Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
211]. Приэтом, наибольшую проработку возможностей жанра можно наблюдать именно впедагогике общего музыкального образования, где сущность жанрового подходасвязывается с изучением учебного материала с жанровых позиций, с выявлением20вкаждомновоммузыкальномпроизведениинаиболееяркихчерт,репрезентирующих данный жанр.В отечественном музыкознании теоретическое понимание категории жанраразвивалось на базе исследования профессиональной академической и народноймузыки. В связи с этим возникли разнообразные концепции типологиимузыкальных жанров, в которых за основу взято их жизненное предназначение иусловия бытования (Т.В.
Попова, А.Н. Сохор), связь музыки со смежными видамиискусства (О.В. Соколов), тип содержания (В.А. Цуккерман), исполнительскиесредства (Т.В. Попова), и др.Серьезное теоретическое достижение, имеющее значение и для смежныхвидов искусств, представляет концепция А.Н.
Сохора, изложенная в его книге«Эстетическая природа жанра в музыке» [138]. В качестве центрального,определяющего признака жанра А.Н. Сохор выделил не содержательный элемент,а обстановку исполнения, и на основе этого социального условия дал жанруследующее определение: «Жанр в музыке – это вид музыкальных произведений,определяемый прежде всего той обстановкой, требованиям которой объективносоответствует произведение» [137, с. 246]. Сохору же принадлежит понятие«жанровое содержание», возникающее как следствие социального назначениямузыки [137, с.
250].А.Н. Сохор, осуществивший классификацию музыкальных жанров на основеобстановки исполнения, отметил переходы одних и тех же жанров из однойгруппы в другую, назвав это «миграцией жанра». Иными словами, помимосохранения и закрепления в музыке жанровых «архетипов», в ней происходитжанровый синтез и жанровое расслоение (как например, в Мессе си минор И.С.Баха, ознаменовавшей собой историческое рождение нового музыкального жанранебогослужебной, концертной литургии). Исследователю же принадлежитпонятие «жанровый стиль» [137, с.
250].Развивая мысль А.Н. Сохора о «миграции жанров», В.Н. Холопова делаетважный вывод о происходящем во многих произведениях внутреннем расслоениина «жанр отражающий и жанр отражаемый» [161, с. 215], в которых специально21обыгрывается семантика жанров в качестве лексических «слов» музыкальногоязыка. Для педагогики музыкального образования, разрабатывающей проблемуосвоения жанровой природы музыки, это особенно важно, так как предлагаетодинизпедагогическихпутейформированиямузыкальных«лексем»,«прочтения» их семантического значения.Важныммузыкально-семантическимпонятиемвотечественноммузыкознании стало «обобщение через жанр».
Данное понятие было введено всвязи с проблемой музыкального реализма А. А. Альшвангом: «…выразительноеприменение жанра, обладающего свойством выражать в «опосредованном» видеэмоции, мысли и объективную правду, я называю обобщением через жанр» [7, с.100-101].Таким образом, отечественные музыковеды (Е.В.
Назайкинский, В.В.Медушевский, М.Г. Арановский и др.) подчеркивают, что, в классическомпериоде европейского музыкального мышления выбор жанра не случаен. Жанрявляется «главным экстрамузыкальным стимулом» [105, с. 75], лидером вформированиимузыкальнойсемантики[161],воплощающимсяиконкретизирующимся впоследствии через структуру музыкального произведения.Что касается структуры произведения, то она вбирает в себя в наиболее общемвиде план содержания и является своеобразной моделью будущего сочинения.Содержание может трансформировать и преобразовывать структуру, придаватьотношениям, заложенным в ней, яркую индивидуальность. Поэтому жанр часторассматривается в единстве с формой, являющейся своеобразной моделью,типизированной структурой запрограммированного в музыкальном произведениисодержания, которая обладает определенным семантическим потенциалом.Согласно схеме, предложенной В.Н.
Холоповой, содержание музыки в целомпредставляетметасмысл;содержаниемузыкальногожанраявляетсятипизированным смыслом; содержание единичного музыкального произведенияисследователь рассматривает как уникальный смысл.Поэтому,композитор,руководствуяськонкретнойкоммуникативнойситуацией, типичной для выбранного им жанра, с одной стороны, стремится22адаптировать к ней содержание и форму создаваемого произведения, в звуковомтексте которого присутствует жанровый контекст. С другой стороны, учитывая,что жанровый контекст является средой, в которой формируется особыйкоммуникационный фон, допускающий возможность оттенять полученныемузыкальные впечатления и, при этом, воспринимаемый слушателями каквнемузыкальный, он имеет свойство влиять на музыкальное восприятие, [105,с.75].Следует также отметить, что коммуникативная ситуация является не толькообъектом запоминания.
