Ответы на билеты (2010), страница 15
Описание файла
PDF-файл из архива "Ответы на билеты (2010)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, каксоциализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то,чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мереимеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализациявзрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в которомизживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, каквсемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом дляокружающих).Билет № 20Общество как социальная система. Понятие, классификация, основные элементы.Общество — многозначное понятие, используемое для определения, как социальных систем различногоуровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира,совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум.
В болееузком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являютсялюди с их связями, взаимодействием и отношениями.Общество - система экономических, политических и духовных взаимодействий различных социальныхсубъектов (индивидов, групп, институтов).В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретацииобщества:Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическимизакономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см.
Общественный договор,Руссо, Жан-Жак);Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро идр.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой,неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философскойантропологии дано Шелером;Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласноэтой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений ицелей действий друг друга.
Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей изадач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:оно не является частью более крупной системы;браки заключаются между представителями данного объединения;оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признаннымипредставителями;объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;у общества есть собственное название и собственная история;оно обладает собственной системой управления;объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которуюназывают культурой.Системные параметры, характеризующие общество как социальную системуИерархичностьСаморегуляцияОткрытостьИнформационностьCамодетерминированностьСамоорганизацияЗакрытое и открытое обществоОбщество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности(имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи).Закрытое Общество — система, когда человек получает основные ценностные ориентации от какоголибо авторитета[источник?] (религия, партия, вождь), и где эти ценности получают статус официальнойидеологии.
Появляются политические институты, которые воплощают эту идеологию в жизнь иосуществляют контроль над общественным сознанием.Формально Закрытое Общество — государственная идеология и её институты остаются, но общество вбольшинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстротеряет контроль над системой, образуется хаос.)Фактически Закрытое Общество — имеет место система, когда большинство членов общества охотнопринимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищениеи любовь к власти, с другой стороны — страх.)Открытое Общество — здесь человеку предоставляется возможность самому выбиратьмировоззренческие, нравственные ценности.[источник?] Отсутствует государственная идеология, а науровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.Формально Открытое Общество — человек не использует свою духовную свободу должным образомили проявляет равнодушие к задачам мировоззренческого выбора, или добровольно выбирает для себяопределенные внешним образом данные ему ценности, воспринимая их в качестве истины, то естьоказывается носителем закрытого сознания.Фактически Открытое Общество — человек реально использует ту духовную свободу, которую емупредоставляют.
То есть он сам пытается найти основные ценности.Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству.В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущестенно осебе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. Взакрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — делосомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколенийлюдей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения кпоколению знания и культуру.Типология общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное).Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные ипостиндустриальные, предложенное американским социологом Д.
Беллом на основании изменениятехнологического базиса – совершенствования средств производства и знания.Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладаниемнатурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными натрадиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкиетемпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальномуровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям.
Поведение индивидов втаком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы,институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об ихизменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляютлюбое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенногообновления общества.Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.Индустриальное общество – (в современном звучании) это сложное общество, с основанным напромышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимисяструктурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности иинтересов общества.
Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средствмассовой коммуникации, урбанизации и т.д.Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое наинформационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальныхобществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а такжепреимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах ипромышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости,соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сферематериального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.Личность, человек,индивид.
Социологические концепции личности.Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобыпонять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид»,«личность».Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей.Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, какчеловеческий род.
Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем чертчеловека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждыйчеловек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается.Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретныхсоциальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельностисоциально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность - это социальная модификациячеловека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процессаформирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучениевзаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции исаморегуляции социального поведения личности.
В социологии наиболее известны следующиетеории личности:1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают каксовокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности являетсясамосознание,которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивидобучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивостивнутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности иобщества.
Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2)сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание,т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делаетличность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами,влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинениесоциальным нормам.3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведениедвумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статусобозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенныеправа и обязанности.