Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Анализ структуры и механизмов концепта дает представление о13характеристике субъектно-объектных отношений верности как в целом, так и припереносе их функциональных ролей. Верность, являясь концептом культуры,отражает на микроуровне культурную динамику в целом, поэтому выводыисследованиямогутбытьиспользованыдлясовершенствованиятеориитрансформации культуры.
Основные теоретические положения данной работымогут быть использованы при изучении смежных концептов (вера, доверие), всоциологических и морально-этических исследованиях верности и определенииуровня доверия в обществе. Полученные результаты могут быть использованы вфилософских работах широкого диапазона, а также культурологических,религиоведческих, теологических, исторических, филологических трудах.
Такжеони могут быть использованы при изучении генезиса современного понятияверность в русской культуре и выявления его специфики.Практическая значимость исследования заключается в том, что егоположения, обобщения и выводы могут быть использованы для построения«моделейдоверия»(теорияипрактикаорганизациимежличностныхкоммуникаций на основе верности и доверия), в ходе изучения военной практики,патриотического воспитания молодежи, а также в эмпирических исследованияхразных форм социальной верности. Введены в научный оборот не переведенныена русский язык материалы на латинском и древнегреческом языках; трудысовременных европейских философов, культурологов, историков, в которыхпредставленыновейшиеположения,трактовкиверностииметодикиисследования динамики культурных концептов.
Использование фактическихданных, материалов возможно при разработке и чтении курсов «Философиякультуры», «Теория и история мировой культуры», «Античная культура»,«Религиоведение», «Чтение древнегреческих античных и христианских авторов»,«Православная культура», «Перевод латинских античных и христианскихавторов», «Древние языки и культуры».Апробация диссертационного исследования. Основные положения ивыводы диссертации были апробированы на международных конференциях, вчастности в докладах на ΧΧ Международной конференции студентов, аспирантов14и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2013 г.), на межотраслевой научнопрактическойконференции«Религиознаякоммуникациявпространствепрофессионального образования» (МГЛУ, 2014 г.), на «круглых столах» кафедрыклассической филологии МГЛУ в рамках Московского фестиваля наук:«Античность в ракурсе современной науки» (2012 г.), «Культурное и языковоенаследие Античности: новые материалы и методики изучения» (2013 г.),«Античность и Средневековье: новые исследования преподавателей кафедры»(2014 г.), на международной конференции «События в коммуникации икогниции» (МГЛУ, 2016 г.), на международной конференции «XX Cергеевскиечтения» (МГУ, 2017 г.), на «XLVI Международной филологической научнойконференции» (СПбГУ, 2017 г.).По теме диссертации автором опубликованы 14 научных статей, 9 изкоторых – в изданиях, рекомендованных ВАК.
Общий объем публикацийсоставляет 6 п. л.Диссертационная работа и автореферат были рассмотрены на заседаниикафедры мировой культуры ИМО и СПН ФГБОУ ВПО МГЛУ и рекомендованы кзащите, протокол № 6 от 29.07.2017 г.Структура работы обусловлена содержанием и последовательностьюрешения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения,библиографическогоспискаприложений.15использованнойлитературыиГлава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ВЕРНОСТЬ»1.1.Формирование основных теоретических подходов к интерпретацииверности в культурфилософском аспекте: от понятия к концептуОпределение,употреблениеиинтерпретацияпонятияверностьвевропейской культурной традиции имеют сложную нелинейную историю. Какзамечаетрядисследователей,датьдажесамуюобщуюформулировкуопределения верности представляется проблематичным, так как «нет ничегоболее неопределённого и неуловимого»3,4.
Современные дефиниции «верность» вфилософских словарях дают широкий спектр общих представлений, избегаяконкретики. Определение Софи Брайан из Энциклопедии Религии и ЭтикиДжеймса Гастинса гласит, что верность (loyalty)5 – это «качество или свойствохарактера, которое осуществляется в добровольном почтительном служенииопределенной личности или делу.
Таким образом, в идеале, верный человекпослушен, служит, вопреки всем препятствиям, несмотря на сложность ситуации,делает лучшее из возможного»6. Автор словарной статьи в ФилософскойЭнциклопедии Макмиллана, американский философ Джон Ладд вообще избегаетчеткого определения, считая, что «верность является концептом, принадлежащимскореесфере морали, нежелиполитики»7.
