Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 9

PDF-файл Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 9 Философия (58583): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности) - PDF, страница 9 (58583) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Шпенглер, Н.Д. Кондратьев, Н. Я. Данилевский, П. Сорокин). Разновидностью циклическойтеории является модель спиралевидной динамики, в которой культура с каждымновым циклом выходит на новый уровень развития (Аристотель, Г. В. Ф. Гегель,В. И. Вернадский)105.В ракурсе теории культурных изменений, трехэтапная модель С. Брайан, посути, реализует линейный подход к развитию понятия верность в культурноисторическом пространстве и не учитывает другие модели историческогоразвития: скачкообразной или циклической модели, актуализации в одно и то жевремя нескольких исторических пластов в концепте.В настоящем исследовании мы предлагаем другую гипотезу: культурнаядинамикаконцептаверностьимеет103нелинейныйхарактер.КосвенныеАванесова. Г.А. Динамика культуры (или культурная динамика) // Культурология.

ХХ век.Словарь. В 2 томах. Ред. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 99.104Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО«Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. С. 47, 377. О доверии в ракурсе культурнойдинамики.105Подробно см.: Иванченко Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. С. 88.40свидетельства этого факта можно проследить в нескольких процессах. Один изних – возникновение концепта верность в фокусе философии. Учитывая то, чтоверность всегда имеет высокую аксиологическую оценку в обществе, тем неменее в ракурс пристального философского внимания она попадала в конкретныепромежутки времени, особенно в периоды трансформации, нестабильности ипоиска культурных основ. Например, всплеск интереса к проблематике верностив американской культуре в начале XX в.

и появление «Философии верности» Дж.Ройса; 20-40 годы XX в. в Германии (работы, посвященные исследованию«верности древних германцев» и возникновение концепта «германская верность»(Deutsche Treue)106; новая волна интереса к исследованию верности, возникшая впоследнее десятилетие (С. Келлер, М. Р. Конвитс, Г. П. Флетчер107). Этот интересне является постоянным, а возникает спорадически, и динамика этого процессанелинейна. Возникновение и история вышеперечисленных направлений теснопереплетено с обращением к прошлому и поиском архаических смыслов.«Германская верность» связана с всесторонним изучением в конце XIX в.

труда«О происхождении германцев и местоположении Германии» Корнелия Тацита,Дж. Ройс обращался к христианскому прочтению понятия, исследования концаXX начала XXI вв. как базовую проблематику рассматривают глобальныеисторические события XX в.Культуролог и семиотик, профессор Б. А. Успенский рассматриваетразвитие новых понятий как трансформацию и даже «рекурсию» старого:«Изменение протекает как радикальное отталкивание от предыдущего этапа.Естественным результатом этого было то, что новое не возникало из структурно“неиспользованного” резерва, а являлось результатом трансформации старого, таксказать, выворачивания его наизнанку.

Отсюда, в свою очередь, повторные сменымогли фактически приводить к регенерации архаических форм. Возможность106Midlarsky I. M. The Killing Trap: Genocide in the Twentieth Century. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2005. P. 188. Также см.: Buschmann N., Borromäus K. M. Treue: politischeLoyalität und militärische efolgschaft in der Moderne.

G ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2008. –455 S.107Fletcher G. P. Loyalty: An Essay on the Morality of Relationships. Oxford University Press: 1995.– 224 p.41поступательногоразвитияпритакомпоследовательномициклическиповторяющемся “отрицании отрицания” определяется тем, что на каждом новомэтапе, вследствие меняющейся исторической обстановки и, в частности, внешнихкультурных влияний, приобретается новая перспектива культурного развития,актуализирующая тот или иной семантический параметр. В результате одни и теже понятия могут наполняться на каждом этапе новым содержанием взависимости от того, какова исходная точка развития»108. Такой подход указываетна новые пути интерпретации культурного контекста. В настоящем исследованиимы сталкиваемся с элементами и целыми пластами историко-культурногоматериала, видимо, не имеющими этимологической связи с современнымвосприятиемверности,хотя,посвоемувнутреннемуконцептуальномусодержанию, являющимися очень близкими.

Например, согласно базовойформулировке Дж. Ройса, верность – это «добровольное, действенное итщательное служение личности или идее»109. Базовой характеристикой верности винтерпретации Дж. Ройса является превалирование конкретных действий длявыражения верности над эмоциями.

