Диссертация (История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)". PDF-файл из архива "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
V. 14, № 1. P. 127–147; Реза Годс М. Иран в ХХ в.: политическая история. М.:Наука, 1994. 353 с.; Zonis M. Majestic Failure: The Fall of the Shah. Chicago: University of Chicago Press, 1991.350 p.; Katouzian H. Riza Shah's Political Legitimacy and Social Base // State and Society under Riza Shah. London,New York, 2003. [Электронный ресурс] URL: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:18e99b84-f16f-4d5c-ab84d8200fd0641e (дата обращения: 14.01.2018); Keddie N. Iran Religion, Politics and Society Collected Essays.London: Routledge, 1980. 256 p.; Filippani-Ronconi P. The Tradition of Sacred Kingship in Iran // Iran under thePahlavis.
Stanford, 1978. 550 p.1110А.Б. Оришева, О.А. Никонова 19 ; в персоязычной – А.Р. Захери 20 . Данныеработы наиболее полно касаются различных аспектов легитимации власти,касаясь, как Конституционной революции 1905–1911 гг., так и различныхаспектов обоснования власти последней шахской династии Ирана – династииПехлеви.Ко второму блоку относятся научные работы, посвященные анализуотдельных аспектов шиитского ислама, связанных с вопросом легитимности.В отечественной историографии тон этим исследованиям задала монографияИ.П. Петрушевского «Ислам в Иране в VII–XV веках: курс лекций» 21 , вкоторой проводится исследование шиизма в средние века и затрагиваютсяпредставления о власти и праве на религиозное и политическое руководствов мусульманской общине. Разным религиозным аспектам обоснования властив иранской средневековой и новой истории также были посвящены работыИ.Л. Алексеева,Е.А.
Дорошенко,А.А. Кузнецова,М.Б. Пиотровского,С.М. Прозорова и О. Эфендиева22.В монографии А.А. Кузнецова «Шиизм: от эмира правоверных доаятоллыХомейни»23,авторосуществляетглубокоеисторическоеисследование шиитского ислама, делая основной акцент на проблемеполитической власти. Он приходит к выводу, что шиитская концепцияимамата, как на протяжении истории, так и в современный исторический19См.: Алиев С.М. История Ирана: XX век. М.: Ин-т востоковедения РАН, КРАФТ+, 2004.
648 с.;Асадулаев К. Свержение династии Каджаров в Иране (1920–1925 гг.). Душанбе: Дониш, 1966. 168 с. БоевЭ.Б. Идеология государственного национализма в Иране в период правления династии Пехлеви (1925-1979гг.): дис. … канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2017. 226 с.; Иванов М.С. Новейшая история Ирана. М.:Мысль, 1965. 255 с.; Оришев А.Б. Реформы Реза-Шаха Пехлеви // Вестник экспериментального образования.№1 (4).
2016 С. 64–74; Никонов О.А. Русская революция 1917 г. и социальные сдвиги в Иране// Война иреволюция: социальные процессы и катастрофы. Материалы Всероссийской научной конференции г.Москва, 19-20 мая 2016 г., М.: Московский педагогический государственный университет, 2016.
С. 222–231.20См.: Захери А.Р. Век Пехлеви в документах (аср-е пахляви бе ревайат-е аснад). Кум: Центр публикаций ираспространения «Моареф», 2000 (1379).21См.: Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках: курс лекций. Л.: Изд-во Ленинградскогоуниверситета, 1966. 400 с.22См.: Алексеев И.Л. Khalfat Allah – Халиф [волею] Бога? К проблеме легитимации политической власти вхалифате в эпоху Омеййадов // PAX ISLAMICA 2(5)/2010. С.
60–74; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенствов современном Иране. М.: Наука, 1985. 230 с.; См.: Кузнецов А.А. Шиизм: от эмира правоверных до аятоллыХомейни. М.: МГИМО-Университет, 2013. 254 с.; Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманскогопредставления о власти // Социально-политические представления в исламе: история и современность. М.:Наука, 1987. С. 6–19; Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Вост. лит., 2004. 471 с.;Эфендиев О. Азербайджанское государство сефевидов в XVI веке.
Баку: Элм, 1981. 307 с.23См.: Кузнецов А.А. Шиизм: от эмира правоверных до аятоллы Хомейни … 254 с.11период, определяет основу коллективного сознания иранцев. Еще однойотечественноймонографияИране»24работой,связаннойЕ.А. Дорошенкос«Шиитскоевопросамирелигии,являетсядуховенство в современном, где автор раскрывает значимость исламского фактора восуществлении революции 1978–1979 гг. Среди других исследований,раскрывающих религиозную основу существующего в современном Иранеполитического строя, необходимо выделить работы А.З.
Арабаджяна,И.А. Дмитриева, А.К. Лукоянова, В.Б. Кляшториной, Н.М. Мамедовой иЛ.М. Раванди-Фадаи25.В англоязычной научной традиции наиболее полно история иосновныепринципышиизма,включаяэволюциюпредставленийорелигиозном и политическом руководстве со времени возникновения исламадо иранской революции 1979 г., отражены в монографии М. Момена«Введение в шиитский ислам: история и доктрины шиизма джафаритскоготолка»26. Еще одной знаковой работой в современных шиитскихисследованиях, стала книга М. Фишера «Иран: от религиозного спора креволюции»2427. Среди большого количества других работ необходимоСм.: Дорошенко Е.А.
Шиитское духовенство в современном Иране … 230 с.См.: Арабаджян А.З. Ислам и иранское начало в ИРИ (проблема отнесенности) // Иран: эволюцияисламского правления. М.: ИИИиБВ, 1998. С. 5–16; Дмитриев И.А. Идеология общества «Ходжатие» вИране // Современный ислам. Проблемы исламоведения. Вып. 2. М. Б.и., 1992. С. 90–101; Лукоянов А.К.Исламские концепции общественного развития в современном Иране // Институт Востоковедения.Специальный бюллетень. № 7 (264) М.: Наука, 1989. 160 с.; Кляшторина В.Б.
Ислам 60–80-х годов: откультурного плюрализма к исламизации духовных ценностей: идеология, политика, литература. М.: Наука,1990. 207 с.; Мамедова Н.М. Исламское государство: соотношение государственного и идеологическогоприоритетов // Иран: ислам и власть. М. Институт востоковедения Ран, Издательство «Крафт+», 2001. С. 14–22.; Раванди-Фадаи С.М. Концептуальные основы шиитских подсистем в современном Иране //Востоковедный сборник. Вып.З. М.: ИИИиБВ, 2002. С. 112–119.26См.: Momen M.
An Introduction to Shi’i Islam: The History and Doctrines of Twelver Shi’ism. New Haven,London: Yale University Press, 1985. 424 p.27См.: Fischer M.J. Iran: From Religious Dispute to Revolution. Madison: The University of Wisconsin Press, 2003.315 p.2512выделить исследования А.
Сачедины28, С. Джафри29, Дж. Кола30,А. Муссави31, Н. Хайдера32, М. Ходжсона33.В персоязычной историографии необходимо отметить многотомнуюколлективнуюмонографию«Цветникправедников:жизнеописанияшиитских богословов»34, в которой описаны основные вехи развития шиизмаот его зарождения до конца ХХ в. В этой работе приведены биографии иосновные идеи (включая представления об организации власти) ведущихшиитских богословов. Еще одним трудом, в котором дается комплекснаякартина развития шиитской доктрины, является монография в четырех томахА. Забих-заде «Религиозное наставничество и политика в эпоху сокрытия» 35.Основной упор в ней сделан на политические аспекты эволюции этогорелигиозного направления с VII по XX вв.
Другими значимыми работами потому или иному политическому аспекту шиизма являются труды М. МусавиЛари, М.Р. Мусавийана, М. ас-Саде, М.Б. ас-Садра и М.Т. Тустари 36.Третий блок также широко представлен работами как российских, таки зарубежных авторов. В отечественной историографии распространено дваосновных подхода к описанию основ Исламской революции 1978–1979 гг.28См.: Sachedina A.A. Islamic Messianism: The Idea of Mahdi in Twelver Shi'ism. Albany, New York: SUNYPress 1981.
240 p.29См.: Jafri S.H.M. The Origins and Early Development of Shia Islam. Oxford, New York: Ansariyan Publications,2000. 332 p.30См.: Cole J. Imami Jurisprudence and the Role of the Ulama: Mortaza Ansari on Emulating the SupremeExemplar // Religion and Politics in Iran. New Haven, 1983. P. 33–46.31См.: Moussavi A.K. Religious Authority in Shi'ite Islam. Kuala-Lumpur: International Institute of IslamicThought and Civilization, 1996. 338 p.32См.: Haider N. Shi'i Islam: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 266 p.33См.: Hodgson M. How Did the Early Shi’a Become Sectarian? // Journal of the American Oriental Society. 1955.№ 75. P. 1–13.34См.: Цветник праведников: жизнеописания шиитских богословов (гольшан-е абрар: шарх-е хал-е алеман-ешийе). Кум: Сазман-е таблигат-е эслами, Багир аль-олюм, 2014 (1393).
Т. 1. 808 с.; Т. 2. 816 с.35См.: Забих-заде А. Религиозное наставничество и политика в эпоху сокрытия (марджайат-о сийасат дараср-е гейбат). Кум: Моассесе-йе амузеши-во парвареши-йе эмам-е хомейни, маркяз-е энтешарат, 2004 (1383).Т. 1. 400 с.; 2008 (1387). Т. 2. 416 с.; 2008 (1387). Т. 3. 392 с.; 2008 (1387). Т. 4. 376 с.36См.: Мусави-Лари М.
Имамат и верховная власть в мусульманской общине (эмамат-о рахбари). Кум:Foundation of Islamic C.P.W, 1996. 184 с.; Мусавийан М.Р. Политические идеи Шахида Первого: 734–786(андише-йе сийаси-йе шахид-е авваль 734–786) // Политические науки (олюм-е сийаси). Кум: Отделисламской пропаганды кумской семинарии (дафтар-е таблигате эслами-йе хоузе-йе эльмийе-йе ком),2001(1380). Т. 14. С.