Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 4

PDF-файл Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 4 Философия (58583): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности) - PDF, страница 4 (58583) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Anselmus Cantuariensis.Proslogion[Electronicresource]//TheLatinLibrary.URL:http://www.thelatinlibrary.com/anselmproslogion.html (accessed: 5.10.2017).13Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 1-46 / Пер. Еремеев С.И. К.: НикаЦентр, 2011. С. 156.14Luther M. D. artin Luthers erke: kritische esamtausga e. eimar: H. hlau, 1914.

S. 28, 36.15Niebuhr H.R. Faith on Earth: An Inquiry into the Structure of Human Faith. New Haven: YaleUniversity Press, 1989. P. 47-48.16Rosenzweig F., Glatzer N. N. His Life and Thought Franz Rosenzweig, Hackett Publishing, 1998. P.338.17Бубер М. Два образа веры. / Бубер М. Образы добра и зла. [Электронный ресурс] URL:http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/obrazy.txt (дата обращения 28.12.2016).18Marcel G.

O éissance et fidélité // arcel . O éissance et fidélité / arcel . Homo viator:prolégomènes à une métaphysique de l'espérance. Paris, 1947. P. 181.19Бубер М. Там же. С. 147.1218человека чувством достоинства. Именно в сфере религиозного дискурсаупоминается верность и у отечественного философа И. А.

Ильина20.Во-вторых, верность определяется как явление социальной жизниобщества, один из компонентов закона, государственного порядка, залогсоциального доверия, политическая категория. В таком ракурсе верностьрассматривали Н. Макиавелли21, Д. Локк22, Б. Спиноза23, Т. Гоббс24. Русскийфилософ Н. Трубецкой выделил понятия «верность, преданность и стойкость» какоснову Евразийской этики25.Третья сфера применения верности – морально-этическая. Главныевопросы, затрагиваемые в этом направлении – это ценность верности и дискуссияо ее спорном статусе добродетели. Существуют разные мнения, частодиаметрально противоположные26. Так, автор Ι в. н. э. Филон Александрийскийназывал верность «царицей добродетелей» и «самой высшей из всехдобродетелей»27.

Шотландский историк и философ Дэвид Юм полагал, чтоверность в некоторых своих проявлениях может быть добродетелью, «в которойнет разума, но лишь предрассудки и упрямство. Это узость мышления, припомощи которой мы пытаемся убежать от моральных резонов»28.20Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь: книга раздумий. М.: ЭКСМО, 2007. C.

110-113.Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. С. 29-30, 52-54.22Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт очеловеческом разумении. М.: Мысль, 1985. С. 192-195. Особенно глава IV. Подробнее см.: PerrJ. The Pretenses of Loyalty: Locke, Liberal Theory, and American Political Theology, Oxford. 2011.

–264 p.23Спиноза Б. Политический трактат. М., 1910. С. 8. Также см. главы: I, 6; II, 12; VI.3. Тексторигинала на латинском языке см.: Spinoza B. Tractatus theologico-politicus ContinensDissertationes aliquot. Apud Henricum Künraht, 1670. – 234 p.24Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.:Мысль. 1991. С. 38, 51, 58.25Трубецкой Н. Наследие Чингизхана. Сборник. М.: "Аграф", 1999. С. 231.26Allen R. T. When Loyalty No Harm Meant // The Review of Metaphysics, Vol. 43, No. 2, 1989, P.281-294.27Филон Александрийский. Об Аврааме, 270; О том, кто наследует божественное, 91. Цит.

по:Wallace A. J, Rusk R. D. Moral Transformation: The Original Christian Paradigm of Salvation. NewZealand: Bridgehead Publishing, 2010. P. 122.28Hume D. A Treatise of Human Nature. London: Publisher Clarendon Press, 1888. P. 562.2119Несмотря на частое упоминание в философском дискурсе, до появлениянаправления «философия верности» в XX веке (теоретические установкикоторогоподробновспомогательнуюбудутрольиразобранынениже),изучалоськакпонятиеверностьигралоособаякатегория.Такое«игнорирование» объясняется спецификой верности.

Как показывает обзорныйанализ философских представлений, верность имеет широкую сферу примененияи тесную связь со смежными понятиями. Определения верности даютсякатафатически: верность – это служение, верность – это почитание, верность –это постоянство. С точки зрения современной линвокультурологии такое явлениеможно соотнести с теорией «кластерных» концептов, которые имеют сложнуюорганизацию, аккумулируют в своем составе множество микрозначений29.«Кластерный концепт представляет собой концепт, в структуре которого можновыделить субконцепты, актуализирующиеся в виде различных кластеров, приэтом ни один из них не актуализируется во всех контекстах»30. Такое смешениесмыслов оказывает влияние на интерпретацию верности: смежные понятияперетягивают на себя центр внимания, смещая значение верность навторостепенные позиции.

