Диссертация (История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)". PDF-файл из архива "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
P. 46.75См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. С. 584.76Там же.77См.: Михельсон А.Д. 30 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык. М.: Собственноеиздание автора, 1866. 771 с.30отделения Императорской академии наук 78 . Исходя из текста словарнойстатьи,«легитимный»означал«связанныйсзаконом,законный;«легитимность» – «свойство легитимного; законность»; «легитимация» –«подтверждение или признание за кем-либо какого-нибудь права, а«легитимировать» – «признавать законным; узаконять»79.Ту же самую интерпретацию можно встретить в Толковом словареС.И.
ОжеговаиН.Ю. Шведовой,гдеслово«легитимный»означает«признаваемый законом, соответствующий закону»80.Однако в современной отечественной политической мысли понятие«легитимность» имеет более широкое толкование, а законность соотносят спонятием легальности.Легальность – от латинского слова «legalis» – (1) «правовой,юридический»,(2)«соответствующийбожескомузакону,тоестьблагочестивый»81.
Согласно Толковому словарю В. Даля, легальный означаетзаконный, а легальность – законность 82 . В соответствии с определением,данным в Словаре современного русского литературного языка, легальность– это «свойство легального, узаконенность чего-либо»83. С.И.
Ожегов такжеопределяет понятие «легальный», как «признанный, допустимый законом»84.Большая советская энциклопедия описывает легальность как «законность,соответствие действующим законам, законно оформленное положение коголибо, чего-либо» 85 . Интересно, что слова «легитимность» в энциклопедиинет, а есть слово «легитимация», которое означает «доказательство илиудостоверение о том, что данное лицо вправе совершать какое-либо действие78См.: Словарь русского языка, составленный Вторым отделением императорской Академии наук. Т. 5., вып.1 (Л-Лёгкий).
СПб.: типография Императорской Академии наук, 1915. 320 с.79См.: Словарь современного русского литературного языка / Под. ред. Д.И. Коротаевой иЛ.В. Омельяновича-Павленко. Т. 6 (Л-М). М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 104. [1461]80См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологическихвыражений: 4-е изд. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. С.
321.81См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь … С. 584.82См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., М.: Издание книгопродавцатипографа М.О. Вольфа, 1881. С. 247.83См.: Словарь современного русского литературного языка ... С. 100.84См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологическихвыражений … С. 321.85См.: Большая советская энциклопедия / Глав. ред.
Б.А. Введенский. Т. 24. Изд. 2. М.: Большая советскаяэнциклопедия, 1953. С. 405.31в буржуазном праве». Как пишут авторы, «в советском законодательстветермин “легитимация” не встречается»86.ВсовременномучебникепополитологииподредакциейА.Ю. Мельвиля и др. легальность определяется как «санкция со сторонывласти на придание законной силы какому-то политическому институту,документу и пр., а также формальное соответствие правовым нормамрешений и актов органов государственной власти»87.Легитимность же имеет, по мнению авторов учебника, более широкиеформы, которые, как вытекает из приводимого ими определения, могут каксоответствовать, так и не соответствовать законности.
Легитимность – это«соответствие политической власти основным ценностям большинстваобщества и его устремлениям»88.Легитимация,помнениюавторовучебника–«обретениедействующей политической властью легитимности»89.То, что легитимность и легальность (т.е. законность) не являютсясинонимами, заявляет А.И. Соловьев. Он считает, что власть не всегдаопирается на законы и право, но всегда поддерживается или большей, илихотя бы меньшей частью населения. «Легитимность, характеризующая опоруи поддержку власти реальными субъектами политики, отличается отлегальности,свидетельствующейоюридическом,законодательнообоснованном типе правления, т.е.
о признании его правомочности всемнаселением в целом»90.В.П. Пугачев пишет, что легитимность означает «положительнуюоценку, принятие населением власти, признание ее правомерности, правауправлять и согласия ей подчиняться»91.86Там же. С. 410.См.: Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. М.: Московский государственный институтмеждународных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 569.88Там же.89Там же.90См.: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентоввузов. М.: Аспект Пресс, 2014.
С. 75.91См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. М.: АспектПресс, 2005. С. 108.8732В таком же духе дает свое определение Р.Т. Мухаев, заявляя, чтолегитимность – это «признание обществом законности существующихинститутов власти и правомерности принимаемых ими решений»92.Как видно из приведенных определений, понятие легитимности вотечественной историографии имеет несколько расплывчатые значения.Более того, некоторые авторы отмечают разночтения в научном сообществепо поводу данного понятия, заявляя, что «в настоящее время в научныхкругах отсутствует единое понимание легитимности и легитимациигосударственной власти» 93 , и что в современной российской и зарубежнойлитературе наблюдается «существенный разброс мнений в рамках единогоосновного подхода к пониманию легитимности 94».В иранской историографической традиции понятие легитимностиделится на религиозную и политическую. Последняя означает «рациональноеобоснование осуществления власти правителя» 95 .
Как считает МохаммадРезаМаранди:«“Легитимность”–этополитологическоепонятие,происходящее от взаимодействия убеждений и ценностей между гражданамииправителями.Этовзаимодействиеупрощаетподчинение,лишаетправительство необходимости использовать угрозу и силу с цельюобеспечения повиновения или сокращает их использование до минимальногоуровня»96.Религиозная легитимность предполагает допустимость деятельностиответственных лиц с опорой на принципы исламского права (шариата) 97.С русского на персидский язык слово «легитимность» переводитсякак92«машруийат»,котороеявляетсяпроизводнымотслов«шар`»См.: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М.:Издательство «ПРИОР», 2000.
С. 395.93См.: Грищенко Г.А. Механизм легитимации государственной власти в современной России (теоретикоправовой аспект): автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2012. С. 20.94См.: Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности … С. 16.95См.: Ардешир-Лариджани М.Д. Правление, вопросы о легитимности и эффективности (хокумат, мобахесидар машруийат-о карамади). Тегеран: Соруш, 1994 (1373). С. 9.96См.: Маранди М.Р. Основы политического режима в исламе (мабани-йе машруийат-е незам-е сийаси дарислам).
Тегеран: Атта, 1997 (1376). С. 32.97См.: Алявиан М. Духовенство и политическая социализация (руханийат ва джамепазири-йе сийаси). Кум:Издательство Учебно-исследовательского института Имама Хомейни, 2014 (1393). С. 27.33(религиозный закон, шариат), а также «машру`» и «машру`е». Машру`означает нечто, соответствующее шар`у, или нечто, им обладающее.Машру`е –, например, хокумат-е машру`е (перс. – религиозное правление) –это правительство или правление, которое обладает шар`ом98. Как указываетперсоязычное мультимедийное приложение «Важеяб», в котором собранысловарные статьи из разных источников, «то, что понимается под legitimacy[англ. – легитимность] в западной политологии, в большей степенисоответствует таким вариантам, как магбулийат [перс.
–признаваемость],хаганийат [перс. – правомочность], ганунийат [перс. –законность], чеммашруийат и шариайат, и это притом, что слово легитимность (машруийат)у[шиитских]богослововприменяетсяисключительновзначении,соответствующем шар`у и ахкамам [закону и религиозным указам]»99.Данную точку зрения поддерживает другой иранский исследовательАббас Али Амид Зенджани, выводящий легитимность власти из такихпонятий,какабсолютноеавторитетправлениеВсевышнегонадчеловекомБога,«которомуи миром»,принадлежити правомерность(хаганийат). По его мнению, «легитимность с точки зрения исламскойрелигии и культуры связана с шар`ом и шариатом и относится к делам,которые установил закон [шар`], и отсюда имеет священную [кодси] ибожественную [эллахи] основу» 100.Иранский политолог Али Акбар Алихани выводит несколько типовобоснования религиозной легитимности: 1) Правление божественного шаха(перс.
– хокумат-е шах-е ходаи), которое можно было наблюдать в ДревнемЕгипте. При таком типе правления египетский фараон считался одним избогов. 2) Божественное происхождение падишаха (перс. – манаша-йе ходаийе падишах), предполагавшее, что шах являлся сыном Бога.
Этот концептимел авторитет при условии принятия и веры в него народа. В исламе98См.: Машруийат // Мультимедийное приложение «Важеяб» [Электронный ресурс] URL:https://www.vajehyab.com/?q=%D9%85%D8%B4%D8%B1%D9%88%D8%B9%DB%8C%D8%AA(датаобращения: 06.07.2017).99Там же.100См.: Зенджани А.А.
Политический фикх (фекх-е сийаси). Тегеран: Амир Кябир, 1989 (1368). Т. 1. С. 58.34правление от лица Бога было поручено пророку Мухаммаду и имамам, азатем, в отсутствие непорочного имама, основу легитимности политическогорежима составил принцип «велайат-е факих» (правление шиитскогоправоведа). Это, по мнению Алихани, является составной частью данноготипа легитимности. 3) Легитимность на основе божественного вдохновения(перс. – эльхам), которое также было свойственно пророку Мухаммаду инепорочным имамам101. Автор данной классификации считает, что влегитимности второго типа (божественное происхождение падишаха)присутствуеттеснаясвязьмеждународомиправительством.Этопредполагает возможность использования разных политических теорий дляее описания, в том числе «классификации Макса Вебера и Дэвида Истона(идеологическая, структурная и личная легитимность [машруийат]) а такжеее материальную и экономическую формы»102.Как считает Мортеза Алявиан, источник легитимности (машруийат)власти с точки зрения ислама имеет много аспектов, одним из которыхявляется его тесная связь с особенностями исламского правления, или с тем,как назначается исламский правитель, что, в первую очередь, должносоответствовать божественному указанию 103.По мнению Али Акбара Шоаринежада, легитимность (машруийат)власти соответствует ее способности понимать и воплощать в своихдействиях особенности культуры общества, которая для иранского социума взначительной степени воплощается в шиитском исламе.
В этом отношениикрайне важна политическая социализация населения, поскольку онапредставляет собой «процесс, при помощи которого человек учится путям,мыслям, убеждениям, ценностям, паттернам и нормам особой культуры101См.: Алихани А.А. Современные политические идеи (андише-йе сийасий-е моасер). Тегеран: Алсет, 1991(1370).
С. 25.102Там же.103См.: Алявиан М. Духовенство и политическая социализация … С. 84.35своего общества и проявляет их как часть своей личности» и тем самымформирует власть, отвечающую именно его интересам 104.Как можно увидеть, слово «машруийат» прочно вошло в иранскийнаучный обиход и сейчас обозначает любой способ легитимности, включаязападные теории.