Показательна дефиниция изЭнциклопедии истории идей: «Верность (loyalty) – это добродетель, состояниеили качество быть верным какому-либо сообществу, обязанностям, отношениям,ассоциациям или ценностям: верность (fidelity) принципу, делу, идее, идеалу,религии или идеологии, нации или правительству, партии или лидеру, какой-либо3Ladd J. Loyalty // ed.
Edwards P. The Encyclopedia of Philosophy V. Macmillan. 1967. P. 595.Здесь и далее, если не указано иное, – перевод автора.5Проблема терминологии, перевода и интерпретации «верность» в русской и зарубежной наукеподробно разобраны в главе II и приложении № 6.6Bryant S. Loyalty // James Hasting’s Encyclopaedia of Religion and Ethics, Vol.
VIII. New York:Scribners, 1915. P. 184.7Ladd J. Loyalty // Paul Edwards. The Encyclopedia of Philosophy V. Macmillan, 1967. P. 595.416семье или друзьям, региону, расе – чему-либо или кому-либо, чего можно“коснуться сердцем” или почитать»8. Словарь западной философии Блеквелладает следующее определение: «Термин этики и политической философии.Отличительная черта характера, реализующаяся в верности и почитанииличности, группы, страны, дела или принципа. Чувство верности с трудомподвергается изменениям.
Они не изменяется ни под воздействием внешних сил,ни потому что объект верности испытывает недостаток в предполагаемыхдостоинствах. Верность близка понятиям сострадания и благодарности. Онаклассифицируется как добродетель, потому что включает в себя бескорыстныеобязательства. Стабильность любого политического сообщества предполагаетхотя бы некоторую верность от части граждан. В противовес взвешенной,обдуманной верности, существует также слепая и неосознанная верность, когдадаже в ходе дискуссии объект верности остается священен. Верность всегданеравнодушна и эмоциональна, ее трудно соотнестис непредвзятыми,справедливыми требованиями морали»9.
Согласно Стенфордской философскойэнциклопедии: «Верность – это добродетель. Она проявляется, прежде всего, в еепостоянствепоотношениюкобъединению,которомуиндивидвдействительности предан. Прежде всего, парадигма верности выражена в дружбе,где верность неразрывна, но многие другие отношения и союзы также требуют ее,например, семья, организации и страны делают все возможное, чтобы укрепитьее»10.Такое широкое толкование верности можно объяснить тем, что до ХХ векаоно не изучалось как самостоятельное целостное понятие, но рассматривалась вфилософских работах лишь косвенно, в связи с описанием других моральныхкатегорий, таких как «дружба», «долг», «честь», «вера». Верность служила8Konvitz M.
R. Loyalty // Philip P. Wiener. Encyclopedia of the History of Ideas III. New York:Scribner's, 1973. P. 108.9Bunnin N, Yu J. Loyalty // The Blackwell Dictionary of Western Philosophy, John Wiley & Sons2008. P. 403.10Kleinig J. Loyalty // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (2013 Edition). [Electronic resource]// URL: http://plato.stanford.edu/archives/fall2013/entries/loyalty/ (accessed: 2.01.2014).17вспомогательной характеристикой для отражения главной идеи или философииавтора.На протяжении столетий предлагаются совершенно разные определения,характеристики и оценки. Из всего многообразия определений и упоминаний вевропейскойкультуреможновыделитьосновныеопределения,сферыприменения и проблемы, в контексте которых рассматривалась верность.Во-первых, один из самых древних способов определения и ракурсразмышления о верности – через сферу религиозных представлений, часто втесной связи с понятием «вера»11.
В таком аспекте ее упоминают средневековыефилософы – такие как Ансельм Кентерберийский12, Фома Аквинский13 и МартинЛютер14. Традиция такого рассмотрения продолжилась и в современнойфилософии – в работах Р. Нибура15, Ф. Розенцвейга16, М. Бубера17, Г. Марселя18.Этих авторов, разных по своим философским взглядам, объединяет то, что дляних понятие верность находится на стыке морали и религиозного сознания.Верность – это, прежде всего, связь между Богом и человеком, качество, котороеобъединяет личность в свободном диалоге с Творцом. «Только при такойвзаимной диалектике может существовать человеческая верность»19.
В силусвоего свободного выбора, она является божественным даром, наделяющим11О тесной смысловой связи между понятиями «вера» и «верность» см. главу III. 1.Fides является одним из основных терминов философии Ансельма Кентерберийского (Fidesquaerens intellectum), который, хотя и употребляется уже в христианском значении «вера», нонесет в себе историческую семантику латинского концепта верность.