Диссертация (История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)". PDF-файл из архива "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
85–104.; ас-Саде М. Последние шесть месяцев: календарь событий за шесть месяцев допоявления (шеш мах-е пайани: таквим-е хавадес-е шешмахе-йе пиш аз зохур). Тегеран: Моуд-е аср, (2016)1395. 280 с.; ас-Садр М.Б. Имам Махди аль-Мунтазар и его миссия // Имам Махди – спаситель человечества.М.: ООО «Садра», 2016. С. 85–232.; Тустари М.Т. Решения и мудрость Али ибн Аби Талиба. М.: Исток,2010. 264 с.13Первый из них строился на предположении, что причина революционнойситуации в Иране заключалась в ее социальной форме, то есть в стремлениииранского народа избавиться от авторитарного принципа организации властивстране,установилсяпредставленногов1960-хмонархиейгодах.династииПоэтойПехлеви,причинекоторыйслучиласьантиимпериалистическая и антимонархическая революция.
По мнениюисследователей,передреволюциейвИранегосподствовалкапиталистический уклад, а на развитие страны в последующий периодналожились разногласия между деятельностью новой правящей религиознойэлиты и теми призывами, под которыми был смещен монархический режим.В соответствии с этим, подлинную выгоду от победы революции приобрелилишь представители религиозной элиты разных рангов, а жизнь простогонаселения не улучшилась.
Представителями данного подхода являлись такиеученые, как С.Л. Агаев, С.М. Алиев, А.З. Арабаджян, Н.А. Кузнецова,А.М. Мустафабейли, У.З. Шарипов, А.П. Шестаков 37 и др. Такая же точказрения на предпосылки, ход революционных событий и последующуюисторию Ирана представлена в изданной в 1989 г. коллективной монографии«Иранская революция 1978–1979 гг. Причины и уроки»38.Сторонникивторогоподхода,такиекакЗ.А. Арабаджян39,А.Б. Резников 40 и Л.Е.
Скляров 41 , И.В. Добровицкий 42 предполагали, чтособытия371978–1979 гг.вИранеимелиболееидеологическую,чемСм.: Агаев С.Л. Иран: рождение республики. М.: Политиздат, 1984. 336 с.; Алиев С.М. История Ирана: ХХвек. М.: Институт востоковедения РАН, КРАФТ+, 2004. 644 с.; Арабаджян А.З. Экономические, социальныеи политические предпосылки революции 1978-1979 гг.
в Иране // Институт Востоковедения. Специальныйбюллетень. № 5 (212) М.: Наука, 1980. С. 5–13; Кузнецова Н.А. Основные этапы Иранской революции 19781979 гг. // Там же. С. 25–41; Мустафабейли А.М. Рабочее движение в период антимонархической,антиимпериалистической революции в Иране // Там же. С. 57–61; Шарипов У.З. Основныевнутриполитические мероприятия руководства Исламской Республики Иран в 1979 – начале 1980 г. // Тамже. С. 42–45; Шестаков А.П. Вооруженные силы в иранском обществе после революции 1978–1979 гг. //Там же. С.
117–123.38См.: Иранская революция 1978-1979 гг.: причины и уроки. М.: Наука, 1989. 557 с.39См.: Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. М.: Политиздат, 1983. 160 с.40См.: Арабаджян З.А. Иран. Власть, реформы, революции: XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 125 с.41См.: Скляров Л.Е. Иран 60–80 годов: традиционализм против современности: Революция иконтрреволюция. М.: Наука, 1993. 252 с.42См.: Добровицкий И.В. Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретическиеосновы и практика политического процесса: на материалах Ирана: дис.
… канд. полит. наук. М., 2006. 265 с.14социальную основу и не могут называться «революцией», представляя собойреакционный переворот последователей аятоллы Рухоллы Хомейни.Среди других русскоязычных исследователей необходимо выделитьмонографии В.И.
Юртаева «Иран: студенты в исламской революции» 43 , вкоторой автор анализирует основные направления «политизированногоислама» 1970-х годов в Иране, воплотившиеся в основные идеологическиетечения революционных событий 1978–1979 гг., и В.Н. Пластуна «Эволюциядеятельности экстремистских организаций в странах Востока»44, гдедостаточно полно описывается идеология постреволюционной власти вИране. Также необходимо отметить книгу И.Р. Гибадуллина «МуртазаМутаххари и Исламская революция в Иране» 45 , в которой автор черезописаниеполитическогопортретаданногоиранскогорелигиозно-политического деятеля раскрывает основные черты революционных событий1978–1979 гг., и диссертацию Н.Д.
Кулюшина «Политическое лидерство вшиитском исламе» 46 , где одним из аспектов исследования является анализрелигиозно-политических атрибутов аятоллы Хомейни.В англоязычной литературе проблемам Исламской революции ипоследующему историческому развитию Ирана посвящен значительныймассив научных исследований, центральная идея которых заключалась в том,что первоначальные основы революции в виде «западных» ценностей былизаменены после прихода к власти Рухоллы Хомейни архаичными иавторитарными основаниями. Одной из важнейших работ, связанных сданной темой, является монография Э. Абрахамияна «Хомейнизм: испытанияИсламской республики»47. Она вызывает интерес тем, что описываетосновные причины революции через анализ различных показателей, включаяисследование личности Рухоллы Хомейни, а также раскрывает главные43См.: Юртаев В.И.
Иран: студенты в исламской революции. М.: Наука, 1993. 218 с.См.: Пластун В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока. Новосибирск:Сибирский хронограф, 2002. 711 с.45См.: Гибадуллин И.Р. Муртаза Мутаххари и Исламская революция в Иране. М.: ООО «Садра», 2015. 400 с.46См.: Кулюшин Н.Д. Политическое лидерство в шиитском исламе : дис. … канд. полит. наук. М.,2009. 140 с.47См.: Abrahamian E. Khomeinism. Essays of the Islamic Republic.
London, New York: University of CaliforniaPress, 1993. 200 с.4415противоречиямеждуразличнымиполитическимисилами,какучаствовавшими в революционных событиях, так и пришедшими к власти.Другой значимой работой является монография А. Арджоманда «Чалма длякороны: Исламская революция в Иране48», где автор доказывает, чтопобедивший режим аятоллы Хомейни, с одной стороны, воплотил в себечерты представлений о правлении предыдущих периодов иранской истории,с другой – создал новые формы легитимации власти. Личность РухоллыХомейни как лидера Революции была изучена в работах Н.
Алгара,Х. Ансари, М. Ван ден Боса и А. Тахери 49 . Среди других исследований попроблеме Исламской революции необходимо выделить труды М. Байата,М. Дорраджа, Н. Кедди и Э. Хугланда, Х. Рази, Я. Ричарда, Г. Роуза,Ш. Чубина50.Персоязычные авторы, напротив, в своих исследованиях стремятсяоспорить представления об Исламской революции как о реакционном факте,характеризуя произошедшие события как благо для иранского народа,воплотившееся в возвращении к религиозным корням, означающее прогрессв духовном развитии нации. В этом ключе написаны работы М.Р. Дэхшири,Д. Фирузабади,С.
Джалаля,Р. Зебхи,Дж. Карими,А.Р. ХамидииГ.Р. Пархизкара51.48См: Arjomand S.A. The Turban for the Crown: the Islamic Revolution in Iran. New York, Oxford: OxfordUniversity Press, 1988. 283 p.49См.: Algar H. A Shot Biography // Imam Khomeini: Life, Thought and Legacy: Essays from an IslamicMovement Perspective. Kuala Lumpur: Islamic Book Trust, 2009. P. 19–60; Ansari H. The Narrative of Awakening:A Look at Imam Khomeini's Ideal, Scientific and Political Biography: from Birth to Ascension. Sixth Printing.Tehran, 2014. P.
60.50См.: Bayat М. Shi'a Islam as a functioning ideology in Iran: The Cult of the Hidden Imam // Iran Since theRevolution: Internal Dynamics, Regional Conflict, and the Superpowers. New York.: Columbia University Press,1985, P. 21–29; Dorraj M. Front Zarathustra to Khomeini: Populism and Dissent in Iran. Boulder, Landon: LynneRienner Publishers Inc., 1990. 232 p.; Keddie N., Hooglund E. The Iranian Revolution and the Islamic Republic.Syracuse, New York: Syracuse University Press, 1986.
246 p.; Razi H. The Nexus of Legitimacy and Performance:The Lessons of the Iranian Revolution // Comparative Politics. V. 19, №. 4, 1987. P. 453–469; Richard Y. AyatollahKashani: Precursor of the Islamic Republic // Religion and Politics in Iran: Shi`ism from Quietism to Revolution.New Haven, London: Yale University Press, 1983. P. 101–124; Rose G. Velayat-e Fakih and the recovery of Islamicidentity in the thought of ayatollah Khomeini // Religion and Politics in Iran: Shi`ism from Quietism to Revolution.New Haven, London: Yale University Press, 1983. P.
166–188; Chubin S. Iran's National Security Policy:Capabilities, Intentions and Impact. Washington: Brookings Inst Pr, 1994. 120 p.51См.: Дэхшири М.Р. Исламская революция и участие элиты (энкелаб-е эслами ва таамол-е нохбэган) //Мысль Исламской революции (андишее энкелаб-е эслами). Осень – зима 2004. № 11, 12. С. 33–58;Фирузабади Д., Джалаль С., Зебхи Р. Исламская революция в Иране и неблагоприятность существующейсистемы международных отношений (энкелаб-е эслами ва адам-е матлюбийат-е назм-е моуджуд) //Исследования исламской революции (моталеат-е энкелаб-е эслами).
Зима 2012. № 3. С. 71–90; Карими Дж.,16Несмотря на то, что четвертый блок работ широко представлен вотечественной, англоязычной и персоязычной историографиях, комплексныхисследований по проблеме легитимности власти в современном Иране былонемного.ВанглоязычнойлитературеможновыделитьмонографииБ. Вилфрида «Кто управляет Ираном?: структура власти в Исламскойреспублике»52, где был дан качественный анализ структуры иранской властив 1980 – 1990-е гг. и исследован политический процесс в стране в этот периодвремени, и Д. Захеди «Иранская революция тогда и сейчас: индикаторынестабильности режима»53, в которой автор через анализ различныхсоциальных классов Ирана и их отношение к истории страны приходит квыводу о сложившейся в ИРИ на начало 2000-х стабильной ситуации.
Такжезначительный интерес представляет работа М. Даунса «Иранская нерешеннаяреволюция» 54 , в которой автор приходит к выводу о неудаче исламскогодвижения в ИРИ, что было связано с политическими амбициями религиознойэлиты страны.Среди других значимых англоязычных работ,затрагивающихпоставленную в диссертации проблему, нужно выделить монографииА. Йона, Х. Омида, Е. Песарана, А. Рахнема и А. Эхтешами55.Впротивовесанглоязычнойисториографии,иранские(персоязычные) исследователи по-другому интерпретируют историческийпроцесс после Исламской революции 1978–1979 г., стремясь обосновать то,Хамиди А.Р., Хамиди Х.Р.