Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
А. Бердяев, М. Бубер, В. Дильтей, К. Т. Ясперс и др.).В ракурсе историзма и культуроцентризма были осмыслены процессыкультурной динамики, трансформации, феномены и структурные элементыкультуры, связанные с концептом верность (Г. А. Аванесова, А. Л. Андреев, Н. Х.Бёме, В. М. Дианова, А.
О. Лавджой, П. Сорокин, О. Шпенглер, Л. Т. Уайт, А. Я.Флиер, Н. А. Хренов, Л. А. Черная и др.)Культура древнего Рима и непосредственно периода поздней Античностиосвещалась через призму трудов С. С. Аверинцева, К. А. Бартон, П. А. Бранта, А.Брента, Н. Н. Бологова, П. Брауна, П. Гарнсей, Г. С.
Кнабе, А. Кэмерона, М.Лавана, Дж. Э. Лендона, А. И. Марру, С. А. Мельникова, А. Момильяно, Х.Мэттингли, Х. Ри, В. И. Уколовой, С. Л. Утченко, Й. Хельмрата и др.Теоретической основой для определения и исследования концепта верностьстало так называемое направление философия верности (М.
Барон, С. Брайан, Х.А. Блох, Д. Гродзин, М. Р. Конвитс, Дж. Коннор, С. Келлер, Дж. Кляйниг, Дж.Ладд, Дж. Дж. МакДермотт, А. Олденквист, Дж. Ройс, Е. Фелтен, Г. П. Флетчер).7Для формирования подхода к верности как концепту принципиальнуюценность представляли работы по теории культурных концептов (С. Г.
Воркачев,Т. В. Глазкова, В. З. Демьянков, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, Б. А.Успенский,Н. Ю. Шведова).Вследствие значимости концепта верности, который сложно переплетен сомножеством культурных проявлений и обнаруживается во всех аспектахчеловеческого бытия и коммуникации, потребовалось привлечение широкогокруга источников и комплексного подхода для их исследования как текстакультуры. Основной методологической парадигмой стала междисциплинарныйподход школы Истории понятий (Begriffsgeschichte / History of concepts),основанный на герменевтических принципах, при помощи которого был проведендиахроническийанализконцептаверностьвракурсесемантики,контекстуализации и интерпретации (Х.Е. Бёдекер, К.
Вайзнер, Х. Г. Гадамер, А.Доршел, Р. Козеллек, Н. Е. Копосов, Ж. В. Мюллер, К. Палонен, М. Рихтер).Насинхроническомуровнеосновнымявляетсяструктурно-функциональный метод, который позволил разложить объект исследования насоставные части и выявить внутренние связи, обусловленности, соотношениямеждуними.Длявыявленияструктурыконцептаидинамикивнутриконцептуальных процессов были использованы лингвокультурологическиеразработки по когнитивному моделированию прототипической ситуации (методпрототипической реконструкции) М.
Джонсона, Дж. Лакоффа, Э. Рош.Культурологический анализ позволил рассмотреть источники и события в ракурсекультурной памяти, как продукт западноевропейской культуры в совокупностиантичной картины мира, специфики хронотопа и мировоззрения. Посредствомконтент-анализа была дана оценка культурной значимости концепта вконкретныеиспользованвременныепериоды.диахроническийНаметод,диахроническомпредназначенныйуровнедлявработевыясненияхронологической последовательности изменений, который позволил проследитьтрансформацию концепта верность в период поздней Античности. При помощи8историко-культурологического метода этапы развития концепта были соотнесенымежду собой и выявлена их взаимосвязь.Научная гипотеза исследования заключается в предположении, чтокультурная трансформация, возникшая в поздней Античности при столкновениитрадиционного языческого и христианского мировоззрения, оказала влияние наконцепт верность, изменив его семантическую структуру и социокультурнуюрепрезентацию, что предопределило его дальнейшее развитие в европейскойкультуре.Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:1.Выделены и систематизированы основные этапы культурфилософскогоосмысления (религиозный, социальный и этический дискурс) и сущностныехарактеристики концепта верность (бинарный – разделяется на субъекта иобъекта; кластерный – состоит из множества субконцептов).2.Концепт верность проанализирован в диахроническом ракурсе через призмутеории культурной динамики, в отличие от традиционного синхронного илинейного подхода, что способствует раскрытию закономерностей развитияконцепта в культурной динамике.3.Разработана модель прототипической ситуации древнеримского концептаверность, которая, в отличие от традиционного синхронного описанияпонятия верность, позволяет выявить механизмы динамики внутреннейтрансформации субъектно-объектных отношений – изменение векторнойнаправленности коммуникации.4.Внутриконцептуальные изменения соотнесены с культурной средой, вкоторой они протекали, что позволило не только зафиксировать их, но иопределить причины трансформации концепта, а именно появление новыхмоделей социально-культурных связей и их философское осмысление вкультуре поздней Античности.5.Определены специфика христианской интерпретации концепта верность,причины и способы заимствования древнеримского концепта христианскойкультурой.96.Процесс реализации концепта верность в динамике культурного развитияразделеннапоследовательныеэтапы:«архаическийэтапразвитиядревнеримского концепта верность» (VIII – I вв.), «классический этапразвития древнеримского концепта верность» (I – V вв.), «христианский этапразвития древнеримского концепта верность» (I – V вв.).
Новизна подходазаключается в том, что в данной триаде концепт древнеримская верностьрассматриваетсякактрансформирующийся,аконцептхристианскаяверность рассматривается как преемственное продолжение древнеримскойтрадиции.Основные положения, выносимые на защиту:1.
Верность–концептевропейскойкультуры,многозначныйисложноструктурный, обладающий как постоянными, так и изменчивымихарактеристиками, тесно связан с другими понятиями и концептами исодержит ряд субконцептов в своем составе, специфика которых на негонепосредственно влияет. Наряду с изменяющимися параметрами он имеетсущностные черты, а именно наличие двух коммуникантов (A, В), которые врусле поздней европейской философской традиции осмыслены в терминах«субъект» и «объект».
Субъект верности – это действующая сторона,источник или первоисточник верности, имеющий активный характер, объект– это пассивная сторона, реципиент, принимающий верность, или то, на чтонаправлена верность.2. Культура как исторический процесс и ее динамика являются определяющимифакторами развития концепта верность.
Он появляется на определенномотрезке исторической эволюции в цивилизационном ареале Античности иреализуется в межличностной коммуникации и философской интерпретации.Концепт верность развивается нелинейно, аккумулируя в себе разныеисторико-культурныепласты,вчастности,древнеримскийкакдоминирующий.3. Верность является базовым культурным концептом для древнего Рима.Изменение его структуры прослеживается как через призму развития его10семантики, так и в ракурсе культурной динамики мировоззренческих,религиозных,философскихисоциальныхтрансформацийантичнойментальности. На уровне внутриконцептуальной структуры в ракурсепрототипической ситуации верность реализуется через отношения междудвумя коммуникантами (А и В), которые находятся в неравнозначномположениипоотношениюдругкдругу,изаключаютсяврядепоследовательных этапов: обмен доверием, договор, испытание.
Верность –это модель взаимодействия (физического или ментального), при которомкоммуникант, основываясь на импульсе веры или доверия, ставит интересыдругого коммуниканта выше своих собственных: добровольно, действенно ипродолжительно. На ранних этапах эволюции древнеримской культурыпринципиальноепервенствовэтоймоделиотношенийотдавалоськоммуниканту (А), который обладал большей культурной и социальнойценностью.
При такой концептуальной расстановке коммуникантов понятиеfides имело превалирующие значение «гарантия/покровительство». В эпохупозднейАнтичностипроисходитизменениеархаическойвнутриконцептуальной диспозиции (векторной направленности): смысловойакцент переносится на коммуниканта (В), занимающего более низкуюпозицию по отношению к коммуниканту (А).
В этом случае основнымзначением концепта fides становится непосредственно доверие/верность. Этоизменение динамики отношений стало принципиальным для формированиядругих характеристик концепта верность и является трансформацией, так какпреждевсегозаключаетсявизмененииструктурыконцептаприпреемственности его содержания.4.
Трансформация древнеримского концепта верность была обусловленаисторико-культурнымитенденциямиимперскогопериода,характеризующегося интеграцией новых народов и расширением культурныхграниц. Коммуниканты (А и В) ситуации верности в древнем Риме, преждевсего, осмыслялись в рамках философии патрон-клиентских отношений,прототип которых прослеживается в широком спектре проявлений верности:11государственной, межгосударственной и межличностной. В ракурсе новойсоциально-культурной действительности их аксиологическая позиция вобществе изменилась, тесная связь между патроном и клиентом ослабла, чтопривело к трансформации их отношений.
Это повлияло на философскоепереосмыслениеархаическогоконцептаипоявлениеновыхформконцептуализации верности: военная, императорская и др. В этом случаеосновным субъектом при контактах в ситуации верности становитсякоммуникант (В), который ранее находился на более низких социальныхпозициях.5. Христианскийконцептверность(fides/πίστις)возникнабазедревнеримского и является новым, трансформационным этапом его развития.Формально используя традиционные термины (fides, fidelis, fiducia и др.),символы (богиня верности Фидес интерпретируется как символ христианскойдобродетели) и обряды (рукопожатие, отсылки к военной клятве прикрещении и др.) для выражения верности, делая это осознанно ицеленаправленно, раннехристианское общество изменило ее классическуюинтерпретацию.древнегреческогоотношения)сВновойпониманияинтерпретации(верностьдревнеарамейскимикакбылосуществленличныепредставлениямиисинтезравноправные(принципиальноезначение верности Богу среди других добродетелей и жизненных целей).Заимствуя содержательное наполнение концепта древнеримской верности,христианство усложнило его структуру, интерпретируя коммуниканта (A) –Бог, коммуниканта (В) – человек.
Таким образом, концепт верностьсинтезировал несколько типов коммуникации в разных пластах бытия,граница между которыми максимально размыта – в духовном (между Богом ичеловеком), материальном и социальном (в категориях земного пространства).Верность человеческая и божественная взаимно интегрированы: реализацияверности Богу происходит через соблюдение договора между людьми, иверность между людьми интерпретируется как часть завета между Богом ичеловеком.Структурахристианского12концептаприобретаетновыехарактеристики, утрачивая некоторые прежние: значение «доверие» теряетсвою важную роль; значение «верность» становится превалирующим;возрастает ответственность и активность коммуниканта (В); меняютсяграницы и аксиология верности в культуре.6. Процессы внутренней перестройки концепта находят отражение в культурепозднейАнтичности,аглавнымвыразителемновогохристианскогопонимания верности становится феномен мученичества.
В его рамкахреализовывалась концептуализация верности – в активном действии,вербальной и символической выраженности. Христианство требовало отверующего (fidelis) не только пассивной веры в существование Бога, ноопределенных действий и осознанных поступков. Такая действеннаяреализация верности способствовала тому, что после непродолжительногопериода, когда концепт христианской и языческой верности продолжалисосуществовать в одном социокультурном пространстве, христианскаяинтерпретация верности становится превалирующей.
К IV в. н.э. понятие fidesассоциируется прежде всего с христианами и основным значением концептаверность становится «христианская вера».Достоверностьнаучныхрезультатовисследованияобеспечиваетсяанализом более 100 источников на языке оригинала, апробированием основныхположений работы в публикациях, докладах и сообщениях на научнопрактическихконференциях;опытомпрактическойработынакафедреклассической филологии МГЛУ.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основныеположения работы могут быть использованы в качестве базовых при разработкеобщей теории «философии верности», а также в ходе применения ее выводов вшироком диапазоне концептуализации категории верности в рамках философии,культурологии, социологии, политологии, религиоведения и других дисциплин.Изучение диахронических и синхронических форм концепта верность позволяетсудить и делать теоретические выводы об истории концепта в европейскойкультуре.