Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 3

PDF-файл Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 3 Педагогика (56112): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования) - PDF, страница 3 (56112) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Содержательное наполнениеэмоционально-образного,рационально-логического,ценностного,коммуникативного и творческого компонентов восприятия музыки обусловленопотенциалом видов музыкальной деятельности учащихся, а также возможностямижанрового подхода, отражающего логику процесса восприятия и осознаниямузыки: от образного строя произведения через дифференциацию отдельныхатрибутивных признаков жанра к обобщению на уровне жанрового соответствия.Компонентный состав восприятия музыки учащимися определил выбор критериев(с учетом их жанровой направленности), которые позволяют проследитьдинамику содержательных изменений данных компонентов на разных уровнях ихразвития (уровень «реального» восприятия - низкий, уровень «квазиадекватного»восприятия - средний и уровень «адекватного» восприятия - высокий).3.Реализация жанрового подхода к обучению музыке в условияхдополнительного образования происходит на основе внедрения теоретическоймодели, логика построения которой обусловлена стадиальностью как ведущимкачествомвосприятиямузыки,определяющимпоследовательностьегоразвертывания во времени в виде трех педагогически целесообразных этапов(перцептивно-обучающего,эстетически-моделирующегоидеятельностно-эвристического), чьи содержательные доминанты исходят из возможностейреализации жанровой направленности музыкально-теоретических и музыкальноисполнительскихдисциплинприменительнокразвитиюопределенныхкомпонентов восприятия музыки учащимися.4.Комлекс методов обучения музыке, обеспечивающий эффективностьвнедрения модели процесса реализации жанрового подхода в практику15дополнительного образования, основывается на диалектическом сочетанииспециальных и общепедагогических методов, связанных между собой по типуварианта и инварианта и используемых с учетом их специфики на конкретныхэтапах моделируемого процесса, а также на комплексном освоении категориижанранавсехдисциплинахмузыкально-теоретическойимузыкально-исполнительской подготовки.

На перцептивно-обучающем этапе наиболееэффективнытакиеметоды,какинформационно-рецептивныйметод,репродуктивный метод, наглядные методы, метод создания художественногоконтекста, метод эмоциональной драматургии, метод контрастного сопоставленияпроизведений, метод цветовых уподоблений, метод сравнения. На эстетическимоделирующемэтапенаиболееэффективнытакиеметоды,какметодкомплексного анализа на интегральной когнитивной основе, метод жанровойатрибуции, метод жанрового анализа, метод проблемного изложения, частичнопоисковый метод, словесные методы, метод художественного нравственноэстетического познания музыки. На деятельностно-эвристическом этапе наиболееэффективны такие методы, как метод практически-творческого моделирования,методжанровойинтерпретации,методжанровогомоделирования,исследовательский метод.Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трехглав, заключения, списка литературы (180 наименований), 21 приложения.16Глава 1.Теоретико – методические ориентиры реализации жанрового подхода кобучению музыке в условиях дополнительного образования1.1.Жанровый подход к обучению музыке как методологияпедагогики дополнительного образованияЗначительные преобразования, происходящие в современном российскомобразовании, отражают социокультурную ситуацию в стране.

Их спецификахарактеризуется переходом от технократической к гуманитарной образовательнойпарадигме, становление которой обусловливает необходимость смены ориентировобразования и воспитания, а также предполагает разрешение ряда противоречиймежду развивающейся культурой и традиционным способом образованиячеловека, поскольку традиционная образовательная система основывается напередаче готового знания, отчуждённого от динамики развития культуры, отжизни личности и социума.В общеобразовательных школах реализация новой парадигмы образования вцелом проявляется отчётливо и явно, предполагая развитие творческогомышления, формирование не ограниченного естественно-научной картиной мирамировоззрения.

Иными словами, в условиях общеобразовательных школрешаютсяпроблемымировоззренческого,общекультурного,духовного,интеллектуального и личностно-творческого развития учащихся.Говоря о профессиональном художественном, и, в частности, музыкальномобразовании, следует отметить, что здесь складывается иная ситуация.Нормативно-правовая база, а также юридический статус учреждений культуры иискусств различны: если детские школы искусств и детские музыкальные школыпринадлежат к системе дополнительного образования, то средние специальные ивысшие учебные заведения - к системе среднего и высшего профессиональногообразования.

Это создает многочисленные проблемы не только на уровнекоординациисодержанияпрофессиональногомузыкальногообразования,обеспечения его преемственности, но самое главное – на уровне его целевыхориентиров.17Последнее особенно очевидно при обращении к проблемам обучения музыкев условиях дополнительного образования, являющегося, в силу своей специфики,неотъемлемой частью как системы общего, так и системы профессиональногомузыкального образования. Однако, если в системе общего образованияважнейшая цель педагога-музыканта заключается в том, чтобы научить детейчувствовать, что значит «быть творцом», музыкантом, то главной цельюпреподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ являетсясоздание у учащихся мотивации на профессионализацию обучения.

Вместе с тем,Л.А. Баренбойм говорил о том, что совершенно не имеет значения, какойпрофессиональный путь выберет себе ребенок. Первостепенная задача педагогазаключается в том, чтобы воспитывать в детях творческое начало и творческоемышление, поскольку в современном мире всеобщей индустриализации вчеловеке просыпается желание творить и этому необходимо способствовать ипомогать [25].

Тем не менее, тенденция к развитию профессионализациипредопределяет ориентацию образовательного процесса в ДМШ и ДШИ напревалирование развития исполнительского мастерства. Это является причинойпостепенного «отчуждения» учащихся детских музыкальных школ и школискусств от музыкального искусства, что актуализирует проблему создания иразвития инновационных идей, способствующих определению целей, задач,содержания, принципов и методов обучения музыке в условиях дополнительногообразования.В этом аспекте показательным является высказывание Д. Б. Кабалевского отом, что критерий оценки работы ДМШ должен состоять не в процентевыпускников, продолживших обучение в ССУЗах (музыкальных училищах), а впроценте учащихся, которые не прекратили обучение в школе, а значит, неоставили и саму музыку [56].

Развивая эту мысль, В.Г. Ражников говорит о том,что в учреждениях искусств и культуры учебный вектор необходимо направлятьне столько на проработку информационно — знаковых аспектов произведений,сколько на формирование особого отношения к произведениям искусства,окружающей действительности, окружающим людям и самому себе [119].18Вместе с тем, проблемы, касающиеся тех или иных сторон образовательногопроцесса в ДМШ и ДШИ, затрагиваются, в основном, в тех современныхисследованиях, где ставится вопрос об освоении учащимися разнообразных видовдеятельности, с одной стороны, и, о развитии специальных музыкальныхспособностей – с другой. Отсутствие обширной научно-теоретической базы вразработке современных содержательных основ обучения музыке в условияхдополнительного образования определяет необходимость обращения к научнымработам в сфере педагогики общего музыкального образования, где насегодняшний день уже есть работы, позволяющие обосновать методологические идидактические основы подготовки музыкантов в учреждениях дополнительногообразования.Так, в педагогике общего музыкального образования существует рядисследований,посвящённыхпроблемамсовершенствованиясистемыхудожественного, и, в частности, музыкального образования и воспитания вРоссии на современном этапе, среди которых необходимо отметить работы Л.Г.Арчажниковой, О.

П. Радыновой, Л. В. Школяр, Е. В. Николаевой, В.И.Горлинского, Б.М. Целковникова, Л.А. Рапацкой, Э.Б. Абдуллина, В.Г. Ражниковаи др. В данных работах предлагаются и обосновываются новые подходы кмузыкально-образовательному процессу, даются методические рекомендации,необходимые педагогам-музыкантам, работающим в музыкальных учебныхзаведениях различных типов.Многие ученые называют важнейшим качеством личности музыкантамузыкальную культуру, рассматривая ее как комплексное, многогранное,целостное и универсальное явление, на формирование и развитие которогоориентированвесьпроцессмузыкальногообразования.Основнымикомпонентами названного явления исследователи считают эмоциональнуюотзывчивость на музыку, знания о музыке (знания о музыкальном искусстве, омузыкальных жанрах, стилях, формах, о средствах музыкальной выразительностии т.д.), ценностное отношение к музыкальным произведениям, а также владениеразными видами музыкальной деятельности, сформированность и развитость19художественного вкуса, интересов, и, конечно, опыт музыкального восприятия.Следуетотметить,чтокаждыйизвышеперечисленныхкомпонентовформируется, исходя из используемого в процессе занятий музыкальногоматериала.

Для этого необходимо понимать и осознавать, прежде всего,содержание разных музыкальных жанров, которые содержат в себе, по словамВ.Н. Холоповой, «типизированный смысл» [161, с. 211].В работах современных психологов (Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин) доказанапервостепенность и приоритетность именно жанрового механизма в процессераспознавания музыкальных смыслов. В нейропсихологических исследованиях иэкспериментах этих ученых было продемонстрировано, что восприятие человекабазируется именно на классификации жанрового порядка, поскольку в музыкежанрисмыслоказываютсясовершеннонеразрывными.Исследователиакцентируют внимание на том, что трудно преодолимое стремление кклассификации в ходе восприятия информации, являющейся характернойособенностью процесса распознавания различных мелодий, присуще человеку вклинической ситуации, чтобы не утратить самой способности к восприятию.Литературоведы называют подобный феномен «жанровым ожиданием».Вышеизложенное дает основания говорить о том, что в процессе восприятиямузыкальных произведений разных жанров у человека возникает определеннаяустановка, так называемый экстрамузыкальный стимул, благодаря которомувоображение слушателя «выводится» за физические границы воспринимаемыхпроизведений разных жанров.Следуетотметить,чтовобластипрофессионального,музыкально-педагогического и общего музыкального образования находит обширноеобоснование понимание необходимости исследования жанра, как «оси связимузыкального искусства с самой реальной действительностью» [161, с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее