Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 7

PDF-файл Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 7 Философия (58583): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности) - PDF, страница 7 (58583) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Однако, появившиесяв последние десятилетия работы, посвященные сравнительным исследованиям всовременных культурах (восприятие верности в нидерландском и китайскомобществе, в западной и восточной культурах)69; анализ верности в рамкахлокальных культур (К. Хиггинс – верность в классическом конфуцианстве70, П.Вудруфф – в древнегреческой традиции71 и др.72), – обнаруживают многообразие64Grodzin D. The Loyal and the Disloyal: Social Boundaries of Patriotism and Treason. Chicago:University of Chicago Press, 1956.

– 329 p.65Felten E. Loyalty. The vexing virtue. New York: Simon & Schuster, 2011. – 320 p.66Bloch H.A. The concept of our changing loyalties: an introductory study into the nature of the socialindividual. New York: Columbia University Press, 1934. – 319 p.67Лавджой А. О. Великая цепь бытия / Пер. с англ. В. Софронова-Антомони. М.: Доминтеллектуальной книги, 2001.– 376 с.68История понятий, история дискурса, история метафор // ред. Бёдекер Х. Э. М.: Новоелитературное обозрение, 2010.

С. 37, 61.69Подробнее см. исследования: Standen N. Unbounded Loyalty: Frontier Crossings in Liao China.Honolulu: University of Hawaii Press, 2007. P. 1-41. Yang, L. Worlds Apart? Worlds Aligned? ThePerceptions and Prioritizations of Civil Servant Values Among Civil Servants From China and TheNetherlands // International Journal Of Public Administration Vol. 39.

Iss. 1. 2016. P. 74-86.70Higgins K.M. Loyalty from a confucian perspective // Levinson S., Parker J., Woodruff P. Loyalty:NOMOS LIV. New York: New York University Press, 2013. P. 22-38.71Woodruff P. In Place of Loyalty: Friendship and Adversary Politics in Classical Greece // LevinsonS., Parker J., Woodruff P. Loyalty: NOMOS LIV. New York: New York University Press 2013. P. 3952.31интерпретаций и репрезентации верности.

Если ранее научное вниманиеконцентрировалось на ее универсальности, то в настоящее время происходитпостепенный процесс осознания специфики и уникальности интерпретацииверности в различных культурах. Традиция обобщения и поиска «сути верности»,продолжающаяся в русле философии Дж. Ройса, повлияла на то, чтозакономерности, причины и механизмы возникновения и трансформацииконцепта верность остались вне научного освещения. Поэтому проявленияверности в разных культурах представлены как уникальные феномены, междукоторыми нет взаимосвязи.

Это обуславливает необходимость рассмотренияверности в рамках концепта73, реализующегося в совокупности культурныхпроявлений и отражающего ментальную перцепцию носителей культурыконкретного цивилизационного ареала и определенной исторической эпохи.Данная диссертационная работа – это попытка формально уйти от традиционнойустановки «философии верности», поиска универсального общего начала, исфокусироваться на изменениях, различиях в интерпретациях и таким образомобнаружить фундаментальные закономерности развития концепта верность.1.2.Диахроническое развитие концепта «верность» в теории динамикикультурыОдна из важнейших философских проблем в осмыслении понятия верность– возможно ли существование верности вне сознания и личностной рефлексиичеловека или сам факт концептуализации верности становится моментом еереализации. Если отношения между коммуникантами в определенной ситуациибудут формально соответствовать признакам и характеристикам верности, но приэтом не будут интерпретироваться ими или средой как таковые, будет ли эторепрезентацией концепта верность?72Faces of Communities: Social Ties between Trust, Loyalty and Conflict / eds.

Feickert S., Haut A.,Sharaf K. ttingen: V&R unipress m H, 2014. – 276 p.73Определение концепта см. Словарь терминов. С. 170. Об интерпретации термина концепт вкультурологии подробнее см. : Глазкова Т. В. Концептосфера как система культурных смыслов// Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: матлы III межд. научн.-практ. конф. 5-6 февраля 2013, Прага, 2013. С. 53.32Мы можем связать данную проблему с вопросом о природе верности.Некоторые психологи и биологи-эволюционисты полагают, что верность – это«некийгенетическипередающийсяадаптационныймеханизм,чувствопричастности к другим, ценный для выживания»74.

В пользу такой теориибессознательной, интуитивной верности приводятся примеры преданногоповедения животных. Представители этого направления рассматривают верностьпрежде всего как чувство или эмоцию, свойственную всем живым существам.Например, исследователь П. Э. Эвин полагает, что верность являетсянерефлекторным «социальным инстинктом»75.Философ С. Келлер в своей книге «Границы верности» подробнорассмотрел проявления верности в современной культуре и пришел к выводу, чтоследует различать верность инстинктивную и осознанную, рациональную.Последняя перманентно совершенствуется в своем философском осмыслении,подвергается различным трактовкам в рамках меняющейся историческойдействительности. В совокупности двухрассматриватьсякакприродныйточекмеханизмилизренияверностьчувство,можетпереживаемоеконкретным человеком, и как «культурная верность», культивируемая ивыраженная76.Доказательством зависимости концепта верность от культуры можетслужить возникновение в последнее десятилетие в современной культуреявления, названного в научной среде «эгоистическая верность» (selfish loyalty) –когда субъект верен объекту не в интересах объекта, но в своих собственных 77,или «брендовая верность» (brand loyalty) – лояльность к определенной марке,выступающей в роли объекта верности, которая выражается в частотностиприобретения субъектом-покупателем определенного товара78.

Появление таких74Wilson J. Q. The Moral Sense. New York: The Free Press. 1993. P. 23.Ewin R.E. Loyalty: The Police // Criminal Justice Ethics, 9 (2), 1990. P. 4.76Keller S. The Limits of Loyalty. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 2-3.77Wagner A. F. Loyalty and competence in public agencies // Public Choice. 146 (1). 2011. P.

145162.78Healy M. School choice, brand loyalty and civic loyalty // Journal of Philosophy of Education, 41(4),2007. P. 743-756.7533новых значений можно тесно связать с социокультурной действительностью икультурным фоном.Независимо от того, идет ли речь о «природной» или «рациональной»верности, мы полагаем, что ее существование возможно только в коммуникациииантропологическойрецепции.Сучетомпринципиальногозначениячеловеческого фактора в процессе понимания и осознания концепта верность,основным в работе становится философско-антропологический подход.

В ракурсеантропоцентризма, культура – «это система связей и отношений, выстраиваемаятем или иным обществом вокруг того или иного решения проблемы человека»79.Поэтому верность целесообразнее рассматривать не только как концепт, ноконкретно, как концепт культуры80. Культуролог Ю. С.

Степанов писал: «Концепт– это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культуравходит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то,посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не “творец культурныхценностей” – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»81.Данное заключение в полной мере относится к концепту верность.

В рядеситуаций носителю культуры не требуется конкретного объяснения, что то илииное действие или поведение являются проявлениями верности, так какинформацию об этом человек считывает из культурного кода.Важнейшими свойством культуры с позиций антропоцентризма является ееразвитие, изменения и трансформация, которые являются ее неотъемлемымсвойством82. Культурные изменения – процесс, включающий в себя все изменениявнутри культуры, глобальные и локальные.

К исследованию этих процессовсуществуют разные подходы. Их можно рассматривать как глобальный процесс, атакже в ракурсе отдельных элементов культуры в действии на ограниченных79Черная Л. Философско-антропологическая типология и периодизация культуры/ Черная Л.Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. С.79.80Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственноготехнологического университета.

Сер. Гуманитарные науки. Т. 17. Вып.2. 2003. С. 268.81Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: 2007. С. 43.82Грушевицкая Т. Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации:Учебник для вузов. М.: Юнити-Данна, 2002. С. 68.34участках пространства и времени. Рассматривая культуру с позиций системногоподхода, ее можно определить как взаимодействие элементов во времени83.АмериканскийантропологЛ.Уайтописалкультурныепроцессыкаквзаимодействие культурных элементов (верований, обычаев, инструментов) другс другом»84. В контексте культурной динамики концепт верность может бытьрассмотрен как элемент культуры, который также подвержен общему процессуизменений.История развития концепта верность пока является малоизученнойобластью.

Немногочисленные исследования в этой сфере были выполнены врамках обзорных статей для энциклопедических и философских словарей. Перваяпопытка дать определение верности при помощи анализа ее историческогоразвития была предпринята в 1915 г. в «Энциклопедии религии и этики»английскойисследовательницейСофиБрайан.Отмечаясложностьимногозначность верности, она писала, что «связь между современным значениемэтого слова и его происхождением неясна, так что, возможно, понимание егокорней поможет прояснить его подлинный смысл»85.Слово loyalty, по мнению С. Брайан, наиболее адекватно отражающеесовременный концепт верность86, является заимствованием из французскогоloyauté, которое в свою очередь происходит от loi, и восходит к латинскому словуlex, legis, f. (закон). Закон и есть определяющее универсальное понятие, котороеконцентрирует всю суть концепта верность и связывает его содержательноенаполнение в диахронии.

Независимо от качества объекта и характера отношений(Бог и человек, командир и подчиненные, феодал и вассал, гражданин и страна,83Carneiro R. The Cultural Process//Essays in the Science of Culture. N.Y., 1960.P. 145-161. Цит. по:Осокин Ю. В., Черносвитов П. Ю. Система культуры и динамика // Системные исследованиякультуры. СПб.: Алетейя, 2006.

С. 40.84Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 9.85Bryant S. Loyalty // James Hasting’s Encyclopaedia of Religion and Ethics. Vol. VIII, New York:Scribners, 1915. P. 184.86В современном английском языке концепт «верность» представлен широким спектромлексем, которые не всегда имеют адекватный перевод на русский язык.

Вот некоторые из них:fidelity, faithfulness, trustworthiness, loyalty, commitment, devotion, absorption. Подробнее см.Приложение № 6.35союз партнеров), служение объекту верности является для субъекта законом,который регламентирует его поведение. Верный человек следует предписаниям,которые для него являются законом, с ревностной заботой исполнить долг, кактого предписывает буква закона, и, с его точки зрения, верность будет соблюденадаже в том случае, если сама цель не будет достигнута. Иначе говоря, исполнениевнутреннего императива важнее поставленной цели и является ценностнойдоминантой, что делает возможным проведение параллели между определениями«верный» и «законник». С. Брайан пишет, что связь «верность – закон» уходиткорнями в древнееврейскую религиозную традицию, в которой служение Богувоспринималось как внутренний императив, закон87.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее