диссертация (Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве), страница 4
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве". PDF-файл из архива "Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Национальный суверенитет при этом сводился к тому, что именнонация является источником власти, и она вправе выбирать свое политическое6 См. подробнее: Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. – Т.1; пер. с лат. и англ. В. В. Соколова. – М. : Мысль, 1989. – 622 с.; ЛоккДж. Два трактата о правлении: в 3 т. – Т. 3; пер. с англ. Е. С. Лагутина и Ю. В. Семенова. – М. : Мысль, 1988. – С. 137405.; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты; пер. с фр. А. Д. Хаютина, В. С.
Алексеева-Попова – М. :КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. – 416 с.7 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. и со вступ. ст. О. А. Жидкова; пер. с англ.В. И. Лафитского. – М. : Прогресс, Универс, 1993. – С. 25.18устройство, форму правления, самостоятельно определять свое экономическое ииное развитие8.Эта идея нашла свое закрепление и во французской Декларации прав человекаи гражданина 1789 г.: «Источником суверенной власти является нация. Никакиеучреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явноот нации»9.
Важнейшими принципами эпохи Великой французской революцииявлялись естественное равенство всех народов и уважение их суверенитета.Указанные принципы нашли отражение в Конституции Франции 1791 года: «Ни длякакой части нации, ни для одного индивида не существует более никаких особыхпреимуществ или изъятий из права, общего для всех французов… Суверенитетпринадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна частьнарода, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление.
Нация, котораяявляется единственным источником всех властей, может осуществлять их лишьпутем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный;представителями являются законодательный корпус и король»10.Как мы видим, в указанный период право нации (в дальнейшем народа)распоряжаться своей судьбой закрепляется в документах не международноправового,авнутригосударственногохарактера,асамосамоопределениепредставляет собой некий демократический идеал, принцип, который должныпризнавать все правительства.В XIX веке в Европе утверждается принцип «один народ – одно государство».Необходимость построения государства на национальных началах нашла выражениев буржуазном принципе национальности, сформулированном и обоснованном П.8 Общая теория права и государства / под ред.
В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 2001. – С. 166.См. подробнее: Левин И. Д. Суверенитет. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 373 с..; ЧернякЛ. Ю. О соотношении государственного, народного и национального суверенитетов [Электронный ресурс] // URL :https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-gosudarstvennogo-narodnogo-i-natsionalnogo-suverenitetov (дата обращения:22.07.2017).9 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс] // Великая французская революция. URL :http://1789-fr.ru/declaration.html. (дата обращения: 22.09.2015).10 Документы истории Великой французской революции: в 2 т. – Т.1. / Отв.ред.
А. В. Адо. – М. : ИздательствоМосковского университета, 1990. – С. 114, С. 116-117.19Манчини, Э. Ренаном, А. Д. Градовским и другими11. Принцип национальностиформулируется как абстрактная догма о целесообразности построения при любыхобстоятельствахмононациональногогосударства.Изначальноправонасамоопределение было связано с принципом национальности. Следует согласиться сИ. Д. Левиным в том, что «принцип национальности, сформулированный какпринцип самоопределения наций, выдвигаемый национально-освободительнымидвижениями,объективнонаправленпротивимпериалистическогомногонационального государства, которому он противопоставляет требованиесоздания национальных государств»12.К идее права народов распоряжаться своей судьбой в ХIХ веке сталипризывать национально-освободительные и революционные движения в Османскойи Австро-Венгерской империях, а также на территории Европы, где, в частности,итальянские националисты боролись за объединение раздробленной Италии13.Какследствие,принципнациональностиохватилцелыйряднационалистических доктрин, но особое значение для развития идеи национальногосамоопределения имел либеральный национализм.
Либералы полагали, чтонациональное правительство укрепит их взгляды. «Право народов» представлялособой доктрину для реализации либеральных принципов. Либерализм, национализми право народов были сведены воедино, в частности, великим либеральныммыслителем и родоначальником утилитаризма Дж.
Бентамом14. В серии эссе,получивших позднее название «Принципы международного права», он разработалидею сообщества наций на основе взаимной утилитарной выгоды, которомусодействуютобщиеинституты,такие,какмеждународныйсуд.Целью11 Левин И. Д. Суверенитет. – СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
– С. 323.12 Там же.13 См. подробнее: Серова О. В. Горчаков, Кавур и объединение Италии. – М. : Наука, 1997. − 351с.14 См. подробнее: Janis M. W. Jeremy Bentham and the Fashioning of ‘International Law’ // American Journal ofInternational Law. – 1984. – Vol. 78, No. 2.
– P. 405-418.20международного права, по мнению Дж. Бентама, является польза всех наций и стран;именно принцип полезности должен лежать в основе международных отношений15.Дальнейшее развитие эти идеи получили у Дж. С. Милля, наиболее известногоанглоязычного философа XIX века и сторонника теории утилитаризма. В своих«Размышлениях о представительном правительстве» он выступал за созданиемононациональныхгосударствдляразвитиясвободныхинезависимыхобщественных институтов16.В то же время, в тот исторический период на практике принципсамоопределения наций часто применялся для оправдания аннексии территорий,принадлежащих другим государствам.
Кроме того, следует согласиться с А. Кассесев том, что фактически на тот момент ни колониальные народы, ни национальныеменьшинства еще не имели права на самоопределение17.Позже, уже на международном уровне, право на самоопределение будетпризнаваться как за нациями, так и за народами. Но первоначально, право народовна самоопределение возникло и развивалось именно как право национальныхобщностей. Так, К. Партш отмечает, что в вышеуказанный период времени термин«право на самоопределение» относился к следующим случаям:– к «народам», целиком составляющим меньшинство (или даже большинство)внутри государства, управляемого другим «народом» (как, например, ирландцыперед 1919 г. и монголы перед 1911-1921 гг.);– к «народам», являющимся меньшинством в более чем в одной странеи не имеющим собственной государственности (как, например, поляки в России,Австрии и Германии перед 1919 г.);15 См.: Бентам И.
Введение в основания нравственности и законодательства. Принципы законодательства. Основныеначала гражданского кодекса // Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. Часть III: Политическаямысль конца XVIII-XIX вв. Кн. 1. / Под ред. А. К. Голикова, В. Е. Юстузова. – Санкт-Петербург, Балтийскийгосударственный технический университет, 1995.
– С. 115-131.16 Милль Дж. С. Размышления о представительном правительстве [Электронный ресурс] // URL :https://dlib.rsl.ru/viewer/01004425788#?page=1 (дата обращения: 22.07.2017).17 См. подробнее: Cassese A. Self-Determination of Peoples: A Legal Reappraisal. – Cambridge : Cambridge UniversityPress, 1995. – P. 11.21– к «народам», являющимся меньшинством в одной стране, но считающимисебячастьюнародасоседнегогосударства(как,например,мексиканцыв Калифорнии и венгры в Румынии);–к «народам»или«нациям»,разделеннымв результатевнешнеговмешательства на несколько государств (как, например, немцы, жившие в ХIХ векев нескольких государствах);–к «народам»,являющимсябольшинством(илименьшинством)на территории, имеющей специальный статус под иностранным господством(основной пример – колонии)»18.В то же время элементы права на самоопределение стали проявляться вмеждународных отношениях. В частности, появляется практика проведенияплебисцитов по вопросу определения статуса территории.
Впервые такой плебисцитбыл проведен в 1792 г. по поводу присоединения папских анклавов Авиньона иВенсенна к Франции. Среди наиболее известных плебисцитов ХIХвека можновыделить присоединение графства Ниццы и Савойи к Франции в 1860 г.,Неаполитанского королевства и Сицилии – к Итальянскому королевству в 1860 г.,Венеции – к Итальянскому королевству в 1866 г. Таким образом, притерриториальныхизмененияхуженачинаетучитыватьсяволянарода,заинтересованная часть населения получила право выбора с помощью выявления еговоли в результате плебисцита.Предоставление независимости и автономии определенным территориям наБалканах обсуждалось на Берлинском конгрессе в 1878 г.19.
В частности, Берлинскийтрактат 1878 г. (принятый по итогам конгресса) провозгласил независимость Сербиии Черногории, Болгарии был предоставлен статус самоуправляющегося княжества сноминальным сохранением османского правления, Восточной Румелии – статус18 Partsch K. J. Fundamental Principles of Human Rights: Self-Determination, Equality and Non-Discrimination //International Dimensions of Human Rights. – Paris, 1982. – P.
64.19 Берлинский конгресс 1878 года [Электронный ресурс] // URL : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/berlin.htm(дата обращения: 22.07.2017).22автономии в составе Османской империи. Российской империи были переданытерритории Ардагана, Карса и Батума. На конгрессе обсуждался также вопрос онациональных и религиозных меньшинствах, в частности, о предоставленииавтономии армянскому населению на территории Оттоманской Порты.
Но в итогестатья 61 Трактата обязала Османскую империю лишь осуществить реформы вармянских областях и обезопасить население от черкесов и курдов20.Отметим, что по мере своего развития право на самоопределение начинаетпризнаваться в программных документах множества политических партий концаXIX – начала XX вв. В частности, право народов на самоопределение былозакреплено в программных положениях многих либеральных и социалистическихдвижений.Идея права народов на самоопределение в этом качестве существовала и вРоссийской империи21.
Так, в 1903 г. Российская социал-демократическая рабочаяпартия (РСДРП) признала право на самоопределение и включила этот пункт в своюпрограмму22. Именно эта партия в дальнейшем (после октября 1917 г.) придет квласти и создаст Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В этотпериодподправомнасамоопределениеподразумевалосьполитическоесамоопределение наций, в первую очередь, угнетенных наций. Национальныйвопрос подробно был освещен в работах лидера партии – В. И. Ленина, средикоторых можно выделить «Критические заметки по национальному вопросу» 1913г., «О культурно-национальной автономии» 1913 г., «О праве наций насамоопределение» 1914 г., «Социалистическая революция и право наций насамоопределение (тезисы)» 1916 г., «Итоги дискуссии о самоопределении» 1916 г.2320 Адамов Е.
А. Сборник договоров России с другими государствами 1856-1917. – М. : Гос. изд-во полит.литературы,1952. – С. 205.21 См. подробнее: Бочкарева И. Б. Национальный вопрос в программных установках большевиков в дооктябрьскийпериод // Известия АлтГУ. – 2015. – №4 (88) – С. 33-37.22 Проект программы Российской социал-демокатической рабочей партии [Электронный ресурс] // URL :http://www.agitclub.ru/center/comm/zin/1903project1.htm (дата обращения: 22.07.2017).23 Ленин В.