Ответы к экзамену, страница 33
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы к экзамену", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология личности" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 33 страницы из PDF
Материалом для этогопроцесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает «индивид», появляясь на свет. Все этиобстоятельства, выпадающие на долю «индивида», сами по себе выступают как «безличные» предпосылкиразвития личности.62Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности позволяетисследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат — оси историческоговремени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупнойдеятельностью человечества, — поле значений.
Это поле значений отдельный индивид находит как вне-егосуществующее — им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому также, как то, что входит в его образ мира(А.Н.Леонтьев). Организуя деятельность в соответствии с полем значений, люди тем самым непрерывноподтверждают реальность его существования. Социальное пространство кажется столь естественным, изначальноприросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда оказываются врамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мирачеловека разных культур, например, различия в этническом самосознании, ценностных ориентациях и т.д.Социально-исторический образ жизни личности — источник развития личности, который в ходе жизни личностипревращается в ее результат. В реальности личность никогда не скована рамками заданных социальных ролей.Она — не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявно утверждается вролевых концепциях личности.Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различныесоциальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности,которая своими «личностными действиями» (Д.Б.Эльконин), поступками и деяниями вмешивается в культуру,порой отстаивая себя в культуре, а порой теряя себя в ней.Проявления активности личности возникают не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми илииными потребностями.
Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в техрождающихся в процессе потока деятельностей противоречиях, которые и являются движущей силой развитияличности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрение продуктивных (творчество,воображение, целеобразование и т.п.) и инструментально-стилевых (способности, интеллект, характер)проявлений индивидуальности личности.При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчествабиологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящейсвои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества.
Пословам Л.Сэва, «время жизни» человека превращается в его «время жить».Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидныесвойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источникразвития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальноммире. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесеные между собой областиизучения личности.При рассмотрении индивидных свойств человека как выражающих историю человеческого вида функционально—структурных качеств, выступающих в форме предпосылок развития личности в социально—историческом образежизни, они утрачивают иллюзорную привилегерованность быть «первичной базой» личности.
Вместо этогоиндивидуальные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в потокедеятельности, вносят свой вклад в развитие личности, в эволюционно-исторический процесс в целом. Онирасположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленнойдеятельности между людьми могут выступить и как необходимые предпосылки этой деятельности,совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение техили иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает своивозможности, выбирает разные по сложности классы задач.
Введение потока многообразных деятельностей вкачестве основания движения личности в природе и обществе открывает путь к изучению содержательныхзакономерностей развития и регуляции различных свойств индивида в эволюционирующей системе социальноисторического образа жизни.Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности.Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Понятие «индивидныесвойства» человека, введенное Б.Г.Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальныесвойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.Под термином же «индивидуальные свойства» по традиции подводится все, что угодно, начиная отбиохимических свойств организма и кончая социальным статусом человека в коллективе.Индивидные свойства подразделяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и классиндивидуально-типических свойств.
В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три63группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида);нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометриейбольших полушарий. В школе Б.Г.Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными иполагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологическиефункции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств человека являютсятемперамент и задатки.Первичные индивидуально-типические свойства характеризуют иногда в широком смысле слова какнейродинамические индивидные свойства.
Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся кпсиходинамическим свойствам человека. С психодинамическими свойствами в более узком значении связываютхарактеристики только темперамента.Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву.- Возрастно-половые свойства-- Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида-- Онтогенез полового диморфизма- Индивидуально-типические свойства-- конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида)-- нейродинамические свойства человека-- особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарийИз общей схемы индивидных свойств человека, предложенной Б.Г.Ананьевым, видно, какого рода классы илиподклассы свойств выступают в качестве критериев классификации тех или иных типологий человека.
Так, если вкачестве критерия типологии используется телосложение, внешняя морфологическая конституция, то наосновании этого критерия разрабатываются корреляционные взаимосвязи между строением тела и характеромличности (типология Э.Кречмера). Нейродинамические свойства нервной системы человека служат основой типоввысшей нервной деятельности (ВНД), анализируя которые И.П.Павлов разрабатывал представления офизиологических механизмах темперамента. В обыденном сознании устойчиво бытует представление осуществовании «мужской» и «женской» психологии.
Сравнительно недавно в психофизиологию инейрофизиологию вошли понятия «лево-полушарный» человек и «правополушарный» человек, основанные наразной функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга. В истории психологии исовременной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на техили иных его индивидных свойствах. Подобная антропоцентрическая логика создания типологий неисчерпаема, иможно предполагать, что новые открытия в нейрофизиологии и биохимии человека приведут к возникновениюразличных новых морфофизиологических или биохимических типологий человека.Большое количество исследований нейродинамических свойств проведено в школе Б.М.Теплова—В.Д.Небылицина. Работами этой школы заложены основы отечественной психофизиологии индивидуальныхразличий, восходящих своими истоками к учению о типах высшей нервной деятельности И.П.Павлова.
Благодарянакопленному в этой школе богатейшему материалу о закономерностях и методиках изучения общих и частныхсвойств нервной системы (Б.М.Теплое, В.Д.Небылицин, Э.А.Голубева, К.М.Гуревич, Н.С.Лейтес, И.В.Равич-Щербо,В.М.Русалов, Н.И.Чуприкова и др.) все более явственно проступает тенденция к пониманию этих свойств какприродных предпосылок индивидуальных различий личности, прежде всего ее общих и специальныхспособностей.В исследованиях В.С.Мерлина и его учеников разрабатываются представления об интегральнойиндивидуальности, нацеленные на изучение роли общих свойств нервной системы в динамике индивидуальногостиля деятельности и реализации мотивов личности.