Диссертация (Коммуникативная категория инакости), страница 8

PDF-файл Диссертация (Коммуникативная категория инакости), страница 8 Филология (59651): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативная категория инакости) - PDF, страница 8 (59651) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативная категория инакости". PDF-файл из архива "Коммуникативная категория инакости", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Соответственно,соединение элементов неразложимо на простые элементы: разложение допростого начала дойти не может, да и сам простой элемент лишен способностиактуального существования [Кузанский, 1979]. Кузанский проводит при этомсравнение с буквами, слогами, речью. Буквы и слоги сами по себе не имеютсмысла, который возникает в самой речи.Далее философ пишет о первичной универсальной природе во всем воВселенной, во всех ее дискретных элементах – бесконечности, котораяпредставляет собой единство (unitas), развертываемое во всех элементах мира,при сопоставлении которых наблюдается многообразие, различие (alteritas).Другими словами, инакость есть всегда и во всем проявление общегоСверхъединого.

Поэтому ключевой идеей Н. Кузанского является двусторонностьязыковой единицы и ее одновременное вхождение в континуум инакости исодержание в себе как единстве внутреннего континуума: единство одногоэлемента заключается в актуальности других и собственная суть всякого элементаесть состав из элементов. Следовательно, интерпретация представляется нам какпроцесс «перетекания» одного в другое в силу того, что они (одно и другое)составляют грани единого сверхсмысла, и, на наш взгляд, этот процессбесконечен, поскольку это – «смысловой круговорот», на каждом этапе которогораскрывается иная интерпретанта.Исходя из фундаментальной структуры соотношения человека с миром,нельзя не признать роль человека выступать в качестве объективной отправнойточки всей системы координат как в отношении к другому человеку, так и впроцессе осознания самого себя как реального индивида. Так, изучаялингвистические способы выражения субъективности, Э.

Бенвенист пришел квыводу, что в основе формирования самосознания лежит диалогический принцип,39который предполагает наличие Другого. Благодаря Другому объективируется Эгои превращается из субъекта в объект познания [Бенвенист, 1974, c. 294–295].Безусловно, говоря о проблеме инакости, необходимо рассмотретьлингвофилософские взгляды таких исследователей, как М.М.

Бахтин и Ж.-П.Сартр, внесших, на наш взгляд, наиболее значимый вклад в постулированииметодологических основ проблемы Другого.У М.М. Бахтина Другой приобретает свойство дополнять и компенсироватьограниченное видение Я. Такая способность обусловлена «вненаходимостью»Другого по отношению к позиции Я, что сопряжено с возможностью заметить ипознать то, что субъекту недосягаемо с его места. В результате такого «избыткавидения», Другой может достроить ограниченное видение Я и сделать его болееполным.«Вненаходимость»реализуетсяпосредствомразличныхжизненныхместоположений, поэтому «здесь» для Я становится дейктиком «там» дляДругого.

По мнению М.М. Бахтина, автору известно значительно больше, чемзнаетегогерой,иименноэтознаниенаделяетавторакачеством«вненаходимости». Занимая «вненаходимую» позицию и обладая «избыткомвидения», автор придает герою завершенную форму. Исходя из этого, М.М.Бахтин настаивает на «абсолютной эстетической нужде человека в другом, ввидящей, помнящей, собирающей и объединяющей активности другого, котораяодна может создать его внешне законченную личность; этой личности не будет,если другой ее не создаст» [Бахтин, 1997, с. 116].Учитывая вышесказанное, приходим к выводу, что инакость как категория,проявляющая себя в коммуникации, имеет ориентирующую функцию: в процессеобщения собеседники ориентируются друг на друга, выстраивая свое речевоевзаимодействие (как конструктивное, так и деструктивное) с опорой наситуативно приобретаемое понимание как себя, так и Другого. Если М.М.

Бахтинделает акцент на Другом и его способности восполнять ограниченное видение Я,то с учетом субъектно-субъектных отношений Я и Другого, считаем возможнымдополнить данный тезис следующим утверждением: как Я достраивается40смысловыми структурами, порождаемыми Другим, так и содержание Другогоможет дополняться с позиции Я.Рассмотрим основные философские взгляды Ж.-П. Сартра, наиболее полнопредставленные в его труде «Бытие и Ничто» [Сартр, 2004]. У Сартра Другойобнаруживается с помощью взгляда, о чем философ пишет следующее: «Бытьрассматриваемым – значит постигать себя как неизвестный объект непознаваемыхоценок, в частности, ценностных суждений.

Но как раз в то же самое время черезстыд или гордость я признаю достаточную обоснованность этих оценок» [Сартр,2004, с. 290]. Как отмечалось в предыдущем разделе, отношения Я и Другого,согласно концепции Ж.-П. Сартра, носят конфликтный характер, поскольку«бытие-для-себя» предполагает признание Другим бытия Я. Поэтому подвзглядом Другого зарождается стыд, поскольку субъект Я стыдится того образасебя, в котором он предстает перед Другим.

Именно взгляд Другого превращает Яв объект, однако и Другой становится объектом под взглядом Я. Ж.-П. Сартрусматривает опасность в ситуации, когда субъект Я начинает чувствовать подвзглядом Другого, что тот владеет им. Философ поясняет, что подобное владениеявляется осознанием обладания субъектом [Там же. С. 380]. В итоге Сартрнеоднократно подчеркивает, что взаимодействие с Другим происходит в форменеизбежного конфликта, поскольку отношения равенства невозможны, ибоконфликт есть первоначальный смысл бытия-для-другого.

Отсюда выводитсявоздействующая функция инакости, имеющая место в коммуникации (социальностатусное распределение ролей, дающее возможность манипулировать партнероми ходом коммуникации в целом).В разработке концепции Другого такие постструктуралисты, как Ж.

Лакан,Ж. Делез, видят связь между понятиями «желание» и «Другой». Человеческимжеланием является желание Другого. Человеку свойствено испытывать желаниеДругого в ситуациях конкуренции, борьбы, соперничества, истоки которогокроются в моменте осознания себя как другого в процессе распознавания своегоотражения в зеркале и узнавания своего желания в теле Другого (подробнее см.:[Лакан,1997]).41Особоследуетподчеркнуть,чтоДругойпринадлежиткпорядкуСимволического, к коему может быть отнесен язык, и как отмечает Ж. Лакан, смомента первой встречи с Другим ребенок сразу начинает учиться защищаться отреальности с помощью языка.

Другой имеет для него значение знакомства скультурой. Поскольку Символическое, согласно Ж. Лакану, интериоризируетсябессознательно, то Другой в процессе освоения символической составляющейкультуры выступает в качестве инстанции, назначением которой являетсяконтроль за нашими действиями в мире символов. В таком случае Я и Другойзадают границы нормы, в рамках которых будет действовать индивид в той илииной культуре, поэтому категория инакости связана с понятиями нормативности иненормативности.О.В.

Рябов справедливо отмечает, что социальные границы выступаютатрибутом социальности: процесс установления и корректировки социальногопорядка – это и есть процесс проведения границ между дозволенным инедозволенным, между нормой и девиацией, между истинным и ложным, междуСвоими и Чужими [Рябов, 2012]. Из вышесказанного мы можем сделать вывод отом,чтогранинормыявляютсяграницами,запределамикоторыхобнаруживается инакость, которая, как правило, оценивается негативно,поскольку категория нормативности выстраивается на основе собственныхустановокиправилповедениявсвоемокружении,будьтосемья,профессиональная группа, социальный класс, социум, этнос в целом. Посколькунорма на каждом социальном уровне своя, то, следовательно, степень инакостибудет варьироваться в зависимости от того, насколько грань нормы отдалена отиндивидуальных этнопсихолингвистических восприятий.Несколько по-иному рассматривает Другого Ж.

Делез: Другой представляетсобой структуру, которая делает мир в принципе возможным и позволяетосознавать его во всем многообразии его объектов [Делез, 1998]. В своейконцепции Ж. Делез разграничивает два вида Других: «конкретного» Другого и«априорного» Другого. Важно подчеркнуть, что оба Других не исключают одиндругого,посколькупосредством«априорного»Другогообеспечивается42возможность этого мира как такового, существование возможного мира вообще, вто время, как «конкретный» Другой воплощается в реальных элементах иактуализирует структуру возможного мира.

Таким образом, категория Другого икатегория возможного взаимообусловлены, и актуализация одной из категорий вязыке свидетельствует об актуализации второй (например, в модальныхконструкциях, в формах сослагательного наклонения). Этот тезис указывает натакой параметр инакости, как гипотетичность.В постнеклассический период науки формируется такое видение Другого,при котором инакость приобретает большую значимость, чем Я как субъект.Трансмодернизм фиксирует смещение акцента с модуса изъявительногонаклонения в модус сослагательного. Философия Эпштейна объясняет это каквозможность обладания невозможным (например, социально-экономически этопроявляется в возможности повышать свой материальный уровень за счетсистемы кредитования) [Эпштейн, 2001].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
432
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее