставляет Блока говорить об адвокате и его претензии ставить себя в ряд «крупных адвокатов»: «Конечно, каждыйможет называть себя "крупным", если ему это заблагорассудится, но в данном случае судебная терминологияустановлена твердо».8 Правда в том, что научный анализне выбирает между перспективизмом и тем, что следуетназывать скорее абсолютизмом: в действительности правда социального мира — это суть борьбы между очень неравно вооруженными агентами за то, чтобы добраться досовершенного, т.
е. самоконтролируемого, видения ипредвидения.Можно в этой перспективе проанализировать функционирование одного из институтов: Национальногоинститута статистических исследований и экономики(INSEE). Это государственный институт, который производит официальные таксономии, получающие, особеннов отношениях между нанимателями и наемными работниками, практически юридическую ценность, значениеправового акта, способного сообщить независимые права фактически осуществляемой производственной деятельности.