Важно то, что она сама включена в механизм жанровойпамяти, при этом, во многих жанрах типичный облик сохраняется благодаряопоре на специфические и повторяющиеся жизненные обстоятельства.Здесь необходимо сказать и о том, что жанровая ситуация со всеми ееатрибутами, с одной стороны, представляется, как составная часть жанровогосодержания, с другой же – выступает сама в качестве одного из компонентовпамяти жанра, максимально содействуя тому, чтобы сохранялись простые иестественные черты музыкального жанра. Отметим также, что в компонентахэтого внемузыкального фона, или контекста, содержатся жанровые смыслы, безсохранения которых в памяти невозможна устойчивая традиция.Следует обратить внимание и на тезис, существующий в фундаментальныхисследованияхотечественныхмузыковедов(Е.В.Назайкинский,В.В.Медушевский, М.Г.
Арановский, В.А. Цукерман, А. Н. Сохор и др.) - это тезис обиерархичности жанрового контекста. На одной его стороне располагаютсяжанровые начала, которые имеют максимальную обобщенность – такие, какпесенность, моторность, декламационность. Другая сторона данного тезисавключает данные о конкретных музыкальных жанрах со свойственной имвыразительностью [14, с. 203].Что касается педагогической проекции данного тезиса применительно кпрактикедополнительногопредположительномузыкальногоустановитьочередностьобразования,этаповтопроцессамыможемреализации23жанрового подхода, в первую очередь, в плане организации восприятия музыки ипредставления содержания этого процесса.Отметим здесь, что жанровый контекст «репрезентирует сферу социальнозначимого содержания» [104, с.
92; 105, с.75]; кроме того, он опирается на жанры,отличающиеся своими коммуникативными свойствами, и, соответственно,спецификой своего строения [104, с.92; 105, с.75]. Следует также отметить, что вразном контексте музыкальные произведения различных жанров подчинены вцелом тем же закономерностям, что и слова естественного языка в конкретномречевом высказывании, т.е. переосмысливаются в нем, окрашиваются им,приобретая различный смысл.Обратим также внимание, прежде всего, на компактность, сомкнутостьконструкции, включающей минимум каких-либо признаков, необходимых дляопределения,ипредставляющихсодержаниеи«коммуникативнуюнаправленность целостных жанров» [104, с.92; 105, с. 75].Российский музыковед Л.П. Казанцева считает, что жанр образует и сферумузыкального содержания, поскольку представляет типологизированную сферумузыкально - художественного творчества, формирующуюся с помощью общихзаконов бытования и существования.
Это представляет возможность использоватьжанр и в композиторской деятельности, и в качестве носителя огромнойсмысловойнагрузки,находящейсявмузыкальныхпроизведенияхнаассоциативном уровне вследствие «обобщения через жанр» (А.А. Альшванг) [101,с. 133; 60, с. 94].Интонационно-жанровые характеристики рассматриваются и анализируютсяне только как специфические приметы, знаки, несущие некий смысл, но и какинвариант, позволяющий образовывать варианты, а именно, произведения,которые следуют определенному установленному примеру, образцу [101, с. 133;60, с.
94].Таким образом, категория жанра является одной из важнейших категорий врешении проблем освоения музыкального искусства.Необходимо подчеркнуть, что теория жанра в отечественном музыкознании24многократно дополнялась, что объясняется, согласно М. Г. Арановскому, тремяпричинами. Первой причиной является многогранность жанра; второй - открытиев жанре каких-либо новых, ранее не исследованных сторон; третья причина – эторазвитие науки [17, с.
7].Понятие «жанр» в различных исследованиях имеет множество определений.Обращаясь к определениям рассматриваемого понятия у различных авторов,отметим, что ряд исследователей (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, А.Н.Должанский и др.) называют жанр видом, либо разновидностью музыкальныхпроизведений, связанным с определенным жизненным назначением и имеющимсвои характерные особенности. Не случайно В. А.
Цуккерман выделил«типизированное содержание» в качестве основного признака жанра [164, с.6061].Е. В. Назайкинский в книге «О психологии музыкального восприятия»говорит о том, что «жанры — это исторически сложившиеся классы, типы, родыи разновидности произведений, объединяемые по ряду критериев, основными изкоторых являются характер содержания, условия и средства исполнения иконкретное жизненное, социальное предназначение» [91, с. 273].Исследователь акцентирует внимание на применении термина «жанр» нетолько в лингвистике, но также и в психологии речи, особо отмечая, что тамданный термин употребляется гораздо реже, чем в музыкознании и уступаетместо таким понятиям, как «формы речевого общения», «стиль речи»,«коммуникативные типы».