Диссертация (Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект". PDF-файл из архива "Обычное право пермских народов в Российской Империи XVIII–XIX вв. Историко-правовой аспект", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЮА. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЮА, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Его изучение упермских народов как представителей финно-угорских народов Россиипредоставляет возможность выявить и определить источники норм обычногоправа, особенности их развития, элементы преемственности культурного,духовного, мировоззренческого влияния других этносов, проследить процессформирования и эволюции обычно-правовых установлений, что, в своюочередь, позволит раскрыть особенности этнического сознания, социально3Перевозчиков Ю. А. Вместо предисловия. Об этноправовых исследованиях вудмуртоведении // Александров Ю.
В. Обычное право удмуртов (XIX – начало XX вв.). –Ижевск, 2014. – С. 4.8политические, морально-нравственные воззрения, а также существующиеу них закономерности правопонимания.Нельзяотрицатьпринципорганичностиправовогопроцесса,направленного на изменение материальных и духовных ценностей с цельюих совершенствования.
Носителем правового развития народа является правотрадиционногообщества.Присоблюдениипринципаорганичностиправового развития будут существовать и реализовываться естественныеправа человека.В связи с этим возрастает актуальность исследования развитияобычного права народов, входящих в состав Российской Федерации, а такжеразработки механизмов его реализации.Обычное право, являясь национальным достоянием, выросшим изисторическогоразвитиянародов,отражающимсущностьсоциально-правовых факторов, национальных особенностей, не допустит разрушенияуже сформированных типов правового сознания, не позволит развить идеюотсутствия самодостаточности российской правовой системы.Безусловно, в наше время можно применять «модернизированные»,адаптированные к современным правовым реалиям некоторые институтыобычного права (и прежде всего, в субъектах Федерации), которые, с однойстороны, не позволят допустить уничтожения правовых ценностей,сформированных в ходе многовекового исторического развития народов,с другой – повысят роль моральных ограничений в обществе.
Сегоднясубъектыгосударстваукрепляютсвоикультурно-национальные,этноправовые, хозяйственно-экономические, политические особенности,учет которых даст возможность более эффективно управлять регионами,сохраняя полученные позитивные достижения, созидая пространство, гдеразличные ресурсы (природные, социальные и т.д.) будут работать на благочеловека. Важно не только постепенно заимствовать полезные для насособенности и стандарты иных культур, институты других правовых систем,9но и не подорвать свою, веками наработанную систему ценностей исоционормативный массив, включая обычное право российских народов.Сохранение актуальных в современности институтов обычного права,защищающих естественные права человека, позволяет создавать такуюсоциальную систему, в которой будут сохранены культурная, религиозная,этническая и т.д.
идентичность.Необходимо определиться с тем, в какой форме будут существоватьобычное и позитивное право, каким образом будет осуществляться ихсотрудничество.Признаваяприоритетдействующегозаконодательства,следуетпомнить о принципе неотделимого и неотъемлемого правового развитияобщества, реализация которого не позволит противопоставлять обычное ипозитивное право, не допустит игнорирования различных форм социальногорегулирования как в историческом прошлом, так и в современности.В настоящей работе рассматривается обычное право пермских народов,в состав которых входит несколько этнотипов. На территории ЕвропейскогоСеверо-Востока России исторически сложился особый социокультурныйэтнический тип – коми, который включает в себя коми-зырян и комипермяков.
К коми-зырянам относятся восемь этнографических групп,выделявшихся еще в конце XIX века (удорцы, ижемцы, вымичи,верхнепечорцы, сысольцы, прилузцы, нижне- и верхневычегодцы)4. «Комипермяцкий этнос, как и любой другой, неоднороден по своей структуре.Выделяют четыре основные этнографические группы коми-пермяков:иньвенские, или южные; косинско-камские, или северные, а такжеверхнекамские, или зюздинские, и язьвинские»5. Близкородственным с комисоциокультурным этническим типом являются удмурты, которые, так же как4См.: Традиционная культура народа коми.
Этнографические очерки / под ред.Н. Д. Конакова. – Сыктывкар, 1994. – С. 8.5Черных А. В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь, 2007. – С. 74.10и коми, относятся к пермским народам 6 . Удмурты тоже неоднородны и«состоят из двух крупных этнографических групп – северных и южныхудмуртов» 7 . Кроме того, в «Куединском районе Пермской области донастоящего временисохраняются удмуртские деревни…в научнойлитературе принято называть куединскими, или буйскими удмуртами» 8. Всеэти близкородственные народы имеют этнолингвистическое название –пермские народы. В ряде исследований они также именуются «пермскиефинны»9, «восточно-финские народы»10или «финно-угорские народыпермской подгруппы»11.
(В данной работе лексемы «коми-зыряне» и «комипермяки» синонимичны лексемам «зыряне» и «пермяки» соответственно.)Степень научной разработанности темы исследования. Обычноеправо пермских народов ранее не являлось предметом самостоятельногоисследования ни в отечественной, ни в зарубежной науке.Одни из первых общеознакомительных упоминаний о них (в частности,обэтническихособенностях,некоторыхобычаяхиобрядах,распространенных в брачно-семейных и имущественных отношениях)встречаются6втрудахИ. Г.
Георги,И. И. Лепехина,Г. Ф. Миллера,См.: Цыпанов Е. А. Энциклопедия. Коми язык. – М., 1998. – C. 518–519. – URL:http://finnougoria.ru/community/folk/folk.php (дата обращения: 03.04.2015); Голдина Р. Д.Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа (по археологическимматериалам) // Проблемы этногенеза удмуртов. – Устинов, 1987.
– С. 6–7.7Черных А. В. Указ. соч. – С. 128.8Черных А. В. Указ. соч. – С. 129.9Мокшин Н. Ф. Происхождение финно-угорских (уральских) народов // Финно-угорскиймир. – 2009. – № 3. – С. 49; Ситдиков А. Г. Введение в этногенез народов Поволжья иПриуралья. Ч. I: Истоки этногенеза финских народов: учеб.-метод. пособие для студентов,обучающихсяпоспециальности«История».–Казань,2008.–URL:http://сувары.рф/ru/content(датаобращения:03.04.2015);Пермскиефинны:археологические культуры и этносы: материалы I Всероссийской научной конференции(Сыктывкар, Республика Коми, 25–28 сентября 2007 г.) / отв. ред.
Э. А. Савельева. –Сыктывкар, 2007. – 220 с.10Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельныхстран. Финноугорский сборник. – С. 51.11Финно-угорские народы. – URL: http://fb.ru/article/168948/finno-ugorskie-narodyi-istoriyai-kultura-narod-finno-ugorskoy-etnoyazyikovoy-gruppyi (дата обращения: 14.08.2015).11П. С. Палласа, Н. П. Рычкова 12 и др. Путешествуя в середине и второйполовине XVIII века по разным провинциям Российского государства, онисобирали материал о хозяйственно-экономическом быте населявших ихнародов и описывали его в путевых заметках.В первой половине XIX века деятельность в этом направлениипродолжалась,врезультатепоявилисьисследованияА.
И. Герцена,М. А. Кастрена, В. Н. Латкина, А. М. Шегрена, А. И. Шренка13идр.Примечательно, что это были как отдельные статьи, так и первые попыткимонографических исследований.12Георги И. Г. Описание обитающих в Российском государстве народов, также ихжитейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. I:О народах финнскаго племени. – СПб., 1795. – 76 с.; Лепехин И. И. Дневные запискипутешествия по разным провинциям российского государства. – СПб., 1772.
– Т. IV. –464 с.; Лепехин И. И. Продолжение Дневных записок путешествия Ивана Лепехина,академика и медицины доктора Вольного Экономического Общества в Санкт-Петербурге,друзей природы, испытателей в Берлине и Гессенгомбургскаго патриотического обществачлена, по разным провинциям Российского Государства в 1771 году // Коми край в XVIIIвеке: сб. документов / под общ. ред. А. К. Гагиевой. – Сыктывкар, 2012. – С. 102–107;Лепехин И. И. Путешествия Академика Ивана Лепехина в 1772 году // Савельева Э. А.,Королев К.
С. Письменные известия о народе коми. – Сыктывкар, 2007. – С. 160–167;Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко точеремис, чуваш и вотяков: монография. – СПб., 1791. – 126 с.; Паллас П. С. Путешествиепо разным провинциям Российского государства. – СПб., 1788. – Ч. 3. Половина 2. –481 с.; Рычков Н. П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова поразным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. – СПб., 1770.
– 189 с.;Рычков Н. П. Продолжение журнала или дневных записок путешествия капитана Рычковапо разным провинциям Российского государства, 1770. – СПб., 1772. – 132 с.13Герцен А. И. Былое и думы. – М., 2001. – Т. I–V. – С. 218. – 912 c.; Герцен А. И. Вотяки ичеремисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1. – С. 1–2; Герцен А. И. Вотяки ичеремисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 3. – С. 11–15; Кастрен М.
А.Путешествие Александра Кастрена по Лапландии северной России и Сибири (1838–1844,1845–1849). – М., 1860. – 495 с.; Кастрен М. А. Путевые записки Кастрена по севернойРоссии // Современник. – СПб., 1845. – 39. № 7–9. – С. 36–74; Дневник ВасилияНиколаевича Латкина, во время путешествия на Печору, в 1840 и 1843 годах // ВасилийНиколаевич Латкин (1809/10-1867): к 200-летию со дня рождения: сб. материалов / сост.Е.