Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Однако, как уже было отмечено, помимо сохранения и закрепления вмузыке жанровых «архетипов», в ней происходит «жанровая диффузия, жанровый30синтез, жанровое расслоение» [161, с. 213]. Не случайно А. Сохор, сделавшийклассификацию музыкальных жанров на основе обстановки исполнения, именнотакие переходы одних и тех же жанров из класса в класс, назвал «миграциейжанра». По мнению В.Н. Холоповой, вопрос о синтезе жанров, жанровыхэлементов и признаков – столь же важен, как и вопрос о стабильности жанров.Данный вопрос демонстрирует не только то, как в целом происходитразвитие музыкальной культуры, но и, как в результате различных измененийдействительности, социальных условий происходит трансформация музыкальныхжанров и их семантики.Отметим, что нейропсихологический механизм восприятия различныхжанровых смыслов исследован подробно в современном музыкознании черезмузыкальную интонацию [161, с.
219]. Здесь следует акцентировать внимание наисследованиях В.В. Медушевского, который, специально изучая эту сферу,пришел к выводу о том, что коды восприятия – этослухомоторные имузыкально-пластические знаки, которые содержат в себе конкретные типыдвижения, соответствующие разным жанрам. По мнению исследователя, именно вэтом заключается особенный эффект семантики и сила музыкальных жанров,поскольку они развиваются в разнообразной практической деятельности человека,работая на «оси связи между музыкой и действительностью» [161, с. 219; 101,с.133]. «Жанры – это реальная связь музыки с жизнью» - писал Е.В. Назайкинский[96, с.
80]. Ученый считает, что каждый жанр является своеобразнойлабораторией, в которой отражаются и усваиваются жизненные ситуации имногообразные явления, логика мышления и речи, а также закономерностиэмоциональных и других процессов, которые оказываются вовлеченными в сферумузыкального искусства.Здесь следует отметить, что характерная черта жанрового контекста - этоотсутствие авторского слоя. Однако, при этом ему присущи ярко выраженныеценностные особенности, которые можно расположить на векторе «высокое,серьезное, значительное - малозначительное, развлекательное, прикладное», что, всвою очередь репрезентирует представляемую ими эпоху [101, с. 133].31Следует сказать и о том, что жанры являются так называемымимузыкальными мастерскими, которые создаются самой музыкальной культурой.В них отрабатывается все многообразие средств музыкального языка и приемовмузыкальной выразительности, формируется семантика музыкального языка.Обобщаявышесказанное,отметим,что,отдельныежанровыеразновидности, а также разнообразные жанровые группы выступают в качествеосновы музыкальной интонации, и функционируют как «лексемы» музыкальногоязыка, как конкретный музыкальный «словарь», применять который имеютвозможность и необходимость все композиторы.
Здесь следует также учесть, что«лексемы» в музыкальном искусстве в контексте музыкальных произведений вцелом подчиняются тем же закономерностям, что и слова естественного языка вконкретномречевомвысказывании.Ониимеютсвойствоокрашиватьсяконтекстом, переосмысливаться в нем, иногда приобретать и противоположныйсмысл, однако эта противоположность находится обычно в той же плоскости, чтои словарное значение музыкальной «лексемы».Таким образом, в содержание обучения музыке для эффективнойреализации жанрового подхода в условиях дополнительного образования нужновводить обширный пласт музыкальных произведений разных эпох (начиная спериода старинной музыки (Возрождение, Барокко) и завершая современностью),что будет помогать осмыслению и осознанному отношению учащихся кэволюционному развитию музыкально-жанровой «лексики», а также к развитиюмузыкального искусства в историческом плане.При этом, ознакомление с музыкальными жанрами необходимо выстраиватьнепосредственно в опоре на единую дидактическую модель, вбирающую в себяконкретные содержательные и атрибутивные жанровые признаки.
Это позволяетрассматривать произведение как в исторической ретроспективе, так и в жанровомконтексте изучаемого конкретного культурно - исторического периода, что делаетвозможным представить в единстве диахронические и синхронические аспектыразвитиямузыкальногоискусства[168,с.58],атакжеспособствуетформированию у учащихся целостных музыкально-жанровых представлений32[101, с. 133].Таким образом, введение в содержание обучения музыке на жанровойоснове обширного пласта разножанровых произведений и наличие в основеединой дидактической модели представляет большие возможности для созданиянаиболее благоприятных условий в процессе реализации жанрового подхода.Кроме того, реализация жанрового подхода к обучению музыке в условияхдополнительного образования должна происходить как в теоретическом плане,так и практически.