Семантические трансформации смежных понятийнаслаиваются на концепт верность, значительно затрудняя раскрытие егозначения.В вышеописанных трех ракурсах верность представляется как факт бытия,осмысленный в рамках прикладного понятия, которое оценивается в ракурсепользы или вреда, для утилитарного использования в качестве социальногоинструмента. Вопросы природы, способы ее реализации оставались за пределаминаучной философской дискуссии вплоть до XIX в., когда понятие верностьпривлекает особое внимание и получает новый ракурс изучения в руслеклассической немецкой философии и немецкого романтизма.29О взаимосвязи концептов см.: Лаврентьева Л.

Р. Прототипическая ситуация концепта«верность» как основа для его развития в индоевропейской культуре // Вестник Забайкальскогогосударственного университета, № 2 (47), 2008. С. 56.30Хусаенова А. З. Понятие кластерного концепта и методика его изучения // ИзвестияРоссийского государственного педагогического университета А.И. Герцена. № 67.

2008. С. 302.20И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, А. В. Шлегель, Г. В. Ф. Гегель всвоих философских работах уделяют особое место размышлениям о верности.Несмотря на разность философских концепций, в данном случае их объединяетобщее поле затрагиваемой проблематики и специфика подхода к интерпретациипонятия верность.В работах Иммануила Канта понятие верность возникает в ракурсе морали,внутренней свободы и нравственного долга.

Верность рассматривается черезпризму договора – системы отношений, в которых одна сторона выполняетустановленные обязанности по отношению к другой стороне договора, взамен жеполучает доверие. В ходе размышлений о внутреннем законе, регулирующем этиотношения, важное место в терминологическом аппарате философии даетсяопределению Treue und Glaube / bona fides (добросовестность, верность висполнении, доверие и вера), важной категории для осуществления внутреннегоимператива.

«Fides – есть, собственно, верность в pacto [в договоре] илисубъективное доверие друг к другу в том, что один выполнит свое обязательство,данное другому, – верность и вера. Первая – когда pactum заключен, вторая —когдаегонужнозаключить»31.(Примечательно,чтодлядостижениямаксимальной ясности мысли философ прибегает к использованию латинскоготермина fides в объяснении взаимосвязи понятий «вера», «доверие» и «договор»).В русле немецкого романтизма Ф. Шлейермахер в своей работе «Принципыкритики существующих этических систем» определяет верность как «истинностьвысказывания и обещания и выполнение обещания и договора»32. Верности,которая должна была присутствовать в договоре, присваивались черты (такие какчестность, стойкость), которые должны были проявляться независимо отхарактера отношений, ситуации и условий.

Философы немецкой классическойшколы подчеркивали естественную необходимость и рациональность верности,ее родственность с законом.3132Кант И. Логика. Пособие к лекциям / Кант И. Сочинения в 8 томах. Т. 8. С. 326.Schleiermacher F. D. E. Sämmtliche erke Zur Philosophie. erlin: Reimer, 1846. S. 205.21Рассмотрение верности в контексте договора открывает новые тенденции винтерпретации понятия. Если ранее верность рассматривалась в своих частныхпроявлениях, то теперь – в симбиозе: идея социальной верности сочетается снравственными установками, формируя в результате представление о верностикак о «внутреннем законе». Подчеркивается параллель между субъективнымпониманием верности и ее социальным выражением.

Понятие «договор»подводит к разделению в составе понятия верность двух коммуникантов:субъекта и объекта.Возникшая дихотомия стала новым толчком для герменевтического круга:И. Г. Фихте пытался преодолеть субъектно-объектное противопоставление:представил верность как «вечный нерушимый закон», которому участникисоглашения добровольно подчиняются»33. Г. В.

Ф. Гегель, дискутируя сконцепцией «естественного закона доверия и веры» И. Г. Фихте подчеркиваетпринципиальный характер субъекта. Верность, по его мнению, «имеетличностный,персональныйхарактерирегулируется«внутреннейсамостоятельностью субъекта»34. Рассматривая понятие верность как частьрыцарской, романтической культуры, Г. В. Ф. Гегель размышляет о проблемеситуации выбора между выгодой субъекта и объекта и затрагивает тему«коллизии верности», раскрывая значение личности, и ее субъективного выбора впроявлении верности. Выделение приоритетной роли субъекта впоследствиистановится распространяющейся тенденцией и, в частности, прослеживается вфилософии А.

В. Шлегеля, который определял верность как «внутреннийпринцип» морали: «верность – это стойкость», «добровольное сдерживание» и«самоограничение»35.33Фихте И. Г. Лекция о назначении ученого / Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т. II. СПб.:Мифрил, 1993. С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее