Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Как известно, на «Сольфеджио» и «Музыкальной литературе»происходит развитие общих и музыкальных способностей, расширяется системазнаний о музыке, формируются и развиваются ценностные ориентации учащихся.Также необходимыми являются и задачи полноценного освоения учащимисямузыкально - языковых средств и, на что особенно следует обратить внимание приобретение навыков анализа музыкального текста в требуемой заданнойперспективе. Здесь особо следует отметить, что важнейшей дисциплиной всистеме слухового воспитания музыкантов является «Сольфеджио», представляя35собой единственную музыкально – теоретическую дисциплину, предусмотреннуюдля изучения с первого класса ДМШ (ДШИ) и практически до последнего курса вконсерватории (институте искусств и культуры), в рамках которой происходитинтенсивное развитие музыкального слуха, как важнейшей и необходимоймузыканту музыкальной способности, как основного компонента в структуремузыкальности, представляющего своеобразный индикатор возможности илиневозможностичеловекаобучатьсямузыкеизаниматьсямузыкальнойдеятельностью.Как отмечает Б.М.
Теплов, музыкальность является одним из компонентовмузыкальнойодаренности,необходимыхчеловекудлязанятийименномузыкальной деятельностью (причем, любым ее видом) [150, с. 36]. Следуеттакже отметить, что, по определению Б.М. Теплова, музыкальность предполагаетдостаточно утонченное слышание музыки, поэтому слуховая сторона (тончайшееразличение компонентов музыкально - звуковой ткани), наряду с эмоциональной(способность музыкальной отзывчивости на музыку, переживание музыки),составляют своеобразный центр музыкальности.
Интересным представляется, чтослуховая и эмоциональная стороны действуют в единстве, по отдельности они неимеют смысла, т.е. эмоциональное переживание должно быть переживаниемвыразительного значения музыкальных образов, и невозможно без развитогомузыкально - слухового компонента.Необходимо отметить, что традиционно основное внимание на занятиях по«Сольфеджио» уделяется так называемому «слуховому тренажу» - написаниюмузыкальных диктантов, слуховому анализу и написанию цепочек интервалов иаккордов, а также дифференциации (на слух) различных элементов музыкальногоязыка (интервалов, аккордов, ладов), то есть узкотехнологической сторонеобучения.Если в системе среднего и высшего профессионального музыкальногообразования слуховые представления развиваются автономно, то на начальныхэтапах музыкального образования и обучения необходим комплексный подход кразвитию музыкального слуха.36Педагогами-практикамиразработанобширныйтеоретическийиметодический материал, включающий разнообразные приемы и методы развитиямузыкального слуха: в процессе игры, через аудиовизуальное восприятие музыки,посредством движения, пения, творческой деятельности [4, 34, 51, 82, 88, 89, 106,130, 169 и др.].Педагогиотмечают,человеческуючтоспособность,биологического,музыкальныйимеющуюразвивающуюсявслухзначительныепроцессепредставляетсобойотличияслухаприобретенияотопределенныхнавыков, а также знаний и опыта, способность исключительно многогранную,сложную,имеющуюразличныеформыиобладающуюмногообразиеминдивидуальных качеств.
К развитию данной способности необходимо подходитькомплексно, в нем участвуют многие стороны интеллекта. Также педагогамиакцентируется мысль о том, что развитость музыкального слуха в процессеобучения музыке имеет огромное значение и предполагает не только способностьучащихся представлять и слышать музыкальные звуки, музыкальные образы, нои, что особенно важно – осмысленно слушать и исполнять музыкальныепроизведения.
Без развитых музыкально-слуховых представлений невозможноосмысленно относиться к музыке, поскольку здесь подразумевается узнавание,сравнение, запоминание и другие мыслительные процессы. Естественно, что исочинение музыки предполагает активнейшую работу высокоразвитого слуха.Следовательно, без музыкально-слуховых способностей невозможна никакаямузыкальная деятельность.Здесь важно еще и то, что развитие музыкального слуха тесно связано стеоретическим осмысливанием музыкальных явлений, поэтому преподавателямнеобходимо содействовать развитию максимальной сознательности музыкальногослуха у учащихся.
Здесь следует отметить, что серьезные соображенияотносительнотакойформыдеятельности,каксочинениемузыки(т.е.композиторский элемент) в обучении (не только игре на музыкальныхинструментах, но и в музыкально-теоретических дисциплинах) высказывали37крупнейшие ученые и педагоги Г.Г. Нейгауз, Я.И. Мильштейн, А.Д. Алексеев,А.Л. Островский, О.А. Апраксина и др.Показательны слова А.П. Агажанова о том, что каждый музыкант долженслышать и понимать музыку.
В инструментальном, либо вокальном исполнении,не осознав законов метроритма, формы и других элементов музыкального языка,музыкант предоставляет все дело только слуху и интуиции, которые, несомненно,всегда помогут способному ученику. Однако, осознавая закономерностимузыкального искусства, ученик еще быстрее и лучше поймет музыку. Поэтомусольфеджио, как учебная дисциплина, способствующая развитию музыкальногослуха, должна быть признана если не ведущей, то точно равноправной, в циклеучебных дисциплин.Важнейшими задачами «Сольфеджио» также являются выработка навыковактивного вслушивания в звучащий материал с целью понять музыкальноесодержание (а не просто пассивное восприятие потока музыкальных звуков),развитие внутреннего слуха через разные виды музыкальной деятельности назанятиях по сольфеджио, и, конечно, слуховой самоконтроль.
Еще один важныйнюанс, который называется педагогами-практиками, - это воспитание у учащихсяжелания петь, поскольку, чем раньше дети начинают осваивать в пении детскиепесни, тем раньше они приобретают навык слушания себя, вырабатываявнутреннее осмысливание звукового материала.Здесь следует сказать и о том, что особенно важное значение имеет вернаянаправленность занятий на этапе первоначального обучения, когда закладываетсяфундамент музыкального развития ребенка, который впоследствии может статьосновой дальнейшего совершенствования и развития музыкальных способностейуже в старших классах ДМШ и ДШИ.В пении закладывается система взаимосвязанных между собой певческих ислуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность, на пониманиеучащимися доступных уровню их подготовки музыкальных явлений. Е.В.Назайкинский отмечает, что в деятельности пения, и в музыкальных жанрах,связанных с пением (т.е.
с музыкально интонируемым словом), заложенная идея,38а также напев, остающийся в памяти, сразу же воспроизводились голосом и тутже воспринимались, поскольку пение действительно наиболее тесно связано созвучанием и его восприятием. Данную особенность ученый объясняет чистофизиологическими особенностями, т.к. гортань поющего расположена рядом сорганами его слуха, поэтому инструмент звуковоспроизведения не отделен отвоспринимающего устройства [96, с.
118-119].Отметим, что именно пение, как исполнение музыки, связанной слитературным текстом, создает условия, при которых учащимся легче понятьсодержание музыкального материала, что, в свою очередь, ведет к развитиюпсихологических механизмов музыкального восприятия. Ю.Б. Алиев считает, чтос психолого-педагогической точки зрения, восприятие определяется в качествесвоеобразного отражения и становления в эстетическом сознании ребенкамузыкального образа, как эмоциональное переживание с личностной оценкойвоспринимаемого музыкального произведения, а также, как восприятие иосознание его содержания с нравственно-эстетической точки зрения [5, с.14].Данные процессы начинаются с пения инициируются им, в том случае, если оноорганизуется педагогом грамотно, что предполагает умелый подбор певческогорепертуара, учет специфики диапазона детских голосов, динамичную формупроведения занятия по «Сольфеджио» и, главное, отказ от его превращения вузкопрофессиональный тренаж.В психологии давно уже стало аксиомой положение о стадиальностионтогенетической эволюции способности музыкального восприятия: каждая фазаразвития ребенка характеризуется разными чертами и разной направленностьювосприятия.
Характеристики основных этапов развития ребенка у многихисследователей идентичны и сводятся к постепенному формированию зрелогопонятийного мышления у ребенка. Именно этот процесс является основой всехизменений, которые происходят в психике ребенка, будь то восприятие детей илитворчество детей в любой области.Первая стадия на этом пути представляет собой стадию единичныхпризнаков, которые фокусируют в себе целостный образ предмета.
Происходящая39ориентация на какой-либо единичный признак (в музыкальном искусстве такимединичнымпризнакомможетбытьхарактерныйтембр,текстпесни,определенный ритмический рисунок) является отличительной чертой мышлениядетей в любой деятельности.Преподаватели детских музыкальных школ часто отмечают, что в каждойпредставленной пьесе или песне учащиеся фокусируют внимание на каком-либоведущем признаке, служащим для них характерным знаком. Восприятие детей(учащихся) ориентировано в первую очередь на исполнительские средства - темп,тембр, динамику, артикуляцию, фразировку. При этом жанровые и мелодикоритмические составляющие играют для них значительно меньшую роль, а длянекоторых учащихся почти ничего не значат [147].При построении образа предмета склонность к единичному признакуспособствуетусилениюфрагментарностивосприятия,когдаобъектыдеятельности выступают в качестве составных частей, отрывков, между которымисвязь не проявляется.
Целостный объект формируется из объединения известныхфрагментов.Этоподтверждаетсяисследованиямивобластидетскогомузыкального развития, в которых содержится информация о приверженностидетей к исполнению попурри, когда новые песни составляют фрагменты ужеизвестных песен. Как правило, эти попурри являются случайными структурамибезцелостнойорганизации,чтоявляетсяестественнымследствиемфрагментарности восприятия [178, с. 38].Многие исследователи отмечают, что, несмотря на творческий характердеятельности, характерный для детей, им присущ значительный консерватизм, таккак весь процесс социализации ребенка происходит на основе копирования,имитирующего поведение взрослых. Лишь постепенно, в ходе развития психикиребенка, стремление к фрагментарности и ориентации на единый признак тогоили иного предмета уступает место приверженности к систематизации истремлению находить общие принципы, на которых основан тот или инойпроцесс. В музыкальном искусстве данный этап отмечается усилениемспособности классифицировать музыку как соответствующую жанру или стилю и40улучшением результатов в заданиях, требующих развитости восприятия и памятив рамках, которые соответствуют определенному жанровому контексту икультурной норме.В свою очередь, жанровый контекст невозможно понять и освоить безналичия определенныхмузыкально-исторических знаний,непосредственнопроецирующихся на характерные жанровые средства.Отметим, что «Музыкальная литература» является самым масштабным итрудоемким предметом с точки зрения объема учебного материала.