Дисертация (Философско-методологический анализ эволюции понятия «пространство-время» в физике XX века), страница 5
Описание файла
Файл "Дисертация" внутри архива находится в папке "Философско-методологический анализ эволюции понятия «пространство-время» в физике XX века". PDF-файл из архива "Философско-методологический анализ эволюции понятия «пространство-время» в физике XX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Время задаётся процессом движения, асамо движение может обладать абсолютно любой величиной скорости,поэтому существует само по себе конкретное время, независящее отдвижений тела. То есть, абсолютное время является самостоятельнымвременем, измеренным в системе, обладающей безразличной по отношениюк нему скоростью движения. Вследствие чего и зародились элементыконцепции дальнодействия. Например, в механике Ньютона исследованиеВселенной определяется мгновенным распространением взаимодействия засчёт независимости времени от движения.
То есть абсолютизация времени ‒это мгновенное действие на расстоянии с неограниченной скоростью.Классическаяфизикаабсолютизируетньютоновскоепониманиеабсолютного времени, а также понятий изменчивости и постоянства вовременном аспекте. При таком подходе постоянные величины, такие какматериальные точки и другие, рассматриваются как находящиеся сами посебе, но являющиеся вневременными, а изменения, происходящие с этимивеличинами, как бы предопределяют их чисто количественным образом(например, как перемещения в пространстве).Трактовка пространства и времени Ньютона подверглась критике состороны Лейбница (1646‒1716), который описал пространство как взаимнорядоположенные явления или их тесно существующие отношения.
При этомподразумевалось то, что совокупность любых природных объектов можетсвободно существовать без величины времени и обязательно создавать всвоей системе определённую область, называемую «пространством», накоторую время никаким образом не влияет и не изменяет эту область в силусвоего отсутствия [145, с. 189].Лейбниц характеризовал это следующим образом: любой учёный всвоих исследованиях использует информацию в виде ряда элементов,которые возможно представить в виде целого неделимого множества, темсамым задав свойство дискретности, либо же, наоборот, разбив все элементы23на отдельные подмножества, задав свойство непрерывности. Получаемыеподмножества и множества можно подвергать разнообразным логическимоперациям, которые позволяют исследователю в идеале со всех сторонподойти к изучению проблемы, осознавая информацию в нужном ему русле.Так, например, получаемое свойство дискретности характеризует параметрывремени и движения, а свойство непрерывности параметры пространства ирасположение объектов в нём [Там же, с.
220].Пространство, с точки зрения чувственности и с точки зрениякак его рассматривают физики, не существует как самостоятельная сущность,но имеется расположение монад в трёхмерном порядке. Монады ‒ это негеометрическиеточки,ибопоследниепредполагаютсуществованиепространства. Монады сами своими отношениями создают пространство.По-мнению, Лейбница, каждая монада имеет пространственное положение.Но по своей сущности монады находятся вне пространственных измерений,так как пространство и его фрагменты делимы и повторимы, а монадынеделимы. Вследствие этого у Лейбница отсутствует пустое пространство:каждая часть пространства заполнена одной и только одной фактическисуществующей монадой; двух абсолютно схожих монад не существует.Пространство ‒ несубстанциальная категория, а лишь порядок явлений,наблюдаемых в один и тот же момент [Там же, с.
179‒187].Лейбниц так же защищал утверждение зависимости пространства отдуховныхсущностей.Монадыобразуютиерархию,отражающуюпространство. Человеческое тело полностью составлено из монад, но естьгосподствующаямонада(душачеловека),котораяобладаетяснымвосприятием. Она свободна и руководит всей иерархией монад. Так же и впространстве: тот же вид свободы имеют и действия Бога, который являетсядоказательствомдостаточногооснованиясуществованияВселенной,пространства в ней и человека в нем [Там же, с.
164‒193]. Монада – нематерия, а «сила».24Отличную точку зрения, но в чём-то близкую Лейбницу, выдвигалхорватский учёный Р. Бошкович (1711‒1787). Его научная программа опространстве заключалась в том, что сущность пространства определяется спомощью понятия возможности. Он утверждал, что само по себе каксамостоятельная реальность пространство в действительности не существует,асуществует только в возможности, то есть в воображении всегда можнопоместить в заданный промежуток (мысленные границы) ещё один атомсилу, затем в образовавшиеся два промежутка ‒ ещё по одному и такповторять до бесконечности.
Вот эта возможность помещения атомов исоставляет, по Бошковичу, сущность того, что называется пространством.Пространство‒этонереальныйконтинуум,авоображаемый,соответственно, вечный, непрерывный и безграничный. Время характеризуетсобой «модус» физических взаимодействий, что определяет способ илиусловие протекания этих взаимодействий, но не описывает субстанциюокружающего мира и не задаёт выражение упорядоченности этого мира.Бошкович отрицал существование абсолютного времени, абсолютного покояили абсолютного движения, считая, что любое движение относительно ипредставляетсобойизменение«модуса»физическихсобытий.Онрассматривает временные отношения как аспект самого динамическогоуниверсума, в конечном счете, настаивая на объективном, независимом отпознающего субъекта, содержании соответствующих понятий.
Бошковичпридерживалсяреляционнойконцепциивремени,гдевременныесоотношения определяются как реальные соотношения длительности,протекающих друг за другом материальных процессов, то есть понятиевремени отражает процесс изменения материи со стороны отношенийследования. Это длительность материальных объектов в их собственномбытии, длительность, зависящая от отношений данного тела к другим телам,атакжеотхарактерапроцессов,происходящихвнём.Важнойхарактеристикой времени является его направленность от настоящего кбудущему [137, с. 39‒44].25Особо следует выделить концепцию пространства, развитую Кантом(1724‒1804) [119, с. 50‒54]:1) пространство ‒ это не эмпирическое понятие, выводимое извнешнего опыта, так как сам этот внешний опыт реализуется черезпредставление о пространстве;2) пространство есть необходимое априорное понимание, служащеепрототипом всех внешних представлений (представление, предшествующееопыту и не зависящее от него);3) «пространство ‒ это чистое созерцание; пространство в существесвоём едино»;4) пространство ‒ это субъективная форма чувственности; в созерцаниичувственность реализуется человеком в форме пространства.Из вышеизложенного следует, что Кант двояко истолковывалвоззрения на пространство.
Выводы первого «метафизического» егоистолкования заключаются в утверждениях, что «пространство естьнеобходимое априорное понимание, служащее прототипом всех внешнихпредставлений». Суть же второго, «трансцендентального» (познание,занимающееся не столько предметами, сколько формами человеческогопознания предметов) его истолкования состоит, во-первых, в уточнении, чтопространство, это «только форма всех явлений внешних чувств». Второй иглавный, вывод заключается в утверждении, что пространство не сутьобъективное определение вещей и не имеет реального статуса вне«субъективныхусловий«трансцендентальнойсозерцаний».идеальностиКантпространства».настаивалЭтоозначает,начтопространство это лишь ограничитель, за счёт которого пренебрегают всемиусловиями какого-либо опыта и принимают его за нечто, служащеепрототипом вещей в себе [Там же, с.
5354].То есть пространство, по Канту, является не объективной формойсуществования материи, а всего лишь формой человеческого сознания,априорной формой чувственного созерцания: пространство лежит в основе26внешнего созерцания. Пространство, с точки зрения философа, есть такатегория, которая локализует и упорядочивает всякий чувственный опыт.Однако при этом ясно, что невозможно вывести из опыта само пространство,так как оно ‒ способ восприятия чувственных вещей. Таким образом, у Кантакатегория пространства, переходя в сферу гносеологии, все равно остаетсянеразрывно связанной с онтологическими посылками.
Понятия пространстваи бытия не становятся по разные стороны философской мысли.У Канта мысли о времени выражаются в следующем [119, с. 56‒57].1. «Время осознаётся объективно и характеризует протяжённость илидлительность совершающихся процессов».2. «Время через человеческие чувства выступает средством внешнегонаблюдения и внутреннего понимания реальности окружающего мира в ходеизучения этого мира».3.
«Время является фундаментом фиксирования объектов в природепри условии реализации протекания и действий человеческих чувств вовремени».Если исследовать окружающий мир таким образом, что все предметы внём существуют сами по себе, то время становится ничто, ничем. Онохарактеризует объективность только в отношении явлений, так как явления иесть предметы, которые человек принимает за чувства, но оно уже неформирует объективность, если абстрагироваться от чувственной природысозерцания, то есть от свойственного человеку способа представления, иговорить о вещах вообще. Поэтому, время формирует субъективную сторонучеловеческого созерцания, которое всегда имеет чувственный характер.Время носит в себе субъективный характер только в отношении внутреннегоопыта.
Иначе говоря, у времени ничего не остается, как только сторонаэмпирическойреальностикакусловиевсякогоопыта.Наосновевышеизложенного приходим к выводу, что невозможно принять за временемего абсолютную реальность. Время становится только чистой формойвнутреннего наблюдения и осознания.27Кант ясно представлял себе значение и сложность проблемы времени идал следующую оценку предпринятым до него попыткам её решения [Тамже, с. 55‒56].1. Время не эмпирическое понятие, извлекающееся из опыта: событияв окружающем мире могут происходить одновременно (вместе) или в разноевремя (последовательно).2.
Времяявляетсянеотъемлемымэлементоммировоззрения,закреплённым за любым восприятием. Явления можно отделить от времени.Любое явление не бесконечно, но само время бесконечно.3. Время обладает только одним измерением: конкретные моментывремениобнаруживаютсянебеспорядочно,аупорядоченноипоследовательно (а пространства, наоборот, проявляются одновременно).4. Время это чистая форма внутреннего наблюдения и осознания, ане дискурсивное (общее) понятие. Конкретные моменты времени или егопромежутки это всё лишь части одного и того же времени. Но восприятие,которое описывается только одним предметом, есть созерцание.5.
Бесконечность времени характеризуется определённой величинойвремени, но путём ограничений одного, взятого за основу времени.Гегель (17701831) рассматривал пространство и время не только какнепрерывные, но и как прерывные, согласно чему мир рассматривался им какнеограниченный в пространстве и времени, то есть можно выйти за пределыкаждого определённого пространства и каждого определённого времени, ноэта определённость содержится лишь в их понятии. Когда рассуждают обесконечности пространства и времени, то часто подразумевают именнобесконечный прогресс: по отношению к каждому понятию «теперь» можнонепрерывно и бесконечно менять границы применимости понятия, то естьвыходить за эту грань. Таким же образом имеем дело и с пространством.Вначале определяют границу, затем её нарушают, выходя за неё, и так добесконечности.
Если задать пространство, время и так далее лишь сопределениемнепрерывногоколичества,тоихможноделитьдо28бесконечности. При этом пространство обладает свойством того, что оно водно и то же время и непрерывно, и дискретно, и, согласно этому,свидетельствуем о пространственных точках, делим пространство (например,определённую длину) на столько-то и столько-то футов, дюймов и так далее;это можем делать, только исходя из условий, что пространство само по себедискретно [68, с. 168].В противовес Канту и Гегелю Л.Фейербах (1804‒1872) не разрабатывалучения о времени, но раскрыл это понятие на основе следующих идей.Человек выводит понятие времени из движения природных объектов,абстрагирует время от наблюдаемого в опыте порядка явлений; емусвойственно стремление рассматривать время в качестве первых инеобходимых условий полагания этого феномена в мысли; такая трактовкасвязана со своеобразным антропологическим миропониманием.