Диссертация (История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)". PDF-файл из архива "История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979–2019 гг.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНОБРНАУКИ РОССИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)На правах рукописиФилин Никита АлександровичИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕГИТИМАЦИИВЛАСТИ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН (1979–2019 ГГ.)Том 1Специальность 07.00.03 – Всеобщая историяДиссертация на соискание ученой степенидоктора исторических наукМосква 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
4ГЛАВАI.Основныеформыполитическойирелигиознойлегитимации власти в Иране до Исламской революции 1979 г. ……... 661.1. Основные формы легитимации политической власти в иранскойистории до Исламской революции 1979 г. …………………………………... 661.2. Основные формы легитимации политической власти со сторонышиитского духовенства в истории Ирана до Исламской революции 1979 г. 971.2.1. История концепции имамата до Исламской революции 1979 г.
…… 971.2.2. История концепции религиозного наставничества до Исламскойреволюции 1979 г. …………………………………………………………….. 1091.2.3. История концепции «велайат-е факих» (правления шиитскогоправоведа) до Исламской революции 1979 г. ………………………………. 126ГЛАВА II. Процесс легитимации власти в современном Иране (1979–2019 гг.) ……………………………………………………………………...... 1422.1.
Воплощение концепции «велайат-е факих» в иранской политическойсистеме с 1979 по 1989 гг. ……………………………………………………. 1422.2. Концепция «велайат-е факих» и исламского правления с 1989 г. ……. 1692.3. Институт выборов в современной истории Ирана ……………………... 1932.4. Участие в выборах как один из элементов легитимации власти ........... 2052.5. Религиозно-политическая индоктринация …………………………….... 213ГЛАВА III. Новые формы легитимации власти в Иране (1989–2019 гг.) ……………….………………………………………………………. 2313.1. Образ и наследие имама Хомейни ……………………………………….
2313.2. Образ имама Хомейни как святого заступника ………………………... 2503.3. Личность Лидера страны Али Хаменеи ………………………………… 2683.4. Образ Исламской революции 1979 г. и сакрализация политическогопорядка ………………………………………………………………………… 2783.5.СовременноеофициальноевосприятиеисторииИранаивыстраивание новых идеологических концепций легитимации власти …... 2893ГЛАВА IV. Принцип религиозного наставничества в процессахлегитимации власти в истории современного Ирана ……………….....3154.1. Современные принципы следования руководству религиозныхнаставников …………………………………………………………………….
3154.2. Новые тенденции, происходившие в институте религиозногонаставничества c 1989 г. ……………………………………………………… 334ГЛАВА V. Шиитское наследие в современном процессе легитимацииполитической власти в Иране …………………………………………....... 3735.1.Обращение к шиитскимсюжетамкак способлегитимацииполитической власти ………………………………………………………….. 3735.2. Обращение к личностям пречистых имамов как способ легитимацииполитической власти …………………………………………………………..
3765.3. Мученичество как способ легитимации политической власти ……..... 3875.4. Призыв к жизни по законам ислама как способ легитимацииполитической власти ………………………………………………………….. 3955.5. Махдавийат как способ легитимации политической власти ………….. 3995.6. Образ внешнего врага и «Священной обороны» как способлегитимации политической власти …………………………………………... 4045.7. Массовые протестов Зеленого движения в 2009–2010 гг. в Иране каккризис легитимации политической власти …………………………………. 417ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 435СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .
4464ВВЕДЕНИЕСодержание научной проблемы и ее актуальностьИран–многонациональноегосударствосярковыраженнойисламской шиитской традицией, в которой до сих пор частично находятвоплощение принципы древнеперсидской культуры. За последние века доИсламской революции 1979 г. данный симбиоз определял политическуюмодель развития государства. Значительное влияние на общественный уклади характер власти страны, в том числе, оказала политика ведущих мировыхдержав,котораясначалаХIХ в.постепенносталаприобретатьимпериалистический характер, ставя иранскую политическую элиту всильную зависимость от их воли.
Это обстоятельство стало одной из главныхпричин, по которым иранская власть начала приобретать все более светскийхарактер и ослаблять шиитскую традицию, что вызвало кризис легитимностивласти и спровоцировало Исламскую революцию как форму резкой реакциисопротивления.ВсовременномзападноммиреисламскийпорядокИранарассматривается как несоответствующий либеральному восприятию правчеловека. Запад снова хочет видеть Иран светским, но это желаниенеприемлемо для значительной части иранской религиозно-политическойэлиты.
Тем не менее, Ирану нужны реформы – это ведет к эволюцииполитических механизмов и трансформации легитимности в историческойретроспективе новейшей истории.Иран после Исламской революции 1979 г. стал передовым эшелоном«исламского сопротивления» на Ближнем и Среднем Востоке, провозгласивидею «экспорта исламской революции» своим главным приоритетом.Пришедший к власти в результате Исламской революции аятолла РухоллаХомейни внес в исламскую традицию новые религиозные формы, чтовыразилось как в принципах управления государством, так и в статусемусульманского шиитского духовенства. В первом и во втором десятилетияхXXI в.
иранское руководство отошло от концепции «экспорта исламской5революции»,занявболееумереннуюпозициювмеждународныхотношениях. Но во внутриполитической жизни страны наследие аятоллыХомейни играет одну из главных ролей, хотя оно вписано в более умеренныеполитические представления.В истории первой половины ХХ в. главными направлениямиисторического развития Ближнего и Среднего Востока были модернизация исекуляризация.
Одной из отправных точек этого процесса можно считатьиранскую конституционную революцию 1905–1911 гг. В первой четвертивторойполовиныХХв.этитенденцииусилилисьразличнымиэкспериментами социалистических преобразований в странах арабскогомира.Исламская революция 1979 г. в Иране и образование в результате нееИсламской Республики Иран (ИРИ) стали главной вехой перехода отсекуляризационных тенденций в истории Ближнего и Среднего Востока ксоциально-политическимприоритетам,связаннымсупрочнениемрелигиозных принципов в жизни стран региона.
Сформировавшаяся в Иранепосле революции государственная система в большей степени включала всебя не модернизационные светские принципы, а нормы шиитского исламаджафаритского толка, что было первым примером в истории ХХ в. созданиятеократическогогосударствасшиитскойидеологией.За40летсуществования ИРИ, несмотря на санкционный режим со стороны США и ихсоюзников, противоречивые взгляды на страну внутри мирового сообщества,внутренние проблемы, Ирану удается отстоять свою независимость,внутреннюю целостность и стабильное развитие государственной власти.В этой связи представляется весьма актуальным специальноеисследование легитимации власти в ИРИ, которая влияет на избраниеИраном приоритетов социально-политического развития как внутри страны,так и во внешней политике, а также формирует историческую динамикуразвития этого государства.6Даннаяпроблемапредставляетсячрезвычайнозначимойдляпонимания своеобразия исторического развития Ирана, так как напрямуюсоотносится с таким важным вопросом, как соотношение традиционного иинновационного в истории, а также позволяет лучше понять основныетенденции развития региона Ближнего и Среднего Востока.
Решениепредставленной проблемы оказывается не менее важным, если принять вовнимание усиление роли ислама в современных глобальных процессах, атакже увеличение значения исламского фактора в современной мировойистории.Хронологические рамки исследования определяются изучениемпроцесса легитимации власти в сорокалетний период существованияИсламской Республики Иран с февраля 1979 г.
по февраль 2019 г.Историографическое основание диссертационного исследованияВ русскоязычной, персоязычной и англоязычной историографияхсуществуютдлительныетрадицииизучениявопросов,связанныхспоставленной в данном диссертационном исследовании проблемы. Прианализе многогранной общности исследовательских трудов представляетсяцелесообразным выделить четыре блока научной литературы:– работы, в которых изучается идеологическое обоснование ипрактическая реализация прав на власть в иранской истории до Исламскойреволюции 1978–1979 гг.;– работы, исследующие основы шиитского ислама и развитие егополитических идей до Исламской революции 1978–1979 гг.;– работы, посвященные Исламской революции в Иране, эволюции иреализации взглядов аятоллы Рухоллы Хомейни и созданию ИсламскойРеспублики Иран, а также основам существующего в современныхисторических реалиях государственного строя ИРИ;– работы, исследующие различные аспекты социально-политическойжизни в Иране, связанные с легитимностью власти, в период после ухода изжизни Рухоллы Хомейни в 1989 г.7Основанием данного деления является хронологический подход,разграничивающий круг исследований по принципу изучения авторамиотдельных периодов иранской истории.
Вместе с этим, внутри каждого блокафиксируется более детальное исследование разных точек зрения к отдельнымаспектам поставленной проблемы.В рамках первого блока наиболее полно проблемы легитимациивласти в иранской истории до ХХ в. освятил А. Арджоманд, описавконцепцию власти в иранской средневековой истории и истории Новоговремени как сочетание древнеперсидских и исламских (включая наследиемонгольских династий на территории Ирана) традиций 1 . В этом же ключеписали такие англоязычные исследователи, как Х.