Диссертация (История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)". PDF-файл из архива "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Алгар, К. Бабайан,М. Бойс, Г. Буссе, Т. Григор, А. Лапидус, А. Лембтон, Х. Катузиан, А. Мец,А. Cоудавар, Дж. Роуз, Ж.П. Ру, М. Таваколи-Тарги, М. Фишер, Р. Фрай2.Например, М. Бойс, Г. Буссе, А. Мец и Р. Фрай, описывая времяпервых исламских династий, отмечают сочетание иранских и исламскихначал в жизни общества того времени 3 . К такому же выводу только поповоду средних веков иранской истории приходят Х. Алгар и М. Фишер,характеризуя иранское национальное сознание как симбиоз древнего1См.: Arjomand S.A.
The Shadow of God and the Hidden Imam: religion, political order, and societal change inShi'ite Iran from the beginning to 1890. Chicago: University of Chicago Press, 1984. 368 p.2См.: Algar H. The Study of Islam: The Work of Henry Corbin // Religious Studies Review. 1980. V. 6, №.
2.P. 85–90; Babayan К. Mystics, Monarchs, and Messiahs: Cultural Landscapes of Early Modern Iran. Cambridge:Harvard University Press, 2002. 575 p.; Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М.: Наука, 1988. 303 с.;Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Буидах // Мусульманский мир: 950-1150. М.: ГРВЛ, 1981. С.66–88; Grigor T. Kingship Hybridized, Kingship Homogenized: Revivalism under the Qajar and the PahlaviDynasties // Persian Kingship and Architecture Strategies of Power in Iran from the Achaemenids to the Pahlavis.London: I.B.Tauris & Co Ltd, 2015. P. 219–254; Lapidus I.М. A History of Islamic Societies.
Cambridge:Cambridge University Press, 2002. 970 p.; Lambton A.K.S. State and Government in Medieval Islam. Oxford:Oxford University Press, 1981. 384 p.; Katouzian H. Legitimacy and Succession in Iranian History // ComparativeStudies of South Asia, Africa and the Middle East. 2005. № 23 (1). P. 234-245; Мец А. Мусульманский ренессанс.М.: Наука, Восточная литература, 1973. 475 с.; Soudavar A. The Saga of Abu-Sa’id Bahador Khan.
The AbuSa’idname // The Court of the Il-Khans, 1290-1340. Oxford: Oxford University Press, 1996. P. 95–218; Rose J.Zoroastrianism: An Introduction. London, New York: I.B. Tauris, 2011. 328 p.; Ру Ж.П. История Ирана ииранцев от истоков до наших дней. СПб.: Евразия, 2015. 430 с.; Tavakoli-Targhi М. Refashioning Iran:Orientalism, Occidentalism, and Historiography. New York: Palgrave Macmillan , 2001. 216 p.; Fischer М. MuteDreams, Blind Owls, and Dispersed Knowledges: Persian Poesis in the Transnational Circuitry.
Durham: DukeUniversity Press Books , 2004. 488 p.; Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Восточная литература, 2002. 463 с.3См.: Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи … С. 183; Буссе Г. Возрождение персидской монархиипри Буидах … С. 80; Мец А. Мусульманский ренессанс … С. 387–389.; Фрай Р. Наследие Ирана … С. 341.8коллективного наследия и исламских практикотносительноНовоговременивИране4. Похожих взглядовпридерживаютсяТ.
Григор,А. Лембтон и Х. Катузиан, отмечая сохранившиеся элементы древнеиранскойкультуры в социально-политической жизни страны до Исламской революции1979 г.5В отечественной историографии данный взгляд в той или иной мерепредставленвработахЕ.А. Дорошенко,В.В. Бартольда,П.А. Грязневича,Е.А. Беляева,Е.Э. Бертельса,Ф.Ф. Корфа,М.Д. Назарли,Е.Л. Никитенко и К.С. Иванова, М. Павловича и С. Иранского6.В.В. Бартольд доказывает, что, уже начиная со второй исламскойдинастии Аббасидов, произошло «сближение шиизма с иранством», а вжизнь халифата повсеместно начал внедряться древнеперсидский опытуправления 7 .
Позднее к такому же выводу пришла Е.А. Дорошенко 8 .М.Д. Назарли,Е.Л.НикитенкоиК.С. Ивановотмечаютсходстводревнеперсидской концепции божественного сияния «фарр-е изади» сраспространившимсявисламскуюэпохупринципомбожественнойблагодати «барака»9. М. Павлович и С. Иранский, выделяя атрибуты шахской4См.: Algar H. The Study of Islam … P. 85–91; Fischer М. Mute Dreams, Blind Owls, and DispersedKnowledges … P. 107.5См.: Grigor T.
Kingship Hybridized, Kingship Homogenized … P. 219–254; Lambton А.K.S. Social Change inPersia in the Nineteenth Century // The Modern Middle East: A Reader. Berkeley, 1993. P. 149-150; Katouzian H.Riza Shah's Political Legitimacy and Social Base // State and Society under Riza Shah. London, New York, 2003.[Электронный ресурс] URL: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:18e99b84-f16f-4d5c-ab84-d8200fd0641e (датаобращения: 14.01.2018).6См.: Бартольд В.В.
Место иранцев, Ирана и иранской культуры в мировой истории // Сочинения. Т. VII.Работы по исторической географии и истории Ирана. М., 1971. С. 233–256; Беляев Е.А. Арабы, ислам иарабский халифат в раннее средневековье. 1966. М.: Наука, 1966. 280 с.; Бертельс Е.Э. Избранные труды.Том 5.
История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, 1988. 560 с.; Дорошенко Е.А. Шиитскоедуховенство в современном Иране. М.: Наука, 1985. 230 с.; Грязневич П.А. Ислам и государство (к историигосударственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам.
Религия, общество, государство. М.:Наука, 1984, С. 189–203; Корф Ф.Ф. Воспоминания о Персии: 1834–1835. СПб.: Гуттенбергова типография,1838. 290 с.; Назарли М.Д. «Непогрешимость» Сефевидов в тебризской миниатюре XVI века // Невербальноеполе культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996. С. 15–18; Никитенко Е.Л., Иванов К.С. Нарративсвятости в рассказе о жизни политического деятеля: мемуары шаха Тахмаспа I Сефевида // Научный журнал«Шаги», 2016.
С. 74–94; Павлович М., Иранский С. Персия в борьбе за независимость. М.: НаучнаяАссоциация Востоковедов при ЦИК СССР, 1925. 182 с.7См.: Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Сочинения.Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Издательство восточная литература, 1966.
С. 308.8См.: Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране … С. 11.9См.: Назарли М.Д. «Непогрешимость» Сефевидов в тебризской миниатюре XVI века … С. 15–18;Никитенко Е.Л., Иванов К.С. Нарратив святости в рассказе о жизни политического деятеля ... С. 74–94.9властивовремяправлениядинастииКаджаров,указываютнадревнеперсидское происхождение некоторых из них 10.В персоязычных работах также отмечается значимое сочетаниеиранского и исламского начал в истории страны после «исламскогозавоевания» в середине VII в.
н.э., что отражено в трудах А.Р. Азганди 11 ,А.А. Велаяти и Э.М. Джалиля 12 , З. Сафа 13 , Р. Шабани 14 , Н. Шами 15 ,Н. Далира 16 . Однако у иранских исследователей прослеживается немногоотличный от западного взгляд на степень данного сочетания. Н. Далирдоказывает, что некоторые формы легитимации иранских шахов (например,титул «тень Бога»), которые, по мнению западных исследователей, имеютдревнеиранское происхождение, в действительности восходит к исламскойтрадиции17.Истории Ирана ХХ в. до Исламской революции 1979 г.
англоязычнойисториографиипосвященыисследованияЭ. Абрахамияна,Х Ахмади,Р. Годса, М. Зониса, Х. Катузиан, Н. Кедди, П. Филиппани-Ронкони 18 ; вотечественной – С.М. Алиева, К. Асадулаева, Э.Б. Боева, М.С. Иванова,10См.: Павлович М., Иранский С. Персия в борьбе за независимость … 182 с.См.: Азганди А.Р. Социально-политическая история Ирана (тарих-е тахаволят-е сийаси ва эджтемаи-йеиран) // Т.
1.: Социальные процессы 1320–1357 гг. (тахавалят-е эджтемаи 1320–1357). Т. 1. Тегеран: Самт,2000 (1379). С. 97–117. [Здесь и далее в персоязычных источниках и литературе даты приводятсяодновременно по григорианскому и иранскому календарям (солнечной хиджре)]12См.: Велаяти А.А. Джалиль Э.М. Манеш Э., Мирзаи Г., Таваколи Я. Современная история Ирана (тарих-емоасер-е иран). Тегеран: Публикация учебников Ирана, 2010 (1389).. 253 с.13См.: Сафа З. Шахские традиции в Иране (айин-е шаханшахи дар иран). Тегеран: ИздательствоТегеранского университета, 1998 (1377). 245 с.14См.: Шаабани Р. Краткая история Ирана.
СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. 384 с.15См.: Шами Н. Книга побед: история побед Тимура Горкани (зафарнаме: тарих-е фотухат-е амир теймургоркани). Тегеран: Бамдат, 1984 (1363). 368 с.16См.: Далир Н. Фарр-е изади и зелл-е элахи: политическая культура и теоретические основанияпадишахской власти и султаната: сравнительное исследование (фарр-е изади-во зелл-е элахи.
Фарханг-есийаси ва мабани-йе назари-йе падешахи-во солтанат; барреси-йе татбики-йе фарр-е изади ва зелл-ол-лахи).// Культурно-исторические исследования; сборник исследований Иранского общества истории (моталеат-етарих-е фарханги пажухещнаме-йе анджоман-е ирани-йе тарих). № 20. 2014 (1393). С. 39–59.17Там же.18См.: Abrahamian E. Iran between Two Revolutions. Princeton: Princeton University Press, 1982. 561 p.;Ahmadi Н. Unity Within Diversity: Foundations and Dynamics of National Identity in Iran // Critique: CriticalMiddle Eastern Studies, 2005.