Такое определение концепта, совершенноотсутствующее в средневековых хрониках, является ядерной характеристикой длядревнеримского концепта верность, вербализованного термином fides, однакововсе не изученного в ракурсе диахронических связей с современным понятием.Таким образом, «идеальная верность» Дж. Ройса может быть ближе кдревнеримскому концепту верность, который оторван от современности нанесколько тысячелетий и потому обыкновенно остается вне пристальноговнимания исследователей, чем к средневековому.Мы можем говорить и о целесообразности рассмотрения других, в данныймомент не ядерных, репрезентантов концепта верность – fidelity, faithfulness, trust– как гипотетически более родственных современному концепту верность.Упоминание о возможности такого подхода мы можем увидеть в работе XVI в.108Успенский Б.А.

Семиотика истории. Семиотика культуры, т. I. М.: Школа «Языки русскойкультуры», 1996. C. 341.109Royce J. The philosophy of loyalty. New York: Macmillan, 1908. P. 16.42«The book named the governor» английского мыслителя сэра Томаса Элиота,написанной в 1531 г. Он говорит о вере, верности, доверии как частях одногоцелого. «То, что на латинском языке называется fides (верность) – основойсправедливости, может быть по-разному интерпретировано, в зависимости отконкретной цели. Иногда оно может быть названо верой (faith), иногдаверованием (credence) или доверием (trust).

На современный манер онопереводится как верность (fidelity). Также есть французский термин дляобозначения верности (loyauté). В подражание латинскому варианту частоиспользуется fidelity (верность). Однако, если изучить его всесторонне и глубоко,становится очевидно, что речь идет об одной и той же добродетели,проявляющейся в многообразии. Как вера в Божественные наставления иобещания оно называется вера (faith).

В договорах между людьми обычноименуется верование (credence). В отношениях между людьми одного положенияоно называется доверием (trust). Отношение подчиненных или слуг к хозяину –это верность (fidelity) или, через французское заимствование, loyalty»110 .Аналогичная мысль прослеживается также уже в XX в. в работе «Вера наземле» философа и теолога Хельмута Рихарда Нибура.

Он обращается кдревнеримской fides как основе современных понятий вера, верность и доверие.«Fides, fiducia и fidelitas (использование латинских слов имеет преимущества, таккак они демонстрируют вариации одного и того же корня, в отличие от believing,trust, loyalty) – это не три разных значения слова «вера», но три части одногомежличностного действия, в котором fides (вера) элемент, который основываетсяна фундаментальном взаимодействии fiducia (доверия) и fidelitas (верности илипреданности)»111.История диахронического анализа концепта верность выводит двепроблемыметодологическогосвойства,проистекающихизспецификикультурных концептов, требующих использования особых методов исследования.110Elyot T.

The Book Named the Governor. London: Dent, 1962. P. 172.Niebuhr H.R. Faith on Earth: An Inquiry into the Structure of Human Faith. New Haven: YaleUniversity Press, 1989. P. 47-48.11143Во-первых, их нельзя приравнивать к конкретному слову или понятию, посколькуодин и тот же концепт может иметь ряд лексем, а одна и те же лексема –актуализировать несколько концептов. Во-вторых, выявленная связь концептаверность с контекстом культуры, требует привлечения к исследованиюкультурологического анализа и постановки фактора культурной динамики напринципиальную исследовательскую позицию.

Помимо общего теоретическогопроблемного поля динамики развития культуры, исследование концепта верностьосложняется выбранным периодом исследования – переломной эпохи сдвигакультурных парадигм в поздней Античности.Поэтому наряду с разработками по исследованию культурных концептов,для диахронического анализа в работе будет использована методологическаяконцепция направления «История понятий» (Begriffsgeschichte; History ofconcepts/notions)–фокусирующаясянатеориииметодологиианализапонятий/концептов в переломные эпохи, причем особое внимание уделяется тем,которые являются историческими артефактами культуры.

Это направлениевозникло в 1960-е годы на поле совмещения исторической культурологии(historische Kulturwissenschaft) и герменевтических принципов, под руководствомнемецкого философа и историка Ренхарта Козеллека. На протяжении последнихдесятилетийэто направление преимущественнорассматривалось в полеисторических дисциплин и проблематик. Однако теоретико-методологическаяоснова, заложенная Р.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее