Диссертация (Коммуникативная категория инакости), страница 6

PDF-файл Диссертация (Коммуникативная категория инакости), страница 6 Филология (59651): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Коммуникативная категория инакости) - PDF, страница 6 (59651) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Коммуникативная категория инакости". PDF-файл из архива "Коммуникативная категория инакости", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Витгенштейн, Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, В. Изер, Т.Нагель,П. Рикер, М. Хайдеггер, В. Шлейермахе и др., несколько иначе трактует проблемуДругого. Х.-Г. Гадамер, например, раставляет акценты на знаках, которые нужноуметь понимать, интерпретировать, осмысливать. К знакам относятся речь, позы,жесты, эмблемы и пр. В связи с этим философ в своем фундаментальном труде«Истина и метод» вводит понятие инаковости текста [Гадамер, 1988, c. 320].Герменевты характеризуют Другого как то, что непонятно, требует объяснения,чему не всегда удается придать смысл и тем самым не удается приблизить к себе.Другой находится далеко и преодоление этой «далекости», как и в первомподходе, достигается посредством диалога.

Диалогическое взаимодействиепозволяет поместить разных субъектов в одно смысловое поле, что делает ихблизкими друг другу, более понятными.Постструктуралисты, в свою очередь, рассматривают контакт с Другим какединственно возможный способ существования и самовыражения человека.Данный тезис получил особенно глубокое обоснование во французской30психологии. По мнению Ж. Лакана, Другой входит в структуру Я личности ипредставляет собой формообразующий элемент субъективности.

Исследовательутверждает, что наиболее значимой структурой строения человека выступает«связь эго с другим, отношение субъекта к другому себе, к подобному, черезотношение, к которому он с самого начала был сформирован» [Лакан, 1998, c. 72].В концепции Ж. Лакана, личность формируется в соотнесенности с Другим,иными словами, Я представляет собой коррелят Другого.Для современной науки значимость категории Другого обусловлена тем,что она задает способ и характер нашего присутствия в окружающем мире,очерчивает горизонт наших желаний и возможностей [Подорога, 1995, c. 46].Реальность существования Другого признается, в первую очередь, благодарявозможности помыслить о нем: «Как мысль, другой реален, как действительностьон есть только мысль» [Попов, 2001, c.

234]. Данные тезисы иллюстрируютсяследующими размышлениями У. Эко: «…Другой, взгляд Другого определяет иформирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и без сна)неспособны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других. Даже тот, ктоубивает <…>, – занимается этим в исключительные минуты, а в остальное времяжизни выпрашивает у себе подобных одобрение, любовь, уважение, похвалу. Идаже от тех, кого унижает, он хочет получить признание – в форме страха илиподчинения. При отсутствии признания со стороны других новорожденный,брошенный в джунглях, не очеловечивается (если только, подобно Тарзану, неначнет искать себе Другого, пусть даже в лице обезьяны).

Можно умереть илиополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас незамечают и ведут себя так, будто нас на свете нет» [Эко, Электронный ресурс].Хотя различные философские подходы, представленныев данномисследовании, несколько расходятся в вопросе о методологическом статусеДругого, все они признают важность этого феномена в самопознании и, в целом, впознавательнойдеятельностииндивида.КатегорияДругогоявляетсяконституирующей по отношению к субъективности и инакости. Ж.-П. Сартрчетко обосновал, на наш взгляд, важность категории Другого в познании31человеком как мира, так и себя в этом мире: «В самом деле, появление другогонеобходимо больше не для конституирования мира и моего эмпирического «эго»,а для самого существования моего сознания как самосознания» [Сартр, 2004, c.259].

Согласно Сартру, объективация Эго происходит посредством Другого:именно благодаря появлению Другого человек в состоянии судить о себе.Доказывая основные положения своей концепции Другого, Э. Левинасподнимает проблему инакости как бытие Эго, которое в процессе познанияпостоянно высвечивает Другое и присваивает его себе. Такую деятельность онтрактует как эгологически синтезирующую, поскольку если «изначально«инаковость» другого лица проявляется на логическом уровне коммуникации какчасть целого vis-a-vis других, в пределах которого каждый выступает другим длядругого», то далее «…через лицо Другого, через его смертность, все, что в этомДругом не имеет отношения ко мне, — указывает Э. Левинас, — имеет ко мнетакое отношение и затрагивает меня» [Левинас, Электронный ресурс].Таким образом, Другой становится ключевой фигурой для всей философиидиалога и концепции инакости.

В результате за пределами бытия, тождественногомышлению Я, обнаруживается бытие Другого, взывающего к Я. Если дляРозенцвейга в качестве Другого может выступать Бог, для Бубера даженеодушевленное сущее, то для Левинаса – исключительно человек. У Левинасаотношения Я и Другого, являющиеся источником моральности и социальности,приобретают смысл онтологического фундамента, на котором выстраиваетсяноваяконцепциячеловеческоговзаимодействия,основанногонамножественности и справедливости: «Метафизика реализует себя в этическихотношениях» [Левинас, 2000, c. 111.].

Другой предстает перед Я в разныхобликах. Он воплощен в образах странника, чужеземца, вдовы, сироты: «… егоситуация«чужого»сродниположениюобездоленногоилипролетария.Инаковость, являющаяся свободой, есть в то же время инаковость – нужда» [Тамже. С. 108].ОсмыслениепроблемыДругогоиинакостирасширилограницыклассической философии до философской антропологии, в рамках которой32человек предстает для себя самого как наивеличайшая тайна, которая указываетна существование высшего мира.

По словам Н.А. Бердяева: «...личностьчеловеческая более таинственна, чем мир», ее тайна «никому не известна доконца» [Бердяев, 1993, c. 53]. Эта тайна пребывает в глубинах духовного мираличности, в ее душе, психике, сознании.Тот же русский философ пишет, в основе человеческого бытия лежитсверхчеловеческое начало как его конститутивный признак. Поскольку человекможет становиться недовольным самим собой, он способен перерастать себя.Человеческое существование представляет собой противоречие для природногомира, разрыв с ним, и это свидетельствует о том, что сама природа покоится насверхприродном бытии и не может считаться самодостаточной. В результатепринадлежности человека к двум мирам и его способности к самопреодолению,он обнаруживает в себепротиворечивую и парадоксальную сущность,совмещающую полярные противоположности.

В одинаковой степени можноговорить о человеке как о существе высоком и низком, слабом и сильном,свободном и рабьем [Бердяев, 1993, c. 55].В современной философии дуальность человеческой природы объясняется сточки зрения следующих позиций:1)человекпрактическинесовершенствуетсясбиологически-антропологической точки зрения.

Это происходит с позиции возрастания иукрепления силы сознания и духа, с одной стороны, и изобретения социальных итехнических орудий, с другой. Но, согласно Н.А. Бердяеву, при этом процессенарушается целостность человека, и он становится существом все более и болеераздвоенным [Бердяев, 1993, c. 57]. Значительный вклад в развитие философскойантропологии внес И.Я. Бахофена, открывший глубинный, архаический слойчеловеческойприроды,еепервороднуюсвязьсматеринскимлоном,противостояние мужского, солярного, и женского, теллурического, начал,гендерную метафизику в человеке.

Бахофен выделяет полярность в качествеосновного признака человека, т.к. в нем происходит космическая борьба солнца и33земли, персонализма и коллективизма [Bachofen, 1967], что на языковом уровнезапечатлено в концептуальной диаде «Я – они»;2) человеческая природа также характеризуется половой полярностью сточки зрения гендера. Пол не является функцией человеческого организма, авыступает свойством всего организма человека, каждой его клетки, как доказаноФрейдом [Фрейд, 1990].Человек не просто соотносится с определеннымгендером, он является существом бисексуальным, сочетающим мужское иженское начало в разном соотношении и, как правило, в жесткой борьбе. Приэтомполнотачеловекадостигаетсязасчетсоединениямужскогоантропологически-личного начала с женским космически-коллективным началом.Осуществляется такое соединение двояко: внутри бисексуальной, андрогиннойприроды каждого мужчины и каждой женщины, а также через выход мужскойприроды в женскую природу и наоборот.

Этим объясняется амбивалетность(двойственное совмещение) человеческой природы [Бердяев, 1993, c. 68];3)психологияхарактеризуетчеловекакаксуществоcсильнойподсознательной жизнью [Руднев, 2010]. Раздвоенность человеческой душипроявляется в том, что в ней в мучительном противоборстве находится множествопротивоположных качеств. Наблюдения психологов указывают на то, что всовременном человеке есть не только современное сознание и современный стройдуши. Также в нем живет древний архаический человек, в нем проявляется дитячерез свои инфантильные инстинкты, иногда в нем узнаваем неврастеник илисумасшедший.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее