Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства, страница 4
Описание файла
Файл "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства" внутри архива находится в папке "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства". PDF-файл из архива "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Во всяком случае, здесьничего не говорится о таинственной алхимии, согласнокоторой «борющаяся группа», коллектив личностей, исторических деятелей, имеющих собственные цели, внезапно появляется в определенных экономических условиях.Посредством такого рода пропусков в рассужденияхизбавляются от наиболее важных вопросов. С одной стороны, исчезает сам вопрос о политическом, об истинныхдействиях агентов, которые во имя теоретического определения «класса» предписывают его членам цели, официально наиболее соответствующие их «объективным» интересам, т. е.
интересам теоретическим, а также вопрос оработе, посредством которой им удается произвести еслии не мобилизованный класс, то веру в его существование,лежащую в основе авторитета его официальных выразителей. С другой стороны, исчезает вопрос об отношенияхмежду классификацией, произведенной ученым и претендующей на объективность (по аналогии с зоологией), иклассификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощьючего они стремятся изменить свое положение в объективной классификации или даже изменить сами принципы,согласно которым эта классификация осуществляется.Восприятие социального мираи политическая борьбаНаиболее решительная объективистская теория должна интегрировать представления, имеющиеся у агентов осоциальном мире, точнее, их вклад в построение виденияСоциальное пространство и генезис «классов»21социального мира и через это в самое построение социального мира, посредством работы представления (во всехсмыслах этого термина), которую они ведут непрерывно,дабы навязать свое видение мира или видение своегособственного положения в этом мире, своей социальнойидентичности.
Восприятие социального мира есть продукт двойного социального структурирования. С «объективной» стороны, оно структурировано социально, поскольку свойства, сопряженные с агентами или с институтами, предстают восприятию не каким-то независимымобразом, но, напротив, в очень неравновероятных комбинациях (и так же, как у животного, имеющего перья,больше шансов обладать крыльями, чем у животного,имеющего мех, так и у владельцев большого культурногокапитала больше шансов стать посетителями музеев, чему тех, кто этого капитала лишен).
А с «субъективной» стороны, восприятие социального мира структурировано всилу того, что схемы восприятия и оценивания приспосабливаются к рассматриваемому моменту, и все то, чтопредставлено, в частности, в языке, есть продукт предшествующей символической борьбы и выражает в более илименее видоизмененной форме состояние распределениясимволических сил. Тем не менее объекты могут восприниматься и выражаться различным образом. Ибо какобъекты природного мира, они всегда предполагают частичную неопределенность и расплывчатость, поскольку,например, наиболее устойчивые сочетания свойств никогда не базируются лишь на статистических связях междусущностными чертами; а как объекты истории, они подвержены изменениям во времени, и их значение, в меруего «подвешенности» в будущем, само нерешено, в ожидании, отсрочено и через это относительно недетерминировано.
Эта сторона дела — неопределенность — есть то,что подводит базу под плюрализм видения мира. Онасама связана с множественностью точек зрения и со всеми символическими битвами за производство и навязывание легитимного видения социального мира. Говоряточнее, она связана со всеми когнитивными стратегиямивосполнения, которые продуцируют смысл объектов социального мира, выходя за рамки непосредственно видимых22Пьер Бурдьё. Социология социального пространстваатрибутов и отсылая к будущему или к прошлому. Этиотсылки могут быть скрытыми и молчаливо подразумевающимися, через «протекцию» и «ретенцию», как этоназывает Гуссерль, т.
е. практическими формами перспективного или ретроспективного видения, исключающимикак таковые позиции прошлого и будущего. Но такиеотсылки могут быть и явными, как в случае политической борьбы, где к прошлому (ретроспективно реконструируемому сообразно потребностям настоящего) и вособенности к будущему (творчески предвидимому) беспрестанно взывают, чтобы детерминировать, разграничивать, определять всегда открытый смысл настоящего.Напомнить, что восприятие социального мира содержит конструктивный акт, отнюдь не значит принять интеллектуалистскую теорию познания. Главное в опытесоциального мира и в работе по его конструированию то,что он предполагает обращение к практике ниже уровняэксплицитного представления и вербализованных выражений.
Чувство положения, занимаемого в социальномпространстве (то, что Гоффман называет «sense of one'splace»"), будучи ближе к классовому бессознательному,чем к «сознанию класса» в марксистском смысле, естьпрактическая материя социальной структуры в целом,которая раскрывается через ощущение позиции, занятойв этой структуре. Категории перцепции социального мира являются в основном продуктом инкорпорации объективных структур социального пространства. Вследствиеэтого они склоняют агентов брать социальный мир, скорее, таким, каков он есть, принимать его как само собойразумеющейся, нежели восставать против него и противопоставлять ему различные — даже антагонистические —возможности. Чувство положения, как чувство того, чтоможно и чего нельзя «себе позволить», заключает в себенегласное принятие своего положения, чувство границ(«это не для нас») или, что сводится к тому же, чувстводистанции, которую обозначают и держат, уважают илизаставляют других уважать — причем, конечно, тем силь11ощущением своего положения (англ.).Социальное пространство и генезис «классов»23нее чем более суровы условия существования и чем болеен^'коснителен принцип реальности.
(Поэтому глубокийреализм, которым чаще всего характеризуется видениесоциального мира у занимающих подчиненное положение, функционируя как некоего рода социально установленный инстинкт самосохранения, может казаться консервативным лишь относительно внешнего, а значит,нормативного представления об «объективном интересе»тех, кому этот реализм помогает жить или выживать.) 5Если объективные отношения сил стремятся воспроизвести себя в том видении социального мира, котороепостоянно включено в эти отношения, то, значит, принципы, структурирующие это видение мира, коренятся вобъективных структурах социального мира, а отношениясилы также представлены в сознании в форме категорийвосприятия этих отношений.
Но частичная недетерминированность и размытость, предполагаемая объектами социального мира, вкупе с практическим, дорефлексивными имплицитным характером схем восприятия и оценивания, применяемых к этим объектам, есть та архимедоваточка опоры, которая объективно оказывается в распоряжении для действий чисто политического характера.Познание социального мира, точнее, категории, которыеделают его возможным, суть главная задача политической борьбы, борьбы столь же теоретической, сколь ипрактической, за возможность сохранить или трансформировать социальный мир, сохраняя или трансформируякатегории восприятия этого мира.Способность осуществить в явном виде, опубликовать, сделать публичным, так сказать, объективированным, видимым, должным, т. е. официальным, то, чтодолжно было иметь доступ к объективному или коллективному существованию, но оставалось в состоянии индивидуального или серийного опыта, затруднения, раздражения, ожидания, беспокойства, представляет собойчудовищную социальную власть — власть образовыватьгруппы, формируя здравый смысл, явно выраженный консенсус для любой группы.
Действительно, эта работа повыработке категорий — экспликации и классификации —ведется беспрерывно, в каждый момент обыденного су-24Пьер Бурдьё. Социология социального пространствашествования, вследствие той борьбы, которая сталкивает агентов, имеющих различные ощущения социальногомира и позиции в этом мире, различную социальнуюидентичность, при помощи всевозможного рода формул:хороших или плохих заявлений, благословений или проклятий, злословий или похвал, поздравлений, славословий, комплиментов или оскорблений, упреков, критики,обвинений, клеветы и т.
п. Неслучайно kategoresthai, откоторого происходят категории и категоремы, означает«обвинить публично».Понятно, что одна из простейших форм политической власти заключалась во многих архаических обществах в почти магической власти: называть и вызывать ксуществованию при помощи номинации.
Так, в Кабилиифункции разъяснения и работа по производству символического, особенно в ситуации кризиса, когда ощущениемира ускользает, приносили поэтам видные политическиепосты военачальников или послов.6 Но вместе с ростомдифференциации социального мира и становлением относительно автономных полей, работа по производствуи внушению смыслов осуществляется в поле производствакультуры и посредством борьбы внутри него (в особенности — в недрах политического субполя). Она являетсясобственным делом и специфическим интересом профессиональных производителей объективированных представлений о социальном мире, а точнее, методов этойобъективации.Стиль легитимной перцепции является основной целью борьбы, поскольку, с одной стороны, переход отскрытого к явному, от имплицитного к эксплицитному несовершается автоматически: один и тот же социальныйопыт может быть признан в его очень различных выражениях; а с другой стороны — наиболее значительныеобъективные различия могут быть замаскированы болеенепосредственно видимыми различиями (как, например,этнические различия).
Если верно, что перцептивные конфигурации — социальные гештальты — действительносуществуют, а близость условий и, следовательно, диспозиций, стремится отлиться в прочные связи и перегруппировки, в непосредственно воспринимаемые социальныеСоциальное пространство и генезис «классов»25единицы, такие как социально различные районы иликварталы (с пространственной сегрегацией), или в такиекак общность агентов, обладающих полностью сходнымивидимыми особенностями — Stànde'", — то тем не менеесоциально познанные и признанные различия существуют лишь для субъекта, способного не только ощущатьразличия, но и признавать их как значимые, задевающиеего интересы, т. е. для такого субъекта, который наделенспособностью и склонностью делать различия, считающиеся значимыми в рассматриваемом социальном универсуме.Таким образом, именно посредством свойств и их распределения социальный мир приходит, в самой своей объективности, к статусу символической системы, котораяорганизуется по типу системы феноменов в соответствиис логикой различения отдельных расхождений, а такжезаключающейся и в значимых различениях.