Здесь важно, чтобы в данном процессе осуществлялосьвыявление жанровых особенностей (идентификация жанровых признаков) в ихиерархии слух, а также происходило их воспроизведение в разных видахмузыкальной деятельности, которая, по определению исследователя Е.Р. Сизовой,основываетсянакоммуникативномпроцессепознания,предполагающемвосприятие музыкальной информации с последующей реализацией в учебно музыкальной деятельности [131, с. 29].
Из этого следует, что музыкальнаядеятельность организуется в детерминированной преемственности «восприятие» «изучение» - «исполнение» («сочинение»). Е.Р. Сизова считает, что музыкальнуюдеятельность по целям и функциям необходимо отнести к учебной деятельности,поскольку в этой деятельности происходит развитие учащихся (цели), сполучением определенных знаний, то есть осуществляется учебное познание(направленность); кроме того, в этом процессе присутствует дидактическое звено– «изучение» (функции). В свою очередь, по содержанию музыкальнуюдеятельность необходимо отнести к художественно-творческой, поскольку даннаядеятельность дает возможность решать поставленные педагогические задачи спомощью музыкального искусства.Из вышесказанного следует, что восприятие как деятельность можнорассматривать в качестве необходимого условия, позволяющего эффективнореализовать жанровый подход в любых видахмузыкальной деятельностиучащихся [101, с.
134].В исполнительской учебно-музыкальной деятельности этап восприятияспособствуетобеспечениюхудожественнополноценнойиграмотной33интерпретации музыкальных произведений различных жанров, являясь средствомоценкиадекватностиизбранныхмузыкальныхитехническихприемов,отвечающих требованиям исполняемого жанра. Ведь, как известно, музыкальныепроизведения доходят до слушателя не непосредственно, а через посредника –исполнителя музыки, являющегося в известной мере сотворцом композитора испособствующего глубокой и выразительной передаче замысла автора. Поэтомузначение исполнительской деятельности чрезвычайно велико.Вместе с тем, обучение исполнительским умениям и навыкам происходитчасто с акцентированием на технической стороне разучиваемого произведения,оставляя в стороне вопросы осмысленного подхода к репертуару, без знанияспецифики исполняемого музыкального жанра, музыкального содержания вцелом.
Говоря о восприятии жанрового содержания, реализованного осознанно иактивно процессе именно слушательской деятельности, то здесь следуетподчеркнуть, что оно нацеливает на глубокое проникновение слушателя взамысел автора, коррелируя с системой ценностей, сформированной у самогосебя. Как отмечает А.Л. Готсдинер, процесс восприятия у разных слушателейпротекает на разном уровне - от начального (ориентировочно-исследовательскаядеятельность) до высших ступеней эстетического наслаждения и уменийфилософского обобщения. При этом, относительно музыки различной сложностиможет наблюдаться разный качественный уровень восприятия у одного и того жечеловека.Следует сказать о том, что жанровая характеристика представляет одно изцентральныхумений,свидетельствующихополноценнойреализациианалитической деятельности. Отметим и то, что метод жанрового анализа,внедренный в музыкознание В.А.
Цуккерманом, закономерно представляетобщераспространенный метод, отражающий развитие логического осознаниямузыкального искусства и происходящий от понимания жанрового содержания(т.е.особенностейсодержанияизучаемыхжанров,характеризующихсяхудожественным, эстетическим и жизненным смыслом, отражающим «вобобщенном виде опыт всех значительных форм и образцов реализации жанра в34конкретных актах музицирования» [96, с. 102]) через дифференциацию,понимание и осознание отдельных атрибутивных признаков жанра (усвоениесознанием, «присвоение» информации, индивидуализация) до происходящегожанрового обобщения на уровне соответствия [101, с.
134].Е.В. Назайкинский подчеркивает, что жанровая ситуация с характернымидля нее атрибутами является составным компонентом жанрового содержания, и,вместе с тем, представляется одной из составных частей памяти жанра,способствуя сохранению типичных черт музыкального жанра [96, с. 105].Восприятие музыки, как содержательная основа для реализации жанровогоподхода к обучению музыке в условиях дополнительного образования, следуетразвивать, основываясь на увеличении многообразных музыкальных знаний ианалитическихнавыков,усвоениекоторыхпроисходитнадисциплинах«Сольфеджио» и «Музыкальная литература». В этом процессе возникаетпроблема, связанная с недостаточной координацией между содержаниеммузыкального искусства и используемым формально-технологическим подходомк обучению. Необходимая в условиях профессиональной подготовки музыкантовнаправленность на саму музыкальную ткань, а не на передаваемые музыкойэмоции и идеи, может создать опасность одностороннего технологическогоподхода к музыкальной деятельности учащихся в образовательном процессе [101,с.134].Важно то, что в данной ситуации не стоит вопрос о подмене содержанияпредметов музыкально-теоретического и музыкально-исторического циклов вДМШ и ДШИ.