Ответы к экзамену, страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующихтенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.Так, в биологических системах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к еесохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение, а изменчивость проявляется вприспособлении различных видов к среде обитания.
Ф.Энгельс характеризует наследственность какконсервативную, положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы — какреволюционизирующую, отрицательную сторону процесса развития.В социальных системах тенденция к сохранению проявляется в социальном наследовании, в преемственноститаких типичных форм культуры и социальной организации, которые обеспечивают адаптацию данной системы ктем или иным уже встречавшимся в ходе ее эволюции ситуациям. Изменчивость же выступает в различныхнестандартных, нестереотипизированных приспособлениях системы к непредсказуемым переменам ситуации, впоиске новой информации о среде существования и в построении целесообразного поведения в ней.Индивидуальная изменчивость тех или иных элементов системы представляет собой условие для историческойизменяемости системы в целом.Механизмы адаптации и бифуркации.
Обобщенную характеристику механизмов развития систем в процессеэволюции предлагает Н.Н.Моисеев. Наряду с адаптационными механизмами, обеспечивающими устойчивостьразвивающейся системы в стандартных условиях среды, он выделяет особые бифуркационные механизмы(bifurcation — разветвление или раздвоение). Механизмы бифуркации, обеспечивающие тенденцию кизменениям развивающейся системы, приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы вжизни системы. Одна из наиболее существенных характеристик развития систем, обеспечиваемыхадаптационными механизмами, — это предсказуемость, прогнозируемость будущего поведения и развития этихсистем.
В отличие от механизмов адаптационного типа механизмы бифуркационного типа характеризуетнеопределенность будущего системы, невозможность предсказать, по какому пути после того или иного кризисапойдет дальнейшее развитие системы, какой новый вариант эволюции будет выбран. Поведение системы, послетого как начал действовать механизм бифуркации, в принципе невозможно вывести из прошлого (изнаследственности, из генов, прошлого опыта и т.п.). Развивающий сходные взгляды на эволюцию системы вприроде и обществе бельгийский физик И.Пригожий отмечает, что в условиях неустойчивости, неравновесия впереломный момент жизни системы нельзя предсказать ее будущее, так как любое в обычных условияхнезначительное событие или действие может заставить всю систему измениться и история пойдет по новому,иному пути.
Механизмы адаптации, функционирующие в социальных системах, связаны с обеспечениемустойчивости личности, ее типичного предсказуемого поведения в социальной группе. Механизмы бифуркацииприсущи индивидуальному поведению личности как индивидуальности в различных проблемно-конфликтныхситуациях. В тех случаях, когда в обществе наступает переломный момент, незначительные в обычных условияхпоступки индивидуальности могут вызвать преобразование общества, стать толчком к возникновениюнепредсказуемой фазы в развитии культуры.При описании родовых качеств человека, проявляющихся в стереотипизированных адаптивных формахповедения, их характеризуют как социотипические проявления личности в социальной системе. Прихарактеристике системно-интегральных качеств человека, проявляемых им в непредсказуемых ситуациях, которыене удается преобразовать на основе стереотипизированного поведения, употребляют понятие «индивидуальностьличности».
Введение этого разграничения позволяет отразить существующие в единстве тенденции к сохранению13и изменению, присущие жизнедеятельности человека как «элемента» различных развивающихся систем. Анализприроды индивидуальности человека, ее функционального значения в эволюционном процессе приводит квыделению принципов системного историко-эволюционного подхода к человеку, касающегося вопросов осаморазвитии различных систем и о соотношении родовой адаптивной стратегии развития этих систем снеадаптивной стратегией или, используя термин Н.И.Вавилова, преадаптивной стратегии развития их элементов,несущих индивидуальную изменчивость.Принцип 2.
В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы,относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающиесаморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.В эволюционирующих системах возникают и проявляются различные виды активности включенных в эти системы«элементов», которые непосредственно не приводят к адаптивным прагматическим эффектам, удовлетворяющимнужды данных систем и обеспечивающим их сохранение, устойчивость.Ярким примером проявления филогенетических зачатков возникновения преадаптивной активности вбиологических системах являются игры животных.
Различные биологи и этологи словно соревнуются между собой,стремясь предлагаемыми характеристиками игры подчеркнуть ненужность этого вида поведения животных длябиологической адаптации. И действительно, игровая активность не влечет за собой прямого адаптивного эффекта.Но именно в силу этой особенности игровой активности в ней оттачиваются унаследованные формы поведения, дотого, как они предстанут перед судом естественного отбора (К.Э.Фабри). Таким образом, сама игра создаетнаибольшие возможности для неограниченного проявления индивидуальной изменчивости организма, а темсамым накопления опыта действования при переменах условий существования данного биологического вида.Эволюционное значение индивидуальности «лишнего человека» в том и состоит, что она несет такой вариантразвития культуры, который в настоящий момент существования культуры не принимается, а в ряде случаевжестко элиминируется.Таким образом, на разных уровнях функционирования человека как «элемента» развивающихся систем — науровне человека как индивида в биогенезе и антропогенезе, на уровне личности как индивидуальности всоциогенезе — проявляются преадаптивные, избыточные формы активности, которые выражают тенденцию к ихизменению и тем самым выступают как необходимый момент эволюционного процесса данных систем.
Впереломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значениепреадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционныйсмысл.Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликтаили гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализациюродовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.Из этого принципа системного историко-эволюционного подхода к изучению человека как активного «элемента»разных систем вытекает следующие взаимодополняющие положения:- Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности, проявляющееся в виде конфликта илигармонического взаимодействия с идеалами и нормами социальной общности, может быть разрешенопосредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу социальной общности, либоразличных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью.
В томслучае, если противореч-ние носит характер гармонического взаимодействия, поступки и действияиндивидуальности способствуют дальнейшему прогрессу социальной общности. Если же противоречие выступаетв виде конфликта, то активность индивидуальности может повлечь за собой либо перестройку родовойпрограммы данной общности, привести к иному направлению эволюционного процесса этой системы; либо книвелировке индивидуальности, ее изоляции или полной элиминации в социальной системе.- Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельностисамореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры илипорождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.* Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную активность по отношению к даннойобщности тогда, когда созданные этой активностью в процессе самореализации нормы и ценности становятсянормами и ценностями соответствующей